Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" направлен на снижение количества преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи.
По данным МВД, только за 11 месяцев 2007 года в Республике Татарстан похищено более 17,5 тысяч сотовых телефонов. Преступления, предметом преступного посягательства по которым явились средства сотовой связи, составили четвертую часть (24,2%) в общей структуре преступности, а среди преступлений имущественного блока - более трети (34,9%).
Проблема раскрытия преступлений данной категории в настоящее время актуальна для всех без исключения регионов России. Основными причинами широкого распространения преступлений данного вида являются достаточно легкий способ изъятия и сокрытия сотовых телефонов, их высокая стоимость, а также возможность неограниченного сбыта и практически беспрепятственного использования после хищения.
Изучение отечественного и зарубежного опыта борьбы с хищениями сотовых телефонов показывает, что существует достаточно эффективная система предотвращения данных преступлений. Например, в сотовой связи стандарта GSM такая система основана на осуществлении операторами сотовой связи IMEI-контроля. Английская аббревиатура "IMEI" - "International Mobile Equipment Identifier" - расшифровывается как "международный идентификатор, мобильного оборудования". IMEI - это уникальный номер, состоящий из 15 цифр, который присвоен каждому техническому устройству и запрограммирован в нем компанией-производителем либо официальным представителем с санкции компании-производителя. Не существует двух сотовых телефонов с одинаковым IMEI, не считая тех, IMEI которых был умышленно изменен. Осуществление IMEI-контроля путем включения процедуры идентификации IMEI по "черному списку" (которым устанавливается запрет доступа в систему GSM) позволяет операторам сотовой связи блокировать в своих сетях работу похищенных телефонов. Данная схема, впервые предложенная австралийской телекоммуникационной компанией Telstra, позволила сократить число заявлений о хищениях аппаратов сотовой связи на 23 процента. Опыт австралийцев был успешно перенят рядом крупных европейских компаний сотовой связи, такими как Swisscom Mobile (Швейцария) и др.
Предложенным проектом федерального закона предполагается:
- установить обязанность операторов связи осуществлять постоянный контроль за идентификационными номерами средств сотовой связи (IMEI) посредством своих программно-технических средств, сведения о которых вносить в собственную информационную базу;
- предусмотреть обязанность операторов связи на основании судебного решения по уголовным делам, находящимся в производстве следователей, дознавателей либо мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, приостанавливать оказание услуг связи.
Данные нормы могут стать существенным инструментом профилактики преступлений, связанных с хищениями средств сотовой связи, так как похищенные аппараты невозможно будет использовать в сетях операторов связи и, соответственно, спрос на нелегальном рынке на такие телефоны сократится. В свою очередь, это приведет к существенному снижению количества хищений средств связи и обеспечит защиту конституционных прав граждан.
Принятие настоящего законопроекта привлечения дополнительных бюджетных ассигнований и финансовых обременении со стороны сотовых компаний не потребует. В настоящее время всеми операторами, предоставляющими услуги сотовой связи на территории Российской Федерации, используются оборудование и программное обеспечение, позволяющие определять установленные производителями идентификационные номера средств связи. Кроме того, успешно функционируют информационные базы операторов сотовой связи, содержащие сведения об IMEI и абонентах, что позволяет проводить их сверки с централизованным федеральным учетом АИПС "Номерные вещи" Главного информационно-аналитического центра МВД России.
В целях восполнения существующих пробелов в законодательстве одновременно инициируется внесение изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций и Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" необходимо внести изменения в:
1) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.