Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2013 г. N 17АП-36/13
г. Пермь |
|
11 февраля 2013 г. |
Дело N А60-40942/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от заявителя ООО "Ремонтно-технический центр Синара": Савельев А. В. - представитель по доверенности от 09.01.2013,
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Уральском и Каменском районе Свердловской области: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
заявителя ООО "Ремонтно-технический центр Синара", заинтересованного лица Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Уральском и Каменском районе Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 10 декабря 2012 года
по делу N А60-40942/2012
принятое судьей Ремезовой Н.И.,
по заявлению ООО "Ремонтно-технический центр Синара" (ОГРН 1069612021687, ИНН 6612021657)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области (ОГРН 1026600931774, ИНН 6612009106)
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
ООО "Ремонтно-технический центр Синара" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Уральском и Каменском районе Свердловской области (далее - Учреждение, заинтересованное лицо) N 075/036/РВ 764-2012 от 12.09.2012 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены в части доначисления страховых взносов на выплаты, произведенные за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, соответствующих пени и штрафных санкций. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает, что спорные выплаты работникам-донорам и работникам, находящимся на прохождении военных сборов, начислены не в связи с выполнениями ими трудовых функций, а значит, и не облагаются страховыми взносами в соответствии с ФЗ N 212-ФЗ и ФЗ N 125-ФЗ. Также заявитель считает, что спорные выплаты являются компенсационными выплатами, в отношении которых законом не предусмотрено их включение в базу по страховым взносам, что не было учтено судом первой инстанции при вынесении решения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу заявителя не представило.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения требований, Учреждение так же обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт в соответствующей части отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции.
В обоснование жалобы фонд указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что спорные суммы оплаты дополнительных дней отдыха родителям для ухода за ребенком-инвалидом не подлежат обложению страховыми взносами. По его мнению, оснований для освобождения указанных выплат от обложения страховыми взносами не имеется, поскольку эти выплаты производятся лицам, состоящим в трудовых отношениях с заявителем.
Общество письменный отзыв на жалобу не представило.
Представитель Общества в судебном заседании против доводов жалобы Учреждения возражает, решение суда в обжалуемой им части считает законным, оснований для отмены его в этой части не усматривает, ссылаясь на то, что спорные суммы обложению страховыми взносами не подлежат.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения Учреждением выездной проверки заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в ПФ РФ и Федеральный ФОМС за период 2011 год, оформленной актом N 075/036/А 764 - 2012 от 14.08.2012, заинтересованным лицом вынесено решение N 075/036/РВ 764-2012 от 12.09.2012 о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по ч.1 ст.47 Закона N 212-ФЗ.
Основанием для привлечения заявителя к ответственности явились выводы проверяющих о занижении облагаемой базы в связи с не включением в нее выплат за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха работникам-донорам, за выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами; а так же выплат работникам за время исполнения государственных обязанностей (прохождение военных сборов).
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из правомерности доначисления взносов в связи с доказанностью факта занижения облагаемой базы на суммы выплат за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха работникам-донорам, а так же выплат работникам за время исполнения государственных обязанностей (прохождение военных сборов). Включение в базу выплат за выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами суд первой инстанции посчитал неправомерным, в связи с чем удовлетворил требования заявителя в соответствующей части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителя Общества, участвующего в судебном заседании, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в 2011 году в облагаемую базу по страховым взносам Обществом не были включены выплаты, производимые работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха в сумме 1223360 руб. 05 коп.
По мнению Учреждения, с которым согласился суд первой инстанции, оснований для исключения спорных сумм из базы для исчисления страховых взносов у Общества не имелось.
Выводы суда первой инстанции являются правильными в связи со следующим.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу положений ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" общество является плательщиком страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации
В силу п. 1 ст. 20 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Исходя из п. 2 названной статьи, страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (статья 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 22 ФЗ N 125-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачивается вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включается в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.
Статьей ст. 20.1 ФЗ РФ N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Следовательно, данные выплаты подлежат включению в объект обложения страховыми взносами в Фонд социального страхования РФ на основании ст. 20.1 ФЗ РФ N 125-ФЗ, ст. 7 ФЗ РФ N 212-ФЗ.
Изложенная позиция закреплена в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 4922/11, в котором дано толкование предусмотренной ст. 186 ТК РФ выплаты, как заработной платы.
Указанное толкование подлежит применению в рассматриваемом случае, поскольку положения ст.ст. 7, 9 ФЗ РФ N 212-ФЗ и ст.ст. 20.1 и 20.2 ФЗ РФ N125-ФЗ содержат аналогичные положения относительно базы для начисления страховых взносов и выплат, на которые они не начисляются.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал, что у Общества отсутствовали основания для невключения в облагаемую базу по страховым взносам выплат работникам-донорам.
Доводы апелляционной жалобы Общества в соответствующей части подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании правовых норм.
При проведении проверки заинтересованным лицом также выявлен факт невключения страхователем в облагаемую базу выплат работникам за время исполнения государственных обязанностей в размере 3 388 руб. 31 коп.
Вывод суда первой инстанции о том, что спорные суммы в объект обложения страховыми взносами Обществом не включены неправомерно, так же является правильным.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Исходя из системного толкования указанных норм, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Осуществление расходов, указанных в подпункте "а" пункта 25 названного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704) установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения) - для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке, суд апелляционной инстанции признает правомерным.
Доводы Общества в соответствующей части основаны на неправильном толковании правовых норм, в связи с чем так же отклоняются апелляционным судом.
Судом первой инстанции так же установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для доначисления заявителю страховых взносов, пени и штрафов явились, в том числе выводы Учреждения о неправомерном невключении в базу для исчисления страховых взносов сумм, выплачиваемых работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами.
Спорные суммы, по мнению заинтересованного лица, подлежат обложению страховыми взносами.
Указанная позиция Учреждения является ошибочной, на что обоснованно указал суд первой инстанции, правомерно отметив следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии с Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" также предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
Как указано выше, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом имеет характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Оспариваемое решение Учреждения в части начисления взносов, пени и штрафа на спорные выплаты является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Ссылки заинтересованного лица на необходимость включения спорных сумм в базу для исчисления страховых взносов основаны на неправильном толковании правовых норм, в связи с чем подлежат отклонению.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются правильными.
Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В порядке ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по жалобам подлежит отнесению на ее заявителей. Учреждение от уплаты госпошлины освобождено. Излишне уплаченная Обществом госпошлина подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 декабря 2012 года по делу N А60-40942/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Ремонтно-технический центр Синара" (ОГРН 1069612021687, ИНН 6612021657) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 3467 от 19.12.2012 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.