Пояcнительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
Проектом федерального закона предусмотрено внесение ряда изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на совершенствование регулирования отдельных вопросов налогового администрирования, касающихся регламентации контрольных полномочий налоговых органов и некоторых прав налогоплательщиков при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость.
Часть первая Налогового кодекса РФ достаточно подробно регламентирует порядок осуществления контрольных мероприятий налоговыми органами. К числу полномочий налоговых органов, призванных обеспечить защиту фискальных интересов государства в налоговой сфере, относится право налоговых органов приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов). Статья 76 НК РФ достаточно четко формулирует основания для приостановлений операций в банке. Таких основания всего два: вынесение в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) решения о взыскании налога и непредставление налогоплательщиком налоговой декларации. В то же время, налоговые органы далеко не всегда следуют жестким требованиям статьи 76 НК РФ и зачастую приостанавливают операции по счетам без наличия предусмотренных данной статьей оснований. В этой связи, представляется необходимым о каждом вынесенном решении о приостановлении операций по счетам уведомлять прокурора. Это позволит осуществлять органам прокуратуры эффективный надзор за исполнением налогового законодательства налоговыми органами, но в то же время в отличии о санкционирования действия простое уведомление не будет затруднять работу налоговых органов.
Поправки в статью 88 НК РФ призваны устранить имеющиеся неясности в регламентации порядка проведения камеральной проверки. Федеральным законом N 137-ФЗ от 27.07.2006 года была предпринята попытка четко определить процедуру камеральной проверки. В частности, было установлено, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. На практике выяснилось, что не понятно, с какого момента необходимо исчислять трехмесячный срок проведения проверки - с даты представления документов или с даты представления документов, прилагаемой к налоговой декларации. Предлагаемые поправки в статью 88 НК РФ предлагают исчислять трехмесячный срок проверки с момента представления налоговой декларации.
Налоговый кодекс РФ определяет процедуру проведения мероприятий налогового контроля и сбора доказательств, на основании которых налоговый орган устанавливает наличие или отсутствие налогового правонарушения. Эффективность налогового администрирования может быть обеспечена только в том случае, если предусмотренные Налоговым кодексом РФ контрольные мероприятия будут осуществляться в строгом соответствии с требованием закона. Законопроектом предлагается закрепить существующую в Конституции и во всех процессуальных кодексах норму о недопустимости доказательств, собранных с нарушением федерального закона. Это обеспечит законность на стадии проведения мероприятий налогового контроля.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации (п. 2 ст. 159 НК РФ). То есть налогоплательщик, самостоятельно осуществляющий строительно-монтажные работы, обязан обложить свои собственные затраты еще и налогом на добавленную стоимость, что не соответствует самой природе налога, поскольку на этом этапе "добавленной стоимости" не создается. Впоследствии, если строительно-монтажные работы были проведены в ходе строительства объекта, используемого в операциях, облагаемых налогом, то уплаченный налог принимается к вычету, в общем порядке. Наличие в перечне объектов налогообложения строительно-монтажных работ для собственного потребления не приводит к появлению дополнительного дохода федерального бюджета, поскольку впоследствии уплаченный налог принимается к вычету, уменьшая тем самым налог, исчисленный по другим основаниям.
Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций, в настоящее время освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Вместе с тем, обоснованность такой льготы в настоящее время неоднозначна. Предлагается уточнить данное освобождение, распространив его только на то технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Это обеспечит техническое перевооружение экономики России и вместе с тем, не будет нарушать интересы отечественных производителей технологического оборудования.
Предлагается уточнить порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость налоговыми агентами. Уточняется порядок удержания налога организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары (работы, услуги) от имени иностранных организаций на основе договоров поручения и комиссии. Кроме того, действующий порядок участия налоговых агентов при аренде имущества, находящегося в государственной собственности, предлагается распространить на все операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также имущественных прав, продавцом которых выступает органы государственной власти (органы местного самоуправления). Подобная поправка необходима, поскольку после перехода на казначейское обслуживание бюджетных учреждений последние лишены возможности самостоятельно осуществлять перечисление налога в бюджет. Предлагается возложить обязанность налогового агента на покупателя товаров (работ, услуг).
Законопроект предлагает внести изменения в пункт 1 статьи 165 НК РФ, регламентирующий порядок обоснования нулевой ставки НДС при вывозе товара в режиме экспорта.
Действующий порядок обоснования нулевой ставки предусматривает обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган таможенную декларацию (ее копию) с отметками российского таможенного органа (п.п.3 п.1 статьи 165 НК РФ). Для многих налогоплательщиков, особенно для тех, которые осуществляют большое количество экспортных поставок, представление копий таможенных деклараций сопряжено со значительными административными издержками, связанными с большим объемом документацией. В то же время для эффективного налогового контроля налоговым органам необходимо получить информацию только лишь о дате фактического вывоза товара в режиме экспорта. Такая информация может содержаться в реестре таможенных декларациях#. Право предст
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.