г.Москва |
|
06 февраля 2013 г. |
Дело N А40-107427/12-122-560 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.
судей: Яковлевой Л.Г., Мухина С.М.,
при ведении протокола помощником судьи Дутовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.10.2012 по делу N А40-107427/12-122-560, принятое судьей Ананьиной Е.А.,
по заявлению Иванова Вячеслава Владимировича (119034, Москва, 1-й Зачатьевский пер., д.10, кв.3)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, 115191, Москва, ул.Б.Тульская, д.15)
о признании незаконным отказа,
при участии:
УСТАНОВИЛ:
Иванов Вячеслав Владимирович (далее- Иванов В.В., заявитель) обратился в арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее- Управление, ответчик) в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:1001, имеющего адресный ориентир: г.Москва, Пречистенская наб., вл.13, стр.1, выраженного в письме от 10 июля 2012 г. N 11148/2012 и обязании ответчика рассмотреть его заявление от 22 мая 2012 г. в сроки и в порядке, установленном ст.24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности).
Решением от 25.10.2012 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования, усмотрев к тому наличие совокупность необходимых условий. При этом, суд признал не соблюденным ответчиком порядок рассмотрения заявления Иванова В.В. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренный ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, что привело к нарушению его прав и законных интересов.
Ответчик не согласился с принятым по делу судебным актом и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ввиду неверного применения норм материального права. Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о несоответствии действий Управления ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, поскольку Заявителем, в том числе, не соблюден порядок подачи заявлений в комиссию, не представлены необходимые для этого документы. Полагает, что при установленных обстоятельствах по делу, у Управления не возникло обязанности и не имеется полномочий по рассмотрению заявления Иванова В.В. в предписанном судом порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу и письменных объяснениях, Заявитель поддержал решение суда первой инстанции, указал на несостоятельность доводов жалобы, просил оставить его без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся в порядке ст.163 АПК РФ перерыв.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в ней, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Заявителя поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционной инстанцией, в порядке ст.ст.266,268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку выводы суда первой инстанции противоречат нормам материального права, регулирующего возникший спор и материалам дела, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 25 июля 2002 г. между Департаментом земельных ресурсов г.Москвы и ЗАО "Флайт Инжиниринг" заключен договор N М-01-021439 аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Пречистенская наб., вл.13, стр.1. с кадастровым номером 77:07:0001052:46.
18 октября 2007 г. между Ивановым В.В. (покупатель) и ЗАО "Флайт Инжиниринг" (продавец) заключен договор купли-продажи нежилого здания, расположенного по адресу: г.Москва, Пречистенская наб., вл.13, стр.1.
На основании указанного договора право собственности на нежилое здание, расположенное по указанному выше адресу, зарегистрировано за Ивановым В.В. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
14 марта 2012 г. Департаментом земельных ресурсов г.Москвы, в связи с обращением Иванова В.В., вынесено Распоряжение N 849-01 ДЗР "О предоставлении в аренду земельного участка, имеющего адресный ориентир: г. Москва, Пречистенская наб., вл.13, стр.1.".
На основании указанного распоряжения Департаментом земельных ресурсов в адрес Иванова В.В. направлен проект договора, в котором размер арендной платы, в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка составил 2 422 890 руб. 95 коп., ежегодно.
Учитывая, что предыдущий арендатор земельного участка, выделенного под эксплуатацию приобретенного им в собственность строения уплачивал арендную плату в размере 918 698 руб. 65 коп. ежегодно и полагая, что в силу ст.ст.35, 552 ГК РФ её увеличение для нового собственника строения неправомерно, Заявитель 24 мая 2012 г. обратился в Управление Росреестра по г.Москве с заявлением о пересмотре удельного показателя кадастровой стоимости предоставляемого ему участка с кадастровым номером 77:01:0001052:1001, имеющего адресный ориентир: г.Москва, Пречистенская наб., вл.13, стр.1. В данном письме, он также просил сообщить ему, кем и на основании какой методики, был произведен расчет данного удельного показателя, отраженного в кадастровом паспорте земельного участка N 77/501/1174458 от 15.12.2011 г.
31 мая 2012 г., ответчик, письмом N 8644/2012 дал разъяснения Иванову В.В. о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:1001.
Письмом от 10 июля 2012 г. за N 11148/2012 Управлением заявителю отказано в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, со ссылкой на то, что в настоящее время на территории города Москвы отсутствуют основания для создания комиссии, так как действуют результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные Постановлением Правительства Москвы N 1046-ПП от 04.12.2007.
При этом, данное письмо подготовлено ответчиком, в связи с поступившим по принадлежности из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области заявлением Иванова В.В. (л.д.10).
Полагая, что отказ Управления в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:1001, содержащийся в письме от 10 июля 2012 г. N 11148/2012, противоречит положениям ст.24.19 Закона об оценочной деятельности и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, основываясь на описанных выше обстоятельствах дела, принимая во внимание, что земельный участок, с кадастровым номером 77:01:0001052:1001, образован из земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:46, разрешенное использование данных земельных участков, а также то, что права на земельный участок Заявителя не зарегистрированы на момент рассмотрения спора, посчитал недоказанным ответчиком вывод о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, рассчитана на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Москвы N 1046-ПП от 04.12.2007 г.
При установленных обстоятельствах, суд признал ответчика уполномоченным и обязанным в силу положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка по заявлению Иванова В.В.
Рассмотрев спор повторно, коллегия считает обоснованными доводы апелляционной жалобы, а выводы суда о наличии оснований для удовлетворения требований, ввиду неполного выяснения обстоятельств дела и неверного применения норм материального права, в данном случае, ошибочными, исходя из следующего.
При этом, из материалов дела следует и не учтено судом первой инстанции, что в соответствии с указанным выше Распоряжением ДЗР г.Москвы N 849-01 ДЗР, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001052:1001, предоставляемый Иванову В.В., образован из земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:46 и земель, находящихся в государственной собственности, имеет площадь 1 184 кв.м., относится к категории земель населенных пунктов и предоставляется для целей эксплуатации административного здания. (л.д.44).
Согласно кадастрового паспорта N 77/501/11-74458, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001052:1001, площадью 1184 кв.м, имеет разрешенное использование- "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", обременений не имеет. (л.д.48)
При этом, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 77:07:0001052:46, площадью 900 кв.м, имеет вид разрешенного использования- "для реконструкции с новым строительством и последующей эксплуатации административного здания". (л.д.47)
Таким образом, судом не учтено, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001052:1001 и земельный участок с кадастровым номером 77:07:0001052:46- два разных объекта недвижимого имущества.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет и ведение ГКН осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 указанного Закона установлено, что сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее- Правила N 316).
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В силу пункта 3 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Пунктом 13 данных Правил установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 утверждены "Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее- Методические указания).
В соответствии с п.2.1.3. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Пунктом 2.2. указаний предусмотрено, что в случае изменения площади земельного участка, кадастровая стоимость изменяется пропорционально изменению площади земельного участка.
Как верно указано ответчиком и следует из материалов дела, результаты работ по государственной кадастровой оценке земель города Москвы утверждены и введены в действие с 01.01.2008 Постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель города Москвы".
В приложении 1 к указанному Постановлению приведены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов города Москвы.
Коллегией установлено, что расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 11:01:0001052:1001 (новый участок) рассчитан ответчиком в соответствии с п.2.1.3. Методических указаний.
Следует отметить, что площадь земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:1001, предоставленного Иванову В.В., больше площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0001052:46, предоставленного ЗАО "Флайт Инжиниринг".
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель города Москвы" средний удельный показатель 7 вида разрешенного использования земель населенных пунктов для кадастрового квартала 77:01:0001052 составляет 136424,04 руб./кв. м., площадь земельного участка составляет 1184 кв.м.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:1001 составляет 161526063,36 руб. Данная стоимость указана в кадастровом паспорте земельного участка от 15.12.2011 N 77/501/11-74458.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость спорного земельного участка правомерно рассчитана ответчиком в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель города Москвы" и п.2.1.3. Методических указаний.
В отношении довода Заявителя и выводов суда первой инстанции о необоснованном отказе ответчика в рассмотрении заявления в порядке и сроки, установленные ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с положениями ст.24.19 данного Закона, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее- комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее- заявители).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее- заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
В этой же статье перечислены требования к документам, которые необходимо представлять вместе с заявлением.
Из искового заявления следует, что истцом оспаривается отказ, оформленный письмом Управления от 19.07.2012 N 11148/2012. (л.д.5)
При этом, из данного письма следует, что оно подготовлено в ответ на обращение Заявителя от 04.06.2012 поступившее из Управления Росреестра по МО. (л.д.10)
При этом, самого обращения в материалы Заявителем не представлено, не представлено и документов, перечисленных в ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, подлежащих приложению к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости.
При этом, оспаривая указанный выше отказ, Заявитель просит суд обязать ответчика рассмотреть в указанном выше порядке, заявление от 22.05.2012 г., на которое ему был дан ответ ответчиком 31.05.2012 и, который не оспаривается по делу.
Таким образом, коллегия приходит к выводу, что заявитель в нарушение положений ст.65 АПК РФ не представил доказательств соблюдения требований ст.24.19 Закона при обращении с указанными заявлениями, что указывает на то, что Управлением правомерно не признано обращение от 04.06.2012, как заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Кроме того, статья 24.19 входит в главу III. 1 "Государственная кадастровая оценка" вышеуказанного закона. Данная глава была введена Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Закон N 167-ФЗ).
Согласно ст.5 Закона N 167-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
Государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки земель, результаты которой действуют в настоящее время в городе Москве, был заключен в 2007 году между Департаментом земельных ресурсов города (заказчик работ) и ФГУП ФКЦ "Земля" (исполнитель).
Департаментом земельных ресурсов города Москвы (Заказчик работ по государственной кадастровой оценке земельных участков) и ФГУП ФКЦ "Земля" (Исполнитель работ по государственной кадастровой оценке земельных участков) по результатам проведенного конкурса заключен государственный контракт от 01.08.2007 на выполнение указанных работ.
Исполнителем работ осуществлено проведение государственной кадастровой оценки земель города Москвы для каждого земельного участка, вошедшего в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от (15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее- Методические указания).
Результаты работ по государственной кадастровой оценке земель города Москвы утверждены и введены в действие с 01.01.2008 Постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель города Москвы".
В приложении 1 к указанному Постановлению приведены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов города Москвы.
Согласно ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 ГК РФ.
Учитывая изложенное, коллегия поддерживает довод ответчика о том, что кадастровая стоимость, определенная на основании результатов государственной кадастровой оценке земли, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 04.12,2007 N 1046-ПП, не может быть оспорена в комиссии.
Коллегия также поддерживает довод апелляционной жалобы об отсутствии у него полномочий на создание соответствующей комиссии.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии оснований и обязанности у Ответчика для рассмотрения заявления Иванова В.И. в порядке, указанном в ст.24.19 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Согласно положениям статьи 65 Кодекса, лицо, оспаривающее ненормативный акт государственного органа, должно представить доказательства наличия у него прав и законных интересов, которые он считает нарушенными оспариваемым актом, и доказательства нарушения этих прав.
В данном случае, коллегия считает, что Заявителем не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым решением ответчика.
При названных обстоятельствах, при рассмотрении спора не установлена совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, что указывает на необходимость отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворения заявленных по делу требований.
Расходы лиц, участвующих в деле по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы подлежат распределению в порядке ст.110 АПК РФ и отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.10.2012 по делу N А40-107427/12-122-560 отменить.
В удовлетворении заявления Иванова Вячеслава Владимировича о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001052:1001, имеющего адресный ориентир: г.Москва, Пречистенская наб., вл.13, стр.1, выраженного в письме от 10 июля 2012 г. N 11148/2012, и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве рассмотреть заявление Иванова В.В. от 22 мая 2012 г. в сроки и в порядке, установленные ст.24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отказать.
Взыскать с Иванова Вячеслава Владимировича в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 100 (сто) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107427/2012
Истец: Иванов Вячеслав Владимирович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве, Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6402/13
15.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6402/13
18.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3066/13
06.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-38920/12
25.10.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-107427/12