город Воронеж |
|
8 февраля 2013 г. |
Дело N А14-13703/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 февраля 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Сергуткиной В.А.,
Михайловой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Лайнер": Рыльковой А.В., представителя по доверенности б/н от 17.01.2013;
от Департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ООО "Легро": Стародубовой У.В., представителя по доверенности б/н от 01.08.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лайнер" (ОГРН 1047796259741, ИНН 7701533352) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.11.2012 по делу N А14-13703/2012 (судья Федосова С.С.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лайнер" (ОГРН 1047796259741, ИНН 7701533352) г.Раменское Московской области, к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1083668032425, ИНН 3664092759) г.Воронеж, о признании незаконным разрешения на строительство N RU-36302000-16,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лайнер" (далее - заявитель, ООО "Лайнер", общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж (далее -Департамент) о признании незаконным разрешения на строительство N RU-36302000-16, разрешающее демонтаж административно-офисного здания, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. 20-летия Октября, д.90б.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Легро" (ОГРН 1093668006343, ИНН 3662141136).
Решением суда от 15.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Лайнер" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что проектная документация на демонтаж объектов капитального строительства должна подлежать государственной экспертизе в составе общего проекта в разделе 7 проектной документации. Суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, какой этап работ предусматривает демонтаж здания. Проект, послуживший основанием для выдачи Департаментов оспариваемого разрешения на демонтаж не содержал раздела по обследованию несущих конструкций фундаментов и иных конструкций примыкающего здания.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Легро" указывает, что оспариваемое разрешение на демонтаж соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов ООО "Лайнер".
В судебное заседание Департамент градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, на основании свидетельств о государственной регистрации на право собственности от 08.04.2009 серия 36-АВ N 359646, от 06.05.2009 серия 36-АВ N 373355, от 06.05.2009 серия 36-АВ N 373354, от 08.04.2009 серия 36-АВ N 359645, от 03.08.2009 серия 36-АВ N 495148, от 08.04.2009 серия 36-АВ N359647, обществу с ограниченной ответственностью "Легро" на праве собственности принадлежат части здания по ул. 20-летия Октября, 90б:
- в лит.А1 площадью - 504,2 кв.м. (подвал),
- в лит. А площадью - 585,4 (1 этаж); 611,8 (2 этаж); 613,6 (3 этаж); 614,5 (4 этаж); 111,1 кв.м (5-7 этаж).
Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0402006:24, расположенном по адресу: ул.20-летия Октября, 90б, площадью 1517 кв.м., который принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью "Легро" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации на право собственности от 03.08.2009 серия 36-АВ N 495147.
ООО "Легро" в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ обратилось в Департамент градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж для получения разрешения на реконструкцию пятиэтажного административно-офисного здания по ул.20-летия Октября, 90б, с приложением следующих документов:
- свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок по ул. 20-летия Октября, 90б,
- кадастровый паспорт земельного участка по ул. 20-летия Октября, 90б,
- градостроительный план земельного участка по ул. 20-летия Октября, 90б,
- свидетельства о государственной регистрации на право собственности здания по ул. 20-летия Октября, 90б: в лит.А1 площадью - 504,2 кв.м. (подвал), в лит. А площадью - 585,4 (1 этаж); 611,8 (2 этаж); 613,6 (3 этаж); 614,5 (4 этаж); 111,1 кв.м (5-7 этаж).
- материалы проектной документации на реконструкцию здания по ул.20-летия Октября, 90б,
- положительное заключение государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию здания по ул. 20-летия Октября, 90б.
14.07.2011 ООО "Легро" было выдано разрешение N RU-36302000-32 на реконструкцию пятиэтажного административно-офисного здания по ул.20-летия Октября, 90б.
При проведении ООО "Легро" работ по реконструкции здания по ул. 20-летия Октября, 90б обнаружилось раскрытие уже имеющихся трещин в несущих стенах в осях А/1-2 и Ж/1-2, которые ранее имели величину от 5 до 8 мм и не представляли угрозы для проведения работ по реконструкции здания в целом, при проведении работ величина раскрытия трещин в несущих стенах в местах примыканий к соседнему зданию "Солнечный Рай" в осях А/1-2 и Ж/1-2 составила от 55 до 115 мм.
Согласно заключению ООО "ИнфоПромТехнологии" по результатам дополнительного обследования строительных конструкций здания офисного центра по ул. 20-летия Октября, 90б, проведённых 28.12.2011 сделан вывод о невозможности дальнейшей эксплуатации здания, поскольку это может привести к обрушению несущих стен "в районе примыкания к зданию ТЦ "Солнечный Рай", и необходимости разработки проекта по демонтажу строительных конструкций и каркаса здания до отметки 0,000 в осях А-Ж/1-7 на первом этапе и в осях А-Ж/8-9 на втором этапе.
На основании разработанного проекта на демонтаж здания административно-офисного назначения по ул.20-летия Октября, 90б, заключения N ИД-580/212 от 17.05.2012 экспертизы промышленной безопасности (проект производства работ краном при выполнении работ по демонтажу здания административно-офисного назначения по ул. 20-летия Октября, 90б в г. Воронеже), а также представленных ранее документов для выдачи разрешения на реконструкцию здания по ул. 20-летия Октября, 906, ООО "Легро" на основании его заявления, было выдано разрешение N RU-36302000-16 от 21.03.2012 на демонтаж административно-офисного здания по ул. 20-летия Октября, 90б., со сроком действия до 21.05.2012, затем срок был продлен до 21.09.2012.
ООО "Лайнер" считая, что разрешения на строительство (демонтаж) является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что разрешение на строительство от 21.03.2012 N RU-36302000-16, разрешающее демонтаж административно-офисного здания, расположенного по адресу: ул. 20-летия Октября, 90б выдано в установленном порядке и соответствует требованиям действующего законодательства.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей Кодекса.
Получение разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства законодатель предусмотрел в целях безопасного осуществления данного вида работ, поэтому жизненный цикл продукции строительного производства (от разработки проектно-строительной документации до возведения объекта капитального строительства и сноса (демонтажа)) отражается документально в строго определенном порядке, с обязательной регламентацией объема и стоимости выполняемых работ, подробной и последовательной фиксацией данных об их исполнении.
В силу статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Согласно подпункту 7 пункта 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, раздел "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства".
Во исполнение норм статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Согласно данному Положению проектная документация должна состоять из двенадцати разделов. Раздел 7 проектной документации "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства.
Как следует из материалов дела, Общество 14.07.2011 получило разрешение N RU-36302000-32 на реконструкцию пятиэтажного административно-офисного здания по ул. 20-летия Октября, 90б.
Поскольку в процессе реконструкции были обнаружены раскрытие уже имеющихся трещин в несущих стенах в осях А/1-2 и Ж/1-2 и был сделан вывод о невозможности дальнейшей эксплуатации здания, был разработан проект на демонтаж здания административно-офисного назначения по ул. 20-летия Октября, 90б (т.2 л.д. 116-131).
Таким образом, проект на демонтаж здания административно-офисного назначения по ул. 20-летия Октября, 90б был разработан в соответствии с требованиями ст.б 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N87.
В соответствии с заключением Инженерного центра технической экспертизы и диагностики "ЭКСПЕРТ" N ИД-580/212 от 17.05.2012 (т.2 л.д.53-54), проект производства работ краном при выполнении работ по демонтажу здания административно-офисного назначения по ул.20-летия Октября, 90б в г. Воронеже соответствует требованиям промышленной безопасности (т.2 л.д. 133-142).
Исходя из положений, установленных статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, проектная документация на демонтаж объектов капитального строительства не подлежит обязательной экспертизе.
Порядок выдачи разрешения на строительство и реконструкцию объекта капитального строительства регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.
К указанному заявлению прилагаются, в том числе, следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: проект организации строительства объекта капитального строительства, сведения об инженерном оборудовании; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
Материалами дела подтверждается, что по заявлению ООО "Легро" на основании положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на реконструкцию здания по ул. 20-летия Октября, 90б было выдано 14.07.2011 разрешение N RU-36302000-32 28.03.2007 на реконструкцию пятиэтажного административно-офисного здания по ул.20-летия Октября, 90б.
Из содержания заключения ООО "ИнфоПромТехнологии" по результатам дополнительного обследования строительных конструкций здания офисного центра по адресу: ул.20-летия Октября, 90б следует, что необходимость осуществления демонтажа возникла в процессе реконструкции здания по ул. 20-летия Октября, 90б, которое осуществлялось на основании разрешения на строительство N RU-36302000-32.
Как подтверждается материалами дела, на основании заявления Общества было выдано разрешение N RU-36302000-16 от 21.03.2012 на демонтаж административно-офисного здания по ул. 20-летия Октября, 90б., со сроком действия до 21.05.2012, затем срок был продлен до 21.09.2012.
К заявлению был приложен проект на демонтаж здания административно-офисного назначения по ул. 20-летия Октября, 90б, заключение N ИД-580/212 от 17.05.2012 экспертизы промышленной безопасности (проект производства работ краном при выполнении работ по демонтажу здания административно-офисного назначения по ул. 20-летия Октября, 90б в г. Воронеже).
С учетом вышеназванных обстоятельств суд первой инстанции пришел к верному выводу, что разрешение на строительство от 21.03.2012 N RU-36302000-16, разрешающее демонтаж административно-офисного здания, расположенного по адресу: ул. 20-летия Октября, 90б выдано в установленном порядке и соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к неверному пониманию норм материального права и обстоятельств дела, базирующихся на том факте, что вывод о невозможности дальнейшей эксплуатации здания и необходимости разработки проекта на демонтаж здания административно-офисного назначения по ул.20-летия Октября, 90б был сделан в процессе реконструкции.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что разрешение на строительство N RU-36302000-16 (демонтаж), выданное департаментом градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, является законным и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, ООО "Лайнер" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1000 рублей.
При обращении в суд апелляционной инстанции Обществом платежным поручением N 686 от 07.12.2012 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.11.2012 по делу N А14-13703/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13703/2012
Истец: ООО "Лайнер"
Ответчик: Департамент градостроительства и архитектуры администрации ГО г. Воронеж, Департамент градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж
Третье лицо: ООО "Легро"