23 марта 2006 г., 13 марта, 2, 5 июня 2008 г.
В целях повышения эффективности государственного регулирования и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и руководствуясь Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.
2. Установить, что финансирование деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с федеральными органами исполнительной власти начиная с 2006 года ежегодно до 1 марта направлять в Правительство Российской Федерации доклад о проделанной работе по снижению негативного воздействия опасных биологических агентов и химических веществ природного и техногенного происхождения на население, биосферу и объекты техносферы с предложениями по совершенствованию государственной системы биологической и химической безопасности Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 423 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления организовать во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными академиями наук и организациями проведение работ по обеспечению биологической и химической безопасности на соответствующих территориях.
Председатель Правительства |
М. Фрадков |
Москва
16 мая 2005 г.
N 303
Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 423 в настоящее Положение внесены изменения
См. текст Положения в предыдущей редакции
Положение
о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 16 мая 2005 г. N 303)
23 марта 2006 г., 13 марта, 2, 5 июня 2008 г.
См. Федеральную целевую программу "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", утвержденную постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. N 791
См. Концепцию федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", утвержденную распоряжением Правительства РФ от 28 января 2008 г. N 74-р
1. Настоящее Положение устанавливает полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.
2. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
обеспечивает биологическую и химическую безопасность населения Российской Федерации и организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в области биологической и химической безопасности Российской Федерации;
организует работу по формированию государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, направленное на снижение негативного воздействия опасных биологических агентов и химических веществ на здоровье людей и окружающую среду;
участвует в подготовке проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации о технических регламентах, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования;
организует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, государственными академиями наук и организациями научно-технического и промышленного профиля разработку федеральных целевых и ведомственных программ в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации и обеспечивает их реализацию;
обеспечивает нормативно-правовое регулирование формирования, ведения, сохранения и защищенности от несанкционированного доступа коллекций и музеев культур опасных и особо опасных биологических агентов как критически важных объектов в системе здравоохранения;
организует работу по совершенствованию национального календаря профилактических прививок и проведению профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области биологической и химической безопасности, в том числе по вопросам выполнения требований Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (далее - Конвенция о запрещении биологического оружия);
разрабатывает в установленной сфере во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, государственными академиями наук и организациями научно-технического и производственного профиля предложения о государственной поддержке развития научно-технического и производственного биотехнологического потенциала страны, а также лечебно-профилактической базы системы здравоохранения;
организует деятельность организаций здравоохранения и организаций-производителей лекарственных средств, включая медицинские иммунобиологические препараты, по проведению мероприятий, обеспечивающих биологическую и химическую безопасность населения Российской Федерации;
осуществляет профессиональную подготовку медицинских и санитарно-эпидемиологических работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку в области обеспечения биологической и химической безопасности населения Российской Федерации.
3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
участвует в формировании государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
взаимодействует с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия, направленное на снижение негативного воздействия опасных биологических агентов и химических веществ на сельскохозяйственных животных, растения и среду их обитания, а также на сельскохозяйственное сырье, продукцию сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
участвует в подготовке проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации о технических регламентах, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах Российской Федерации;
О Координационном совете по вопросам технического регулирования в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе при Минсельхозе России см. приказ Минсельхоза РФ от 1 августа 2005 г. N 139
организует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, государственными академиями наук и организациями научно-технического и промышленного профиля разработку федеральных целевых и ведомственных программ в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации и обеспечивает их реализацию;
обеспечивает нормативно-правовое регулирование формирования, ведения, сохранения и защищенности от несанкционированного доступа коллекций и музеев культур опасных и особо опасных биологических агентов как критически важных объектов агропромышленного комплекса;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности, в том числе по вопросам выполнения требований Конвенции о запрещении биологического оружия;
обеспечивает защиту сельскохозяйственных животных и растений от опасных биологических агентов и химических веществ;
принимает меры к поддержанию на достаточном уровне запасов средств защиты растений и агрохимикатов, а также диагностических препаратов и лекарственных средств, необходимых для защиты животных от опасных биологических агентов и химических веществ природного и техногенного происхождения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
организует работы по разработке и реализации федеральных целевых и ведомственных программ, связанных с решением проблем обеспечения биологической и химической безопасности в агропромышленном комплексе Российской Федерации;
организует проведение противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по профилактике и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных;
организует работы, направленные на обеспечение готовности организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, производящих ветеринарные иммунобиологические препараты и лекарственные средства, к реализации плановых мероприятий, обеспечивающих биологическую и химическую безопасность сельскохозяйственных животных;
организует и проводит совместно с Российской академией сельскохозяйственных наук и другими организациями научно-технического профиля изучение фитосанитарной обстановки с целью выработки рекомендаций по упреждению, локализации и ликвидации эпифитотий на территории Российской Федерации;
организует работы и поставки продукции для государственных нужд с целью обеспечения биологической и химической безопасности в агропромышленном комплексе Российской Федерации;
осуществляет повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовку работников агропромышленного комплекса в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.
4. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
участвует в формировании государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации и устанавливает совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти требования к средствам защиты от опасных биологических агентов и химических веществ;
обеспечивает защиту Вооруженных Сил Российской Федерации от опасных биологических агентов и химических веществ, а также защиту материально-технической базы от экопатогенов природного и техногенного происхождения;
организует проведение мероприятий по обеспечению защищенности (физической защиты и охраны) критически важных объектов биологического и химического профиля, входящих в систему Министерства;
взаимодействует с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросам функционирования государственной системы биологической и химической безопасности Российской Федерации;
разрабатывает во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти федеральные целевые и ведомственные программы в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, обеспечивает их реализацию, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию средств и методов защиты от опасных патогенов, экопатогенов, ксенобиотиков и суперэкотоксикантов, исходя из специфики деятельности военнослужащих и функционирования воинских организаций;
организует по запросам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации санитарно-противоэпидемические и другие мероприятия в очагах биологического и химического заражения;
обеспечивает нормативно-правовое регулирование формирования, ведения, сохранения и защищенности от несанкционированного доступа коллекций и музеев культур опасных и особо опасных биологических агентов как критически важных объектов в системе Министерства;
поддерживает в необходимой готовности части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации для использования в кризисных ситуациях;
организует функционирование в Вооруженных Силах Российской Федерации единой системы выявления и оценки масштабов и последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных биологическими агентами и химическими веществами техногенного происхождения;
обеспечивает в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организацию санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного и фитосанитарного надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;
проводит оценку внешних и внутренних источников биологических и химических угроз биосфере и объектам техносферы и представляет в установленном порядке предложения по их предупреждению и ликвидации, включая предложения по противодействию разработке, приобретению, производству и накоплению биологического и химического оружия другими государствами;
осуществляет в пределах своей компетенции внешнеполитическую деятельность по вопросам биологической и химической безопасности, организует выполнение в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Конвенции о запрещении биологического оружия и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее - Конвенция о запрещении химического оружия), а также участвует в наблюдении за их выполнением другими государствами - участниками этих Конвенций;
организует профессиональную подготовку военных специалистов в области обеспечения биологической и химической безопасности.
5. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет следующие полномочия:
участвует в формировании государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
реализует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти государственную политику в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вызываемых опасными биологическими агентами и химическими веществами;
участвует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в разработке проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
осуществляет управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение биологической и химической безопасности Российской Федерации, в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными для населения и окружающей среды биологическими агентами и химическими веществами природного и техногенного происхождения;
организует на постоянной основе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинг состояния защищенности критически важных объектов, в том числе опасных производственных объектов, техногенные аварии на которых могут создать чрезвычайные ситуации биологического или химического происхождения;
организует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, государственными академиями наук разработку единых для страны комплексных методик оценки защищенности критически важных объектов биологического и химического профиля, а также показателей риска в случае ввоза на территорию Российской Федерации опасных в биологическом и химическом отношении грузов;
обеспечивает с участием Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору создание системы мониторинга окружающей среды в районах расположения критически важных объектов для оценки и прогнозирования возможных зон загрязнения (поражения) опасными патогенами, экопатогенами, ксенобиотиками и суперэкотоксикантами при возникновении чрезвычайных ситуаций на этих объектах, сопряжение этой системы с едиными дежурно-диспетчерскими службами, локальными системами оповещения и силами реагирования на уровне объекта и территориальном уровне;
осуществляет международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.
6. Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
участвует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в формировании государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации и осуществлении нормативно-правового регулирования в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов по вопросам организационного, научно-технического, производственного и материально-технического обеспечения биологической и химической безопасности населения, биосферы и объектов техносферы;
организует разработку и реализацию федеральных целевых и ведомственных программ, научно-технических и инновационных проектов, направленных на развитие высоких промышленных технологий и материально-технической базы организаций биотехнологической и химической промышленности;
организует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти конкурсы по разработке технических регламентов, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, и обеспечивает финансирование проведения этих конкурсов и разработок;
обеспечивает нормативно-правовое регулирование формирования, ведения, сохранения и защищенности от несанкционированного доступа коллекций и музеев культур промышленных микроорганизмов как критически важных объектов в системе Министерства;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе по вопросам выполнения требований Конвенции о запрещении биологического оружия и Конвенции о запрещении химического оружия.
7. Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 Министерство природных ресурсов РФ преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии РФ
участвует в формировании государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды с целью обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
разрабатывает и принимает санитарные правила, регламентирующие мероприятия по защите лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, от вредителей и болезней леса, порядок осуществления мониторинга лесов, требования к использованию и охране водохранилищ, каскадов или системы водохранилищ, нормативно-методические документы по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и ведению государственного мониторинга водных объектов;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности.
8. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
обеспечивает на международном уровне дипломатическими и международно-правовыми средствами биологическую и химическую безопасность Российской Федерации;
содействует участию федеральных органов исполнительной власти в международном сотрудничестве и реализации международных договоров в области обеспечения биологической и химической безопасности, участницей которых является Российская Федерация;
запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности документы, справочные и иные материалы по проблеме биологической и химической безопасности, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
подготавливает во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти документы по вопросам, связанным с выполнением Российской Федерацией требований Конвенции о запрещении биологического оружия и Конвенции о запрещении химического оружия;
принимает участие в подготовке предложений по обеспечению противодействия разработке, приобретению, производству и накоплению биологического и химического оружия другими государствами;
организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти работу по гармонизации нормативной правовой базы в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации с нормами международного права и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.
9. Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, с целью исключения несанкционированного доступа на эти объекты и к используемым на этих объектах опасным биологическим агентам и химическим веществам;
организует и обеспечивает проведение специальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск при возникновении биологических или химических опасностей чрезвычайного характера.
10. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет нормативно-правовое регулирование по вопросам обеспечения безопасной работы всех видов транспортных средств, которые используются для перевозки грузов, опасных в биологическом и химическом отношении, а также в сфере организации непрерывного слежения за состоянием и местоположением этих грузов.
Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 в пункт 11 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
11. Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
рассматривает совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации предложения федеральных органов исполнительной власти о программной разработке проблемы обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, а также концепции соответствующих федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ и представляет их в Правительство Российской Федерации;
проводит согласование проектов целевых программ по проблеме обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации и направляет в установленном порядке заключения на проекты этих программ;
разрабатывает во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам установления номенклатуры и норм накопления в государственном материальном резерве материальных ценностей для обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вызываемых опасными биологическими агентами и химическими веществами на территории Российской Федерации;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности, в том числе по вопросам выполнения требований Конвенции о запрещении биологического оружия и Конвенции о запрещении химического оружия.
Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 в пункт 12 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
12. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
участвует в формировании государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации и осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов развития образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, техноградов и наукоградов с целью обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
формирует приоритетные направления развития образования, науки, технологий и техники, перечни критических технологий и приоритетов инновационной деятельности, имеющих отношение к развитию высоких промышленных биотехнологий, в том числе генно-инженерных технологий, обеспечивающих производство средств защиты людей, биосферы и объектов техносферы от опасных биологических агентов и химических веществ;
рассматривает совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации предложения федеральных органов исполнительной власти о программной разработке проблемы обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, а также концепции соответствующих федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и государственных академий наук по организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результаты которых используются для обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности.
13. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
осуществляет контроль за реализацией государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации с целью охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
участвует в организации разработки национальных стандартов и технических регламентов, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, и их внедрения;
организует профилактику инфекционных заболеваний, вызываемых патогенами и паразитами, профессиональных заболеваний и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, вызываемых ксенобиотиками и суперэкотоксикантами;
организует и проводит мониторинг опасных для человека природных биологических агентов и химических веществ, а также вызываемых ими заболеваний с целью прогнозирования биологических и химических опасностей на территории страны и принятия плановых и экстренных санитарно-противоэпидемических мер по обеспечению биологической и химической безопасности населения и окружающей среды;
организует и координирует работы по санитарно-эпидемиологическому мониторингу зооантропонозов;
организует работы по созданию и функционированию системы контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей;
организует оперативное реагирование на внезапный рост биологических и химических опасностей на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на вспышки инфекционных заболеваний и токсинных поражений, вызванных патогенами и токсинами природного и техногенного происхождения, с особым акцентом на выявление экзотических и неэндемичных для территории Российской Федерации патогенов;
проводит работу по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления по результатам социально-гигиенического мониторинга причинно-следственных связей между состоянием здоровья людей и средой их обитания;
взаимодействует с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации с целью достижения необходимого уровня санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности;
организует работу по гигиеническому воспитанию населения и обучению специалистов, чья деятельность связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продукции (в том числе питьевая вода и пищевые продукты), требования к биологической и химической безопасности которой устанавливаются техническими регламентами и национальными стандартами Российской Федерации.
14. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет следующие полномочия:
осуществляет государственный контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды;
осуществляет государственный контроль за обеспечением защиты сельскохозяйственных угодий от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами;
осуществляет организацию и проведение эпизоотологического мониторинга особо опасных экзотических и малоизученных болезней животных, в том числе зооантропонозов, с целью выработки рекомендаций по упреждению, локализации и ликвидации эпизоотий на территории Российской Федерации;
участвует в организации разработки национальных стандартов и технических регламентов, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования в агропромышленном комплексе Российской Федерации, и их внедрения;
организует и проводит с привлечением государственных академий наук и организаций научно-технического профиля научные исследования по вопросам осуществления ветеринарного и фитосанитарного надзора в агропромышленном комплексе Российской Федерации с целью обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления надзор в сфере обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия на территории Российской Федерации;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности;
организует подготовку кадров государственных ветеринарной и фитосанитарной служб по вопросам обеспечения биологической и химической безопасности.
15. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю осуществляет следующие полномочия:
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций по защите информации, составляющей государственную тайну, и конфиденциальной информации о деятельности в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
осуществляет во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти контроль за проведением мероприятий по защите от утечки по техническим каналам информации, составляющей государственную тайну, и конфиденциальной информации о деятельности в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
осуществляет контроль за сертификацией и аттестацией автоматизированных систем, используемых в управлении технологическими процессами по уничтожению химического оружия, в том числе автоматизированных линий расснаряжения химических боеприпасов, с учетом требований информационной безопасности;
принимает участие в международном сотрудничестве в области обеспечения биологической и химической безопасности, в том числе по вопросам совершенствования международной кооперации и механизмов реализации международных договоров, участницей которых является Российская Федерация;
разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций проекты списков (перечней) товаров биологического и химического профиля, подлежащих экспортному контролю;
обеспечивает проведение экспортного контроля, в том числе организует и проводит в установленном порядке государственную экспертизу внешнеэкономических сделок в отношении товаров (работ, услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании биологического и химического оружия, а также средств их доставки;
участвует в реализации государственной политики в области нераспространения биологического и химического оружия.
16. Федеральная служба безопасности Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
реализует в пределах своих полномочий контроль за реализацией государственной политики в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
информирует Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по их поручениям - органы государственной власти Российской Федерации об угрозах биологической и химической безопасности Российской Федерации;
предупреждает и пресекает террористические акты, в ходе которых возможно применение опасных патогенов и химических веществ, а также биологического и химического оружия;
участвует в прогнозировании и оценке источников внешних и внутренних угроз биологической и химической безопасности Российской Федерации;
разрабатывает на основе прогнозов развития политической, социально-экономической и криминогенной обстановки в стране предложения по предупреждению и нейтрализации антропогенных угроз биологической и химической безопасности Российской Федерации;
участвует совместно с заинтересованными государственными органами исполнительной власти в мероприятиях по выявлению и пресечению незаконного оборота опасных патогенов, экопатогенов и химических отравляющих веществ, их использования в противоправных целях;
организует в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации получение и обработку разведывательной информации о внешних угрозах биологической и химической безопасности Российской Федерации;
оказывает содействие органам государственной власти Российской Федерации в реализации мер, осуществляемых для обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
обеспечивает в пределах своих полномочий безопасность при проведении научных разработок в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
осуществляет совместно с заинтересованными государственными органами исполнительной власти мероприятия по недопущению утечки конфиденциальной и закрытой информации по вопросам обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
участвует совместно с заинтересованными государственными органами исполнительной власти в реализации мероприятий по своевременному выявлению предпосылок к возникновению на критически важных объектах биологического и химического профиля чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, несущих угрозу поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также в расследовании случаев их возникновения;
создает совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством внутренних дел Российской Федерации автоматизированный банк данных, содержащий информацию о биологической и химической безопасности Российской Федерации, в том числе о транснациональных террористических угрозах, с соблюдением требований конфиденциальности;
участвует совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в разработке проектов международных соглашений, выработке позиции Российской Федерации на переговорах по сотрудничеству в области обеспечения химической и биологической безопасности.
17. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет следующие полномочия:
участвует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в разработке нормативных правовых актов в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, включая разработку проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации о технических регламентах, устанавливающих требования к химической безопасности объектов технического регулирования;
участвует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в организации мониторинга состояния защищенности опасных производственных объектов химического профиля;
организует и проводит государственную экологическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, проектов федеральных целевых программ, технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, иных видов документации, касающихся обращения токсичных химических веществ, реализация которых может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (за исключением экспертизы объектов в сфере природопользования);
осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов химического профиля, а также при изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на этих опасных производственных объектах, и транспортировании опасных химических веществ на производственных объектах;
организует и контролирует проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов химического профиля;
осуществляет оценку состояния промышленной безопасности и противоаварийной защиты опасных технологических производств и производственных объектов химического профиля, проводит техническое расследование причин аварий на опасных производственных объектах химического профиля;
организует совместно с Федеральным агентством по промышленности реализацию мероприятий по развитию систем, разработке средств и методов технической диагностики объектов и оборудования, отработавших расчетный ресурс, но используемых на опасных объектах биологического и химического профиля, а также организует контроль за осуществлением текущего и капитального ремонта основных фондов указанных объектов;
организует совместно с Федеральным агентством по промышленности реализацию инженерных мероприятий по снижению риска воздействия опасных химических веществ на население, производственную инфраструктуру и экологическую систему при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных производственных объектов химического профиля;
осуществляет контроль и надзор за проведением работ по повышению противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов химического профиля;
участвует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в создании базы данных, содержащей информацию о надежности функционирования опасных производственных объектов биологического и химического профиля;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности, в том числе по вопросам выполнения требований Конвенции о запрещении биологического оружия и Конвенции о запрещении химического оружия;
организует и контролирует подготовку и аттестацию специалистов в области обеспечения химической и экологической безопасности;
О подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности см. приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 ноября 2007 г. N 793
регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный реестр таких объектов.
18. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия:
обеспечивает контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда, использованием и охраной водных объектов для обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.
19. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет следующие полномочия:
обеспечивает органы государственной власти, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Вооруженные Силы Российской Федерации и население необходимой информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении для решения задач социально-гигиенического мониторинга;
осуществляет мониторинг окружающей среды, атмосферного воздуха, водных объектов в части поверхностных водных объектов и обеспечивает выпуск экстренной информации об антропогенном (техногенном) загрязнении окружающей среды, в том числе химическом, которое может угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде;
формирует Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
20. Служба внешней разведки Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
осуществляет методами и средствами разведки деятельность по обеспечению защиты Российской Федерации от внешних биологических и химических угроз;
представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации, Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации разведывательную информацию, аналитические оценки и прогнозы, касающиеся потенциальных биологических и химических угроз жизненно важным интересам Российской Федерации со стороны иностранных государств, а также международных террористических и иных преступных организаций.
21. Федеральное агентство по промышленности осуществляет следующие полномочия:
действует в качестве уполномоченного (национального) органа Российской Федерации по выполнению Российской Федерацией требований Конвенции о запрещении биологического оружия и Конвенции о запрещении химического оружия;
организует разработку и реализацию федеральных целевых и ведомственных программ, научно-технических и инновационных проектов, направленных на развитие высоких промышленных технологий и материально-технической базы организаций биотехнологической и химической промышленности;
оказывает государственные услуги в сфере обеспечения развития прогрессивных технологических процессов и производств химического, микробиологического и биотехнологического профиля, продукция которых необходима для государственных нужд в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
обеспечивает поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в сфере биотехнологической, медицинской, химической и других отраслей промышленности, продукция которых необходима для обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
участвует в организации разработки национальных стандартов и технических регламентов, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, и их внедрения;
обеспечивает защищенность критически важных объектов биологического и химического профиля с целью снижения до минимума или полного исключения опасности негативного воздействия их технологических процессов, продукции и отходов производства на здоровье людей и окружающую среду;
организует совместно с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору реализацию мероприятий по развитию систем, разработке средств и методов технической диагностики объектов и оборудования, отработавших расчетный ресурс, но используемых на опасных объектах биологического и химического профиля, а также организует осуществление текущего и капитального ремонта основных фондов указанных объектов;
организует совместно с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору реализацию комплекса инженерных мероприятий по снижению риска воздействия опасных химических веществ на население, производственную инфраструктуру и экологическую систему при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации критически важных объектов химического профиля;
организует работы по развитию (с учетом мобилизационной готовности) научно-производственного комплекса, на базе которого осуществляется выпуск систем (средств) материально-технического обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
создает совместно с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий базу данных, содержащую информацию о надежности функционирования критически важных объектов биологического и химического профиля.
22. Утратил силу.
См. текст пункта 22
23. Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет следующие полномочия:
организует разработку и обеспечивает выполнение федеральных целевых и ведомственных программ, отдельных научно-технических и инновационных проектов в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации, развития системы специализированного санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарного обеспечения работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения территорий, обслуживаемых Агентством;
организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области создания для государственных нужд эффективных методов и средств обнаружения и идентификации опасных биологических агентов и химических веществ, а также разработки методов и средств профилактики, диагностики и лечения химических поражений (отравлений) и болезней человека;
организует мониторинг опасных природных патогенов и химических веществ, а также вызываемых ими заболеваний (отравлений) на территориях, обслуживаемых Агентством, с целью прогнозирования биологических и химических угроз на территории Российской Федерации и принятия адекватных санитарно-противоэпидемических мер;
обеспечивает функционирование системы оперативного реагирования на ситуации, связанные с возникновением биологических и химических угроз на объектах и территориях, обслуживаемых Агентством;
организует и обеспечивает работу химико-токсикологических бригад экстренного реагирования;
участвует в организации работ по созданию и функционированию системы контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей;
организует работы по созданию в системе Агентства банков данных и информационно-аналитических ресурсов в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
организует обеспечение заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и находящихся в их ведении организаций информацией из отечественных и зарубежных источников по вопросам биологической и химической безопасности;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности;
обеспечивает защиту населения от опасных биологических агентов и химических веществ;
разрабатывает в установленной сфере во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, государственными академиями наук и организациями научно-технического и производственного профиля предложения о государственной поддержке развития научно-технического и производственного биотехнологического потенциала страны, а также лечебно-профилактической базы системы здравоохранения;
обеспечивает проведение работ по созданию, промышленному производству и поставке для государственных нужд изделий медицинского назначения (тест-систем) и оборудования для выявления и идентификации опасных биологических агентов и ксенобиотиков, а также лекарственных средств, необходимых для профилактики и лечения людей, пораженных этими агентами и химическими веществами;
принимает меры к поддержанию на достаточном уровне запасов диагностических препаратов и лекарственных средств, необходимых для защиты населения от опасных биологических агентов и химических веществ природного и техногенного происхождения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
обеспечивает модернизацию и развитие клинических учреждений, обновление материально-технической базы аналитических лабораторий в целях освоения и применения на практике современных медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации в случае опасных биологических и химических воздействий на организм человека;
предоставляет населению информацию по вопросам обеспечения биологической и химической безопасности через средства массовой информации и с использованием информационно-просветительных материалов.
24. Утратил силу.
См. текст пункта 24
25. Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет следующие полномочия:
организует разработку прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, связанных с решением проблем обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации;
организует и обеспечивает выполнение научно-технических и инновационных проектов, направленных на развитие биотехнологической и химической промышленности с целью повышения уровня биологической и химической безопасности Российской Федерации;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности.
26. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет следующие полномочия:
организует экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ в части выявления возможных негативных воздействий опасных биологических агентов и химических веществ на людей и окружающую среду;
осуществляет во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовку программ разработки национальных стандартов и их утверждение, а также организует экспертизу проектов национальных стандартов с учетом соблюдения требований к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования;
участвует в организации разработки технических регламентов, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, и их внедрения;
организует в рамках Единой информационной системы сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения этих требований.
27. Федеральное агентство водных ресурсов обеспечивает в пределах своей компетенции проведение мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод с целью обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации.
28. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет следующие полномочия:
относит леса к ценным лесам, выделяет особо защитные участки и устанавливает их границы, относит леса к эксплуатационным, резервным лесам и устанавливает их границы;
организует и обеспечивает в лесах, расположенных на землях лесного фонда, лесопатологический мониторинг и лесное семеноводство;
осуществляет государственную инвентаризацию лесов;
в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения биологической и химической безопасности.
Постановление Правительства РФ от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 мая 2005 г. N 21 ст. 2023
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 8 августа 2020 г. N 1196
Изменения вступают в силу с 19 августа 2020 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. N 152
Изменения вступают в силу с 27 февраля 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2018 г. N 1152
Изменения вступают в силу с 10 октября 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. N 184
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 26 января 2017 г. N 80
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 1 августа 2013 г. N 654
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 5 июня 2013 г. N 476
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2012 г. N 1128
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2012 г. N 882
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2011 г. N 935
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2011 г. N 50
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. N 717
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 702
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2009 г. N 176
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 43
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 917
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 423
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 13 марта 2008 г. N 169
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 23 марта 2006 г. N 157
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления