г. Чита |
|
11 февраля 2013 г. |
Дело N А58-3138/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2013.
Полный текст постановления изготовлен 11.02.2013.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Бушуевой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петелиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Империал+" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2012 года по делу N А58-3138/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Империал+" (ИНН 1414013253, ОГРН 1071414001284 678144, Республика Саха /Якутия/, Ленский улус, г. Ленск, ул. Первомайская, 26, 12) к Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031400599152 ИНН 1414009962 678144, Саха /Якутия/ Республика, Город Ленск, Улица Ленина, 65), Администрации муниципального образования "Город Ленск" (ИНН 1414011880 ОГРН 1061414000042 678144, Республика Саха /Якутия/, Город Ленск, Улица Ленина, 63) о взыскании 5404731,11 рублей (суд первой инстанции Федорова М.И.),
при участии в судебном заседании:
от истца - Плотникова А.Н., представитель по доверенности от 17.10.2012,
от ответчиков - представители не явились, извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Империал+" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), Администрации Муниципального образования "Город Ленск" о взыскании задолженности в размере 5 260 147 руб. 20 коп., в том числе основной долг за период с 16.02.2011 по 31.12.2011 в размере 5 091 560 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период 01.01.2012 по 29.05.2012 в размере 168 587 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что истцом документально не подтверждены объемы водоотведения за период с 16.02.2011 по 31.12.2011 в размере 5 091 560 руб., указанные в плановой сумме субвенции на 2011 год.
С решением не согласен истец, который обратился с апелляционной жалобой, и просит отменить судебный акт. Указывает, что в данном случае договоры с собственниками (гражданами и администрацией МО "Город Ленск") не расторгнуты, счета к оплате за услуги по тепловодоснабжению и переработке сточных вод выставляются в полном объеме, никаких изменений в договоре с ресурсоснабжающей организацией и администрацией МО "Город Ленск" не было, таким образом, у ответчика 2-отсутствуют основания снижения объемов и размеров субвенций, более того, ответчик - 2 не является распорядителем бюджетных средств и не уполномочен препятствовать заключению договора в полном объеме, а у Ответчика 1 отсутствуют основания не выплаты субвенций. Данный факт также подтверждается письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) N 02-64-68/03 от 08.12.2011 г., письмом заместителя прокурора Ленского района N8-12, N 1148ж-11. письмом заместителя прокурора Ленского района от 06.04.2012 г. Считает, что судом неправомерно установлено, что договор о предоставлении организациям коммунального комплекса, оказывающим коммунальные услуги населению, субвенций на возмещение недополученных ими доходов в связи с государственным регулированием тарифов сторонами не заключался. Указывает, что суд не уделил должного внимания доводам истца о том, что обязанность ответчиков осуществлять возмещение дотаций предусмотрена законодательством, ст. 154 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Республики Саха(Якутия) от 28 февраля 2010 г. N 69 "Об утверждении Порядка расходования и учета субвенций, выделенных из государственного бюджета Республики Саха(Якутия) на осуществление государственных полномочий по финансированию организациям недополученных доходов, возникающих в связи с реализацией коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим полное возмещение затрат", Постановления Главы МО "Ленский район" N12-03-260/10 от 05 апреля 2010 г. "О порядке расходования и учета субвенций", а также пунктом 2.3.2 Договора передачи муниципального жилого фонда, а также пунктом 7.2 Договора N 13/10 от 29.10.2010 г. на горячее и холодное водоснабжение, переработку сточных вод. Свои обязательства, предусмотренные договором, гражданским законодательством истец выполнил в полном объеме, предоставляя услугу гражданам по сбору и вывозу ЖБО в полном объеме, согласно договорного объема, что подтверждается актами фактической поставки коммунальный услуг. Ответчики, в свою очередь, ненадлежащим образом не исполняют свои обязательства по выплате субвенций, что является нарушением статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) представило возражения на апелляционную жалобу.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представленных дополнений.
Ответчики своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На управлении и техническом обслуживании ООО "Империал+" находятся многоквартирные жилые дома, переданные на временное обслуживание до выбора собственниками способа управления домом в сентябре 2009 года распоряжениями Главы МО "Город Ленск". ООО "Империал+" с собственниками жилых помещений заключены договоры управления.
1 января 2010 года между истцом и Администрацией МО "Город Ленск" (Ответчик 2) заключен договор N 05/10-МНЧ передачи жилого фонда в управление управляющей компании или ТСЖ, согласно которого администрация МО "Город Ленек" передает в управление Управляющей компании или ТСЖ, уполномоченной общим собранием собственников, помещения муниципального жилого фонда, а УК в свою очередь обязуется по заданию собственники осуществлять надлежащее содержание и ремонт переданного имуществ и предоставлять услуги лицам, использующим муниципальный жилой фонд на законных основаниях.
Общество заключило с ресурсоснабжающей организацией - ООО "Ленское предприятие тепловых и электрических сетей" договор от 29.10.2010 N 13/10 на горячее и холодное водоснабжение и переработку сточных вод, договор теплоснабжения от 29.10.2010 N 13/10, договор N 268/11-с от 04.05.2011 на переработку сточных вод.
Полагая, что на ответчиков возложена обязанность осуществлять возмещение дотаций, истец направил в адрес ответчиков трехсторонний договор о предоставлении организациям коммунального комплекса, оказывающим коммунальные услуги населению, субвенций на возмещение недополученных ими доходов в связи с государственным регулирование тарифов, указав плановый размер субвенции 5 231 510 руб.
Ответчики договор не подписали, письмом от 04.10.2011 N 01-07-001652/11 МО "Город Ленск" направило истцу на согласование план по объемам водоотведения и расчетной сумме субвенции на 2011 год в сумме 3 821 780 руб.
Истец указывает, что обязанность ответчиков осуществлять возмещение дотаций предусмотрена законодательством, подзаконными актами, а также пунктом 2.3.2 договора передачи муниципального жилого фонда, пунктом 7.2 Договора N 13/10 от 29.10.2010 на горячее и холодное водоснабжение, переработку сточных вод.
Истец, указав, что МО "Город Ленск" не является распорядителем бюджетных средств, у него отсутствуют основания для снижения объемов и размеров субвенций, а у МО "Ленский район" Республики Саха (Якутия) отсутствуют основания не выплаты субвенций, обратился в суд с иском о взыскании 5 260 147 руб. 20 коп., в том числе основной долг за период с 16.02.2011 по 31.12.2011 в размере 5 091 560 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период 01.01.2012 по 29.05.2012 в размере 168 587 руб. 20 коп. ( с учетом уточнения).
Правовым основанием заявленных требований указана статья 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.10.2010 N 69.
В подтверждение факта выполнения своих обязательств, предусмотренных договором в полном объеме по предоставлению услуг гражданам по сбору и вывозу ЖБО, согласно договорного объема, истцом представлены акты фактической поставки коммунальный услуг.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения гражданско-правовых обязательств является договор.
Согласно статье 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Законом Республики Саха (Якутия) от 18.02.2010 800-З N 491-IV "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по предоставлению организациям коммунального комплекса, оказывающим коммунальные услуги населению, субсидий на возмещение недополученных ими доходов в связи с государственным регулированием тарифов" установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению организациям коммунального комплекса, оказывающим коммунальные услуги населению, субсидий на возмещение недополученных ими доходов в связи с государственным регулированием тарифов.
Согласно статье 1 вышеуказанного Закона к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится предоставление организациям коммунального комплекса, оказывающим коммунальные услуги населению, субсидий на возмещение недополученных ими доходов в связи с государственным регулированием тарифов. Размер недополученных доходов определяется как разница между экономически обоснованными тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса (тепловую энергию, холодную и горячую воду, водоотведение) и тарифами на указанные товары и услуги для населения, утвержденными органами местного самоуправления в соответствии с предельными индексами, установленными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.02.2010 N 69 утвержден Порядок расходования и учета субвенций, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на осуществление государственных полномочий по финансированию организациям недополученных доходов, возникающих в связи с реализацией коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим полное возмещение затрат.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.02.2010 N 69 субвенции выделяются бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) (далее - муниципальные образования), если экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, услуги централизованного холодного и горячего водоснабжения и водоотведения превышают максимальные тарифы для населения, установленные органами местного самоуправления муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 6 постановления администрации муниципального района и городского округа перечисляют средства, полученные из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), организациям, производящим коммунальные услуги и поставляющим их для населения (далее - организации) в соответствии с настоящим нормативным правовым актом и заключенными договорами с организациями.
Согласно Порядку расходования и учета субвенций, утвержденного Постановлением Главы МО "Ленский район" от 05.04.2010 г. N 12-03-000260/10, организации предоставляют в администрацию МО "Ленский район" сведения о фактически оказанных коммунальных услугах населению с актами выполненных услуг, согласованными с главами администраций муниципальных поселений на территории которых предоставлены коммунальные услуги управляющими компаниями. Администрация МО "Ленский район" перечисляет средства из государственного бюджета РС (Я) организациям, производящим коммунальные услуги и поставляющим её для населения в соответствии с настоящим Порядком и заключенными трехсторонними договорами.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Несмотря на то, что трехсторонний договор о предоставлении организациям коммунального комплекса, оказывающим коммунальные услуги населению, субвенций на возмещение недополученных ими доходов в связи с государственным регулирование тарифов сторонами спора не заключен, по причине несогласования МО "Город Ленск" объемов услуг и размера субвенций, оказание истцом ООО "Империал+" услуг по водоотведению и вывозу ЖБО для нужд населения на сумму 6 037 490 рублей подтверждены представленными истцом доказательствами: договором на переработку сточных вод N 268/11-с от 04.05.2011 г., актами о фактическом оказании услуг населению, актами приема-передачи услуг ООО ЛПТЭС", счетами-фактурами ЛПТЭС за переработку ЖБО, платежными поручениями за 2011 г., сведениями о поступлении денежных средств от населения за ЖБО в 2011 г., путевыми листами за 2011 г., пропусками на территорию очистных сооружений в 2011 году, сметой затрат на содержание 2-х КАМАЗов за 2011 год. Предоставление ООО "Империал+" услуг по вывозу ЖБО осуществлено в рамках договоров с ним как с управляющей организацией.
Апелляционным судом проверены и признаны правильными расчеты истца (л.д.8 т.2). Размер расходов истца соответствует зафиксированным объемам и установленным тарифам.
Из материалов дела следует, что в 2011 году министерством финансов Республики Саха (Якутия) ответчику МО "Ленский район" были перечислены денежные средства в размере 880 165 830 рублей с назначением платежа на субвенции на финансирование убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в связи с установлением государственных регулируемых цен. Экономия по субвенциям в 2011 году составившая 1 340 768,15 рублей перечислена в государственный бюджет РС(Я).
Законом РС(Я) от 15.12.2011 г. ЗN 881-IV "О прекращении органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) осуществления переданных им отдельных государственных полномочий по предоставлению организациям коммунального комплекса, оказывающим коммунальные услуги населению, субсидий на возмещение недополученных ими доходов в связи с государственным регулированием тарифов" с 01.01.2012 года прекращены названные государственные полномочия МО "Ленский район".
Исследовав представленные в материалы дела переписку сторон по вопросу заключения трехстороннего договора, предоставления субвенций, фактического оказания услуг, а также Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 г. по делу N А58-4359/2011, материалы проведенной прокурорской проверки, апелляционный суд приходит к выводу о том, что МО "Ленский район" исполнены обязательства перед муниципальным образованием "Город Ленск" по перечислению субсидий в пределах, выделенных Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в течение 2011 года. Задолженность, у муниципального образования "Город Ленск" перед ООО "Империал+" возникла по вине самого муниципального образования "Город Ленск" вследствие несоблюдения установленного механизма возмещения названных затрат.
С учетом изложенного, апелляционным судом не усмотрено оснований для солидарной ответственности ответчиков.
Муниципальным образованием "Город Ленск" Ленского улуса Республики Саха (Якутия) перечисления истцу не осуществлены на сумму 5 091 560 руб., составляющих разницу между реальными расходами последнего на услуги вывоза ЖБО и установленными для населения тарифами.
С учетом изложенного некомпенсированная истцу сумма 5 091 560 руб. подлежит взысканию с ответчика Администрации муниципального образования "Город Ленск" за счет средств казны муниципального образования.
В соответствии со статьёй 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Администрация МО "Город Ленск" признана виновной в несвоевременном исполнении обязательства перед ООО "Империал+", не доказала факта принятия всех мер для его надлежащего исполнения, не доказала факта отсутствия пользования чужими денежными средствами.
Стало быть, требование истца о взыскании процентов является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит удовлетворению. Расчет процентов, приведенный истцом, судом проверен и признан правильным.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение подлежит отмене с принятие нового судебного акта об удовлетворении исковых требований за счет Администрации муниципального образования "Город Ленск".
Судебные расходы подлежат распределению по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2012 года по делу N А58-3138/2012 отменить, принять новый судебный акт.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Город Ленск" за счет средств казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Империал+" 5091560 рублей задолженности, 168 587 рублей 20 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, судебные расходы в сумме 2000 рублей, всего 5 262 147 рублей 20 копеек.
В удовлетворении иска к Администрации муниципального образования "Ленский район" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н.Скажутина |
Судьи |
Е.М.Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3138/2012
Истец: ООО "Империал +"
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Город Ленск", Муниципальное образование "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в лице Администрации Муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2015 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1958/15
26.03.2015 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1587/15
16.01.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4300/12
07.10.2014 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3138/12
05.08.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3293/14
29.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2519/14
18.04.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4300/12
06.11.2013 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4300/12
09.09.2013 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3138/12
20.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1816/13
11.02.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4300/12
27.07.2012 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3138/12