г. Москва |
N 09АП-1464/2013-ГК |
15 февраля 2013 г. |
Дело N А40-101297/12-112-936 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Овчинниковой С.Н.
Судей: Тетюка В.И., Стешана Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Висловой Н.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Департамента градостроительной политики города Москвы, Правительства Москвы, ООО "Наш Дом" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "17" декабря 2012 г. по делу N А40-101297/12-112-936, принятое судьей В.Г. Зубаревым
по иску (заявлению) ООО "Наш Дом" (ОГРН 1047796451702) 125466, г. Москва, Новокуркинское шоссе, д.51, пом. ХLV
к Департаменту градостроительной политики города Москвы (ОГРН 1117746321219 ) 125009, г. Москва, Никитский пер.5, стр.6,
3-е лицо : Правительство Москвы о признании договора незаключенным
При участии сторон:
от истца: ООО "Наш Дом" - Марковцев А.А. по доверенности от 25.07.2012 г., Чертилин В.Ю.по доверенности от 25.07.2012 г., Гайдук Е.С. по доверенности от 19.09.2012 г.
от ответчика: Департаменту градостроительной политики города Москвы - Иванов В.А. по доверенности от 15.06.2012г.N 2
от третьего лица: Правительство Москвы - Силантьева Е.В. по доверенности от 25.07.2012г.N 4-14-615/2, Пухлякова О.В. по доверенности от 29.11.2012г.N 4-47-1068/
УСТАНОВИЛ:
ООО "Наш Дом" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту градостроительной политики города Москвы с иском о признании подписанного от имени Департамента инвестиционных программ строительства города Москвы, с одной стороны, и от имени Общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом", с другой стороны, договор N 299-ИС на право соинвестирования проектирования и строительства 99% объекта по адресу: Куркино, ул. Юровская (ФОК), незаключенным; взыскать с Департамента градостроительной политики города Москвы в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом" сумму неосновательного обогащения в размере 52 582 116,64 руб., проценты в размере 29 760 867,50 руб. (с учетом уточнения требований).
Решением суда от 17 декабря 2012 г.исковые требования удовлетворены частично: договор N 299-ИС на право соинвестирования проектирования и строительства 99% объекта по адресу: Куркино, ул. Юровская (ФОК), подписанный от имени Департамента инвестиционных программ строительства города Москвы, с одной стороны, и от имени Общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом", с другой стороны признан незаключенным.
Взыскано с Департамента градостроительной политики города Москвы в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом" сумму неосновательного обогащения в размере 52 582 116,64 руб., проценты в размере 29 760 867,50 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляции оную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в иске отказать. Считает, что выводы суда не соответствуют имеющимся в деле обстоятельствам, что суд неправомерно сделал вывод о том, что он является правопреемником Департамента инвестиционных программ строительства города Москвы. Указал, что он является ненадлежащим ответчиком по иску.
Не согласившись с принятым решением, 3-е лицо- Правительство Москвы обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске от казать. Оспаривает вывод суда о правопреемстве ответчика Департаменту инвестиционных программ строительства города Москвы. Указал, что в соответствии с Дополнительным соглашением от 03.11.2009 ода сторонами Договора N 299-ИС являются истец и Правительство Москвы, которое подписано в связи с изменением бюджетного законодательства. Право подписания от имени города Москвы договоров, дополнительных соглашений к инвестконтрактам и актов о результатах реализации инвестпроектов предоставлено первому заместителю мэра г. Москвы - Ресину В.И., которым и подписано Дополнительное соглашение. Департамент градостроительной политики Москвы не является правопреемником ДИПС, ни стороной договора.
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой оспаривает решение суда в части взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку суд произвольно уменьшил размер процентов, что противоречит ст. 395 ГК РФ.
В судебном заседании представители поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия признает из обоснованными, а решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 30.11.2005 г. между Обществом с ограниченной ответственностью "НД" (далее - "Истец") и Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы был подписан Договор N 299-ИС на право соинвестирования проектирования и строительства 99% объекта по адресу: Куркино, ул. Юровская (ФОК), далее именуемый как "Спорный договор".
По условиям Спорного договора его стороны приняли на себя обязательства осуществлять инвестиционную деятельность в виде финансирования проектирования и строительства объекта по адресу: Куркино, ул. Юровская (ФОК), пропорционально долям, установленным п. 1.4 Спорного договора (Истец - 99% от общего объема финансирования, Ответчик - 1% от общего объема финансирования).
Доли Сторон по завершению строительства Объекта распределяются следующим образом: 1.6.1. Инвестору: 1% общей площади (включая балконы, лоджии и террасы) Объекта (ориентировочно 291,2 кв.м); Соинвестору: 99% общей площади (включая балконы, лоджии и террасы) Объекта (ориентировочно 28 828,8 кв.м).
По окончании строительства и ввода Объекта в эксплуатацию Стороны оформляют права собственности на соответствующие доли в Объекте. (п.1.6).
Ориентировочный совокупный объем финансирования проектирования и строительства Объекта, осуществляемый Соинвестором, составляет 575 134 560 (пятьсот семьдесят пять миллионов сто тридцать четыре тысячи пятьсот шестьдесят) руб., что составляет 99% от общего объема финансирования проектирования и строительства Объекта. (п.1.4.3).
Соинвестор оплачивает инвестиционный взнос в следующем порядке: 100 % инвестиционного взноса, определенного на Конкурсе, в течение 10 банковских дней после получения уведомления о результатах Конкурса, согласно условиям Конкурса.
Оплата производится в рублях РФ путем перечисления на счет Целевого бюджетного инвестиционного фонда по реквизитам, указанным в ст.8 настоящего Договора.
Срок действия договора - до полного исполнения сторонами обязательств по договору.
Истец со ссылкой на Спорный договор перечислил в бюджет города Москвы 39 000 000 рублей (платежное поручение N 44 от 25.11.2005 г.) и 13 582 116,64 рублей (платежное поручение N 66 от 23.12.2005 г.), всего 52 582 116 рублей 64 копейки.
Дополнительным соглашением N 2 от 26.03.2007 года стороны изменили условия договора N 299-ИС от 30.11.2005 года: общая площадь объекта составила 67.059 кв.м., ФОК -6.449,0 м., площадь квартир -50.070 м., встроенных нежилых помещений 2050 кв.м., количество машиномест -740.
Ориентировочный совокупный объем финансирования -13.378.270, 50 руб., из них соинвестор осуществляет финансирование 1.324.448.770, 50. (п.3).
В п. 4 стороны договорились об изменении площади, распределяемой пропорционально финансированию -99% соинвестору - общая площадь ФОК 6.384,5 кв.м., квартир-49.569,3, встроено-пристроенных помещений -2.029,5 кв.м., машиномест -733.
Принимая решение, суд исходил из того, что заключенный договор является по своей правовой природе смешенным договором, содержащим элементы различных договоров: договора простого товарищества, договора подряда, договора инвестирования, что стороны не пришли к соглашению по всем существенным условиям договора, т.к. не предусмотрели иных существенных характеристик вновь создаваемого объекта (место нахождения земельного участка, площадь застройки участок и пр.).
Указанный вывод суда апелляционный суд считает ошибочным.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 ("Купля-продажа"), 37 ("Подряд"), 55 ("Простое товарищество") Гражданского кодекса Российской Федерации и т.д.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключенных между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации.
По содержанию взаимных прав и обязанностей сторон, цели заключения договора, существенным условиям договора, правовому режиму создаваемого имущества, судебная коллегия пришла к выводу, что Договор N 299-ИС является договором простого товарищества.
В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Вкладом товарища признается все, что он вносит в общее дело, в т.ч. деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. В силу п.2 ст. 1042 ГК РФ вклады товарищей, если это установлено условиями договора могут быть неравными по стоимости.
Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами (С.1042ГКРФ).
Таким образом, к числу существенных условий простого товарищества относятся условия о совместной деятельности участников договора, об их общей цели и об объединении ими вкладов. Предметом договора простого товарищества является совместная деятельность по достижению общей целя.
Кроме того, принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из того, что правопреемником Департамента инвестиционных программ строительства города Москвы является Департамент градостроительной политики города Москвы.
Указанный вывод суда апелляционный суд считает также ошибочным, сделанным без учета Дополнительного соглашения N 3 от 03.11.2009 года.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.07.2007 N 572-ПП "О реорганизации Департамента инвестиционных программ строительства города Москвы", ДИПС был реорганизован путем преобразования в Управление по реализации инвестиционных программ в строительстве города Москвы. Согласно п.2.1 постановления Правительства Москвы N 572-ПП, п. 1.1. Положения об Управлении по реализации инвестиционных программ в строительстве города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 04.09.2007 N 772-ПП, Управление по реализации инвестиционных программ в строительстве города Москвы стало правопреемником ДИПС.
При этом, п. 2.2 постановления Правительства Москвы от 03.07.2007 N 572-ПП установлено, что Управление по реализации инвестиционных программ в строительстве города Москвы сохраняется в качестве юридического лица до 31.12.2007 с последующей реорганизацией в форме присоединения к Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы.
В соответствии с п. 1.5 Положения о Департаменте градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25.12.2007 N 1191-ПП, указанный Департамент стал правопреемником Управления по реализации инвестиционных программ в строительстве города Москвы.
В свою очередь, согласно постановлению Правительства Москвы от 24.06.2008 N 574-ПП "О реорганизации Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы", указанный Департамент был реорганизован в форме разделения на Департамент городского строительства города Москвы и Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы.
В соответствии с п. 1.9 Положения о Департаменте городского строительства города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 16.09.2008 N 839-ПП, Департамент стал правопреемником Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы в части обязательств, указанных в разделительном балансе.
В соответствии с п. 1.9 Положения о Департаменте дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, утвержденным постановлением Правительства от 21.10.2008 N 973-ПП, указанный Департамент стал правопреемником Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы по обязательствам в соответствии с разделительным балансом.
Судом сделан ошибочный вывод о том, что на основании постановления от 24.06.2008 N 574-ПП функции Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы в части спорного Договора N 299-ИС были переданы Департаменту городского строительства города Москвы. Соответственно, ошибочен также вывод суда о том, что Департамент градостроительной политики города Москвы (как правопреемник Департамента городского строительства города Москвы) является стороной Договора N 299-ИС.
Согласно п.3.3 и п. 3.3.3 постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 N 574-ПП, функции государственного заказчика, главного распорядителя или/и получателя бюджетных средств по завершению проектирования и строительства объектов и градостроительным проектам, ранее выполнявшимся при участии Управления по реализации инвестиционных программ в строительстве города Москвы, возложены на Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы.
Согласно п.2.22.1.8 Положения о Департаменте дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21.10.2008 N 973-ПП, на указанный Департамент возложено выполнение функций государственного заказчика, главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы по проектированию, строительству и реконструкции объектов адресной инвестиционной программ и по градостроительным проектам, ранее выполнявшимся при участии Управления по реализации инвестиционных программ в строительстве города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 N 746-ПП создано Управление города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов, контролю (надзору) в области долевого строительства (далее - Моснадзор долевого строительства).
Согласно п.6 постановления Правительства Москвы от 16.02.2010 N 127-1111 "О дополнении функций Управления города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов, контролю (надзору) в области долевого строительства и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13 октября 2009 N 1095-ПП и иные правовые акты Правительства Москвы", указанное Управление стало правопреемником Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы по правам и обязанностям, предусмотренным принятыми Департаментом договорами (контрактами), заключенными ДИПС.
В соответствии с п.3.20 Положения об Управлении города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов, контролю (надзору) в области долевого строительства, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 16.02.2010 N 127-ПП, в функции Моснадзора долевого строительства вошло сопровождение и координация выполнения инвестиционных проектов, ранее выполнявшихся под контролем и при участии Управления по реализации инвестиционных программ в строительстве города Москвы и инвестируемых с участием Правительства Москвы.
Распоряжением Правительства Москвы от 18.02.2011 N 133-РП "О создании Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства" создан указанный Комитет (далее -Москомстройинвест).
В соответствии с п. 3 распоряжения Правительства Москвы от 18.02.2011 N 133-РП, Москомстройинвест является правопреемником Моснадзора долевого строительства.
Согласно п. 17 Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных программ в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП (далее -Положение о Москомстройинвесте), Москомстройинвест является правопреемником по правам и обязанностям, предусмотренным договорами, заключенными ранее при участии ДИПС.
Ссылка Истца на п.6.1 Положения о Департаменте градостроительной политики города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 31.03.2011 N 99-ПП, согласно которому указанный Департамент выполняет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, для обоснования привлечения Департамента градостроительной политики города Москвы в качестве ответчика несостоятельна.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте градостроительной политики города Москвы, указанный Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке государственной политики города Москвы в сфере градостроительства, а также по обеспечению ее реализации инвестиционных программ в строительстве города Москвы, возложены на Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы.
Согласно п.2.22.1.8 Положения о Департаменте дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21.10.2008 N 973-ПП, на указанный Департамент возложено выполнение функций государственного заказчика, главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы по проектированию, строительству и реконструкции объектов адресной инвестиционной программ и по градостроительным проектам, ранее выполнявшимся при участии Управления по реализации инвестиционных программ в строительстве города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 N 746-ПП создано Управление города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов, контролю (надзору) в области долевого строительства (далее - Моснадзор долевого строительства).
Согласно п.6 постановления Правительства Москвы от 16.02.2010 N 127-1111 "О дополнении функций Управления города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов, контролю (надзору) в области долевого строительства и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 13 октября 2009 N 1095-ПП и иные правовые акты Правительства Москвы", указанное Управление стало правопреемником Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы по правам и обязанностям, предусмотренным принятыми Департаментом договорами (контрактами), заключенными ДИПС.
В соответствии с п.3.20 Положения об Управлении города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов, контролю (надзору) в области долевого строительства, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 16.02.2010 N 127-ПП, в функции Моснадзора долевого строительства вошло сопровождение и координация выполнения инвестиционных проектов, ранее выполнявшихся под контролем и при участии Управления по реализации инвестиционных программ в строительстве города Москвы и инвестируемых с участием Правительства Москвы.
Распоряжением Правительства Москвы от 18.02.2011 N 133-РП "О создании Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства" создан указанный Комитет (далее -Москомстройинвест).
В соответствии с п. 3 распоряжения Правительства Москвы от 18.02.2011 N 133-РП, Москомстройинвест является правопреемником Моснадзора долевого строительства.
Согласно п. 17 Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных программ в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП (далее -Положение о Москомстройинвесте), Москомстройинвест является правопреемником по правам и обязанностям, предусмотренным договорами, заключенными ранее при участии ДИПС.
Ссылка Истца на п.6.1 Положения о Департаменте градостроительной политики города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 31.03.2011 N 99-ПП, согласно которому указанный Департамент выполняет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, для обоснования привлечения Департамента градостроительной политики города Москвы в качестве ответчика несостоятельна.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте градостроительной политики города Москвы, указанный Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке государственной политики города Москвы в сфере градостроительства, а также по обеспечению ее реализации.
Согласно Закону города Москвы от 07.12.2011 N 62 "О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов", Департамент градостроительной политики города Москвы не имеет полномочий по возврату денежных средств, перечисленных в рамках реализации инвестиционных договоров, предусматривающих совместное финансирование проектирования и строительства объектов и заключенных ранее при участии ДИПС.
Согласно п. 17 Положения о Москомстройинвесте, где Москомстройинвест является правопреемником ДИПС.
Однако, правовое значение имеет не преобразование Департамента инвестиционных программ строительства города Москвы, а заключенное истцом и Правительством города Москвы Дополнительное соглашения N 3 от 03.11.2009 к Договор N 299-ИС.
Указанное Дополнительное соглашение было заключено в связи с изменением бюджетного законодательства, повлекшим необходимость изменения порядка финансирования проектирования и строительства объекта, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1143-ПП "О реализации инвестиционного проекта проектирования и строительства физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу: Куркино, ул. Юровская".
Пунктом 2 распоряжения Мэра Москвы от 21.10.2008 N 277-РМ "О предоставлении права подписания от имени города Москвы договоров, дополнительных соглашений к инвестиционным контрактам и актов о результатах реализации инвестиционных проектов" (в редакции действующей на момент подписания Дополнительного соглашения N 3 от 03.11.2009) право подписания от имени города Москвы дополнительных соглашений к ранее заключенным инвестиционным контрактам с инвесторами (соинвесторами), привлеченными ДИПС, а также соглашений о расторжении данных инвестиционных контрактов, актов о результатах их реализации было предоставлено первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресину В.И.
Таким образом, Дополнительное соглашение N 3 от 03.11.2009 к Договору N 299-ИС заключено в рамках установленных полномочий Правительства Москвы и в соответствии с требованиями законодательства.
Довод истца о том, что Правительство Москвы не является стороной договора N 299-ИС, отклоняется, поскольку подписав указанное соглашение, истец согласился с заменой стороны по договору, тем более, что замена произведена, как было указано в выше в связи с изменением законодательства.
Таким образом, Департамент градостроительной политики города Москвы является ненадлежащим ответчиком по делу, а потому решение арбитражного суда, удовлетворившего исковые требования за счет ненадлежащего ответчика, подлежит отмене, исковые требования отклонению.
Помимо указанного, суд первой инстанции при удовлетворении требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, произвольно уменьшил размер взыскиваемых процентов, что противоречит ст. 395 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "17" декабря 2012 г. по делу N А40-101297/12-112-936 отменить.
В иске отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Н.Овчинникова |
Судьи |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101297/2012
Истец: ООО "Наш Дом", ООО НД
Ответчик: Департамент градостроительной политики города Москвы, Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы
Третье лицо: Департамент градостроительной политики города Москвы, ООО "Наш Дом", ПРАВИТЕЛЬСТВО Г. МОСКВЫ, Правительство Москвы