Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается наделить органы дознания и следствия и органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, полномочиями требовать от операторов связи предоставления информации об установленных производителем идентификационных номерах средств связи и абонентах, а также обязать операторов связи приостанавливать оказание услуг связи.
В соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и статьей 64 Федерального закона "О связи" приостановление оказания услуг связи осуществляется на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.
В свою очередь, исходя из положений законопроекта, работник, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность, для приостановления оказания услуг связи должен обратиться в суд для получения необходимого решения либо получить разрешение руководителя органа, осуществляющего эту деятельность. При этом не установлены случаи или критерии, руководствуясь которыми будет приниматься решение о том, у кого необходимо получить разрешение.
Предлагаемое определение "идентификатор номера средства связи" требует существенной доработки. Так, не каждое средство связи содержит такой идентификатор, а уточнений по тексту законопроекта не приводится. Кроме того, не ясны формулировки "компьютерная информация" и "визуальный контроль". Требуются также критерии разграничения средств связи, "идентификаторы номера" которых находятся в "электронной памяти средства связи", и средств связи, "идентификаторы номера" которых размещаются непосредственно на средстве связи.
Как следует из пояснительной записки "идентификационный номер средства связи" - это международный идентификатор подвижной станции (далее - идентификатор), который присвоен абонентской станции и запрограммирован в нем компанией-производителем. В то же время, перечисленные признаки не нашли отражения в определении, сформулированном в части первой статьи 1 законопроекта.
Кроме того, необходимо отметить, что правовые гарантии уникальности идентификатора в настоящее время отсутствуют, так как российский рынок перенасыщен так называемыми "серыми телефонами" и абонентскими станциями с измененными идентификаторами. Многие производители выпускают значительные партии абонентских устройств с идентичными идентификаторами. Доля таких абонентских устройств в Российской Федерации, по оперативным данным МВД России, составляет около 50%. При приостановлении оператором подвижной связи оказания услуг связи абоненту могут быть затронуты его законные права, так как пользователь подвижной связи может являться добросовестным покупателем и не знать об истинном происхождении приобретенного абонентского устройства.
В этой связи представляется неправомерным прекращение оказания услуг связи абонентам подвижной связи в случае включения идентификатора их абонентских устройств в реестр похищенных абонентских станций.
Учитывая вышеизложенное Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Собянин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 7 августа 2008 г. N 3555п-П9 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 53447-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи", внесенный Государственным Советом Республики Татарстан"
Текст письма официально опубликован не был