г. Москва |
|
07 февраля 2013 г. |
Дело N А40-100114/12-21-943 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: Мухина С.М., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Степкиным М.С.,
рассматривает в открытом судебном заседании в зале суда N 3
апелляционную жалобу ООО "Юпитер-Лига"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2012
по делу N А40-100114/12-21-943, судьи Каменской О.В.,
по заявлению ООО "Юпитер-Лига" (ОГРН 1037700057383; 123060, г.Москва, ул. Маршала Бирюзова, д. 17, стр. 1)
к Префектуре СЗАО города Москвы (123362, г.Москва, ул. Свободы, д. 13/2).
о признании незаконным распоряжения от 22.04.2012 N 591-РП,
при участии:
от заявителя: Дукашев К.В. по доверенности от 30.04.2012 N 13;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Юпитер-Лига" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным распоряжение Префектуры Северо-Западного административного округа г. Москвы N 591-рп от 22.04.2011 "Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов торговли на территории СЗАО г. Москвы со второго полугодия 2011 года" в части невключения в схему размещения нестационарных объектов торговли на территории СЗАО г. Москвы объекта, принадлежащего ООО "Юпитер-Лига" по адресу ул. Маршала Бирюзова, д. 17, стр. 1, обязании Префектуру Северо-Западного административного округа г. Москвы рассмотреть в порядке, установленном Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 г. N 26-ПП, вопрос о включении в схему размещения нестационарных объектов торговли на территории СЗАО г. Москвы объект, принадлежащий ООО "Юпитер-Лига" по адресу ул. Маршала Бирюзова, д. 17, стр. 1.
Решением от 06.11.2012 арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свои выводы тем, что судом не установлено совокупности, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ условий необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. Сослался на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Считает, что оспариваемое распоряжение и действия ответчика создали препятствия для осуществления заявителем его хозяйственной деятельности.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Законность и обоснованность решения проверена в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, распоряжением Префектуры СЗАО города Москвы от 20.04.2011 N 591-рп (в редакции Распоряжения от 05.08.11 N 946-рп) утверждена схема размещения нестационарных объектов торговли на территории СЗАО Москвы со второго полугодия 2011 года, включающая в себя адресный перечень размещения нестационарных объектов торговли на территории Северо-Западного административного округа города Москвы.
Проект схемы размещения нестационарных объектов торговли на территории Северо-Западного административного округа города Москвы со второго полугодия 2011 года размещен на официальном портале префектуры СЗАО г. Москвы www.szao.mos.ru.
Отсутствие в указанном перечне объекта, принадлежащих заявителю явилось основанием для обращения Общества в суд с указанными требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов органов местного самоуправления, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В настоящем случае апелляционный суд считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно ст. 2 названного Закона порядок включения в схему размещения, указанную в ч. 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 г. N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее Правила).
Согласно п. 2 Правил включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения (п. 3).
Пунктом 4 Правил установлено, что для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 г. N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
В соответствии с п. 3 названного Порядка размещение нестационарных торговых объектов осуществляется для нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы либо государственная собственность на которые не разграничена, - на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с настоящим постановлением.
Хозяйствующий субъект, имеющий действующий договор аренды земельного участка в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов, имеет право на оформление договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с приложением 3 к настоящему постановлению. Цена договора на размещение нестационарного торгового объекта определяется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Москвы (п. 8 приложения N 2 к настоящему Постановлению).
Согласно пп. 5 п. 4 названного Порядка к нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения: автомагазины (автолавки, автоприцепы), автокафе, изотермические емкости и цистерны, тележки, лотки, палатки, корзины и иные специальные приспособления.
Вышеперечисленные требования согласуются с положениями ст. 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации".
Правительством Москвы 03.02.2011 принято постановление N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в г. Москве на земельных участках, в зданиях, строениях, и сооружениях, находящихся в государственной собственности" (далее Постановление N 26-ПП).
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявитель является собственником части здания торгового павильона, площадью 19,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Маршала Бирюзова, д. 17, стр. 1. Данный торговый павильон является частью единой конструкции над подуличными переходами станции метрополитена "Октябрьское поле".
Реконструкция над выходами из станции метро "Октябрьское поле", в габаритах ограждения лестничных маршей, вдоль проезжей части улицы Маршала Бирюзова осуществлена в 1998-1999 годах на основании разработанной и утвержденной в установленном порядке градостроительной документации.
Объект (торговый павильон) введен в эксплуатацию в 1999 году согласно Акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 17.08.1999 N 9167, который в установленном порядке утвержден распоряжением префекта СЗАО г. Москвы от 09.09.1999 N 4372рп.
Судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции, что согласно Порядку, утвержденному постановлением Правительства Москвы N 26-ПП, торговый павильон представляет собой временное оснащенное торговым оборудованием сооружение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Объект (павильон) находящиеся в собственности заявителя является некапитальным объектом и их размещение на земельных участках, принадлежащих городу Москве, возможно с соблюдением требований ЗК РФ и соответствующих правовых актов города Москвы в сфере землепользования (Закон города Москвы от города 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", постановление Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1139-1111 "Об утверждении Положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства").
При этом в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства того, что у общества имеются разрешения на размещение нестационарных объектов малой розничной сети во втором полугодии 2011 года.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем не указаны права и законные интересы, которые нарушены оспариваемым распоряжением.
Апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что оспариваемый заявителем ненормативный акт не содержит каких-либо распоряжений и предписаний в отношении заявителя, не предполагает совершение им каких-либо действий, не возлагает на него обязанностей и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ условий необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает оспариваемое решение законным и обоснованным, принятым в соответствии с действующим законодательством и с учетом всех обстоятельств дела, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.11.2012 по делу N А40-100114/12-21-943 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100114/2012
Истец: ООО "Юпитер-Лига"
Ответчик: Префектура СЗАО г. Москвы, Префектура СЗАО города Москвы