г. Самара |
|
13 февраля 2013 г. |
Дело N А55-25017/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" - Захаров И.В., по доверенности от 28.11.2012 года,
от Министерства строительства Самарской области - Милованова Н.А., по доверенности от 27.08.2012 года,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 февраля 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Калипсо", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 ноября 2012 года по делу N А55-25017/2012, судья Бойко С.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" (ОГРН 1096317002704, ИНН 6317078864),
к Министерству строительства Самарской области,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара,
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Калипсо" обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в формировании земельного участка в границах улиц Экспериментальной, Проезжей, Набережной реки Самара в Советском районе г. Самара, содержащегося в Сообщении N СП-9/1954-0-14 от 03 мая 2012 года, а также отказа Министерства строительства Самарской области в предоставлении вышеназванного земельного участка для целей строительства лодочной станции, содержащегося в Сообщении N 3/3391 от 21 мая 2012 года.
Решением суда первой инстанции от 28 ноября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая судебный акт, арбитражный суд исходил из того, что отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в формировании земельного участка в границах улиц Экспериментальной, Проезжей, Набережной реки Самара в Советском районе г. Самара, содержащийся в сообщении N СП-9/1954-0-14 от 03.05.2012 г., а также отказ Министерства строительства Самарской области в предоставлении земельного участка для целей строительства лодочной станции, содержащийся в сообщении N 3/3391 от 21.05.2012 г. не противоречат законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Калипсо" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Указывает, что Письмом от 21 мая 2012 года N 3/3391 в предоставлении указанного земельного участка было отказано. Свой отказ Министерство строительства Самарской области мотивировало тем, что согласно полученному в результате запроса заключению Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 03 мая 2012 года N СП-9/1954-0-14, запрашиваемый земельный участок располагается в рекреационной зоне (Р-3), установленной Правилами застройки и землепользования в городе Самара. Ссылаясь на нормы Постановления Самарской губернской Думы от 28.04.2009 г. N 1086 "О правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах Самарской области" Департамент указывает на то, что границы стоянок маломерных судов могут располагаться на расстоянии не менее 250 метров от рекреационной зоны. Кроме того, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в качестве довода, подтверждающего невозможность организации работ по выбору земельного участка приводит факт направления Министерством строительства Самарской области обращения от 20.12.2010 г. N 3/9515 для строительства Южной обводной дороги и границы участка, указанного в этом обращении, включают в себя границы земельного участка, запрашиваемого ООО "Калипсо".
Отмечает, что Арбитражным судом Самарской области игнорируется тот факт, что в соответствии с Правилами застройки и землепользования городского округа Самара, утверждёнными Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, в рекреационной зоне Р-3 допустимо использование земельного участка под лодочные и спасательные станции.
Размещение лодочной станции в зоне Р-3 допустимо и является видом использования земельного участка, требующим специального согласования.
В соответствии со статьей 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Сведения о границах земельного участка отражаются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ.
Порядок предоставления разрешения на условно - разрешенный вид использования земельного участка определен статьей 39 ГрК РФ, согласно пункту 4 которой обязательным является направление сообщений о проведении публичных слушаний в адрес правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
Таким образом, из приведенных выше норм следует, что проведение публичных слушаний возможно только в отношении сформированного земельного участка. В связи с тем, что выбор земельного участка не произведен, определить его границы не представляется возможным.
Кроме того, считает, что действующим законодательством не предусмотрена обязательность проведения публичных слушаний до организации работ по выбору земельного участка.
Следовательно, требование о специальном согласовании строительства на земельном участке лодочной станции не может являться основанием для отказа в проведении работ по выбору земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Представитель Министерства строительства Самарской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятом с соблюдением норм материального и процессуального права по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу ООО "Калипсо". Указывает, что при проведении работ по организации выбора земельного участка было установлено, что в соответствии с Картой правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04 2011 N 61, указанный земельный участок расположен в зоне рекреации Р-3 (зона природных ландшафтов). Данное обстоятельство было установлено в процессе выбора земельного участка и отнесение земельного участка к зоне рекреации Р-3 легло в основу принятого Министерством решения. Отмечает, что судом дана оценка доводам заявителя о возможности использования земельного участка, расположенного в зоне рекреации Р-3 под лодочные и спасательные станции в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2011 N 61. Полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не основаны на нормах права и не соответствуют фактическим материалам дела.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя и Министерства строительства Самарской области, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земель-ные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственно-сти, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в арен-ду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов мест-ного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предо-ставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строи-тельства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномо-ченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объектов, заказчиком по которым выступает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, возложены на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самар-ской области и других участников отношений в сфере предоставления земельный участ-ков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Са-мара для строительства,, утвержденным Постановлением Правительства Самарской обла-сти от 21 июня 2006 г. N 74 в целях предоставления земельного участка для строитель-ства с предварительным согласованием места размещения объекта заинтересованное лицо обращается в министерство строительства Самарской области с заявлением (в бумажном или электронном виде) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Министерство строительства Самарской области регистрирует заявление заинтересованного лица в день его поступления и в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления в министерство строительства Самарской области принимает решение о направлении обращения в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара для обеспечения выбора земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, установленным действующим законодательством.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Министерство строительства Самарской области принимает решение о предвари-тельном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Министерство строительства Самарской области в соответствии с действующим законодательством и указанным Регламентом обеспечивает дальнейшее осуществление процедур по предоставлению таких земельных участков. При этом министерство вправе запрашивать у заинтересованного лица, а также у органов и организаций в рамках их компетенции документы и информацию, необходимые для принятия соответствующих решений.
Министерство строительства Самарской области отказывает в дальнейшем осу-ществлении процедур по предоставлению земельных участков вне зависимости от стадии предоставления земельных участков при выявлении нарушений законодательства, исключающих принятие министерством соответствующих решений.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под по-верхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 40, пункта 1 статьи 41, статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков имеют право осуществлять деятельность в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроитель-ных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопо-жарных и иных правил, нормативов.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определе-ны виды разрешенного использования земельных участков: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разре-шенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (часть 4 названной статьи).
Как установлено материалами дела общество с ограниченной ответственностью "Калипсо" обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка площадью 18000 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство лодочной станции в границах улиц Экспериментальной, Проезжей, Набережной реки Самара в Советском районе г. Самара.
Министерство строительства Самарской области обратилось в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара на предмет формирования испрашиваемого заявителем земельного участка.
Письмом N СП-9/1954-0-14 от 03 мая 2012 года Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил Министерству строительства Самарской области о невозможности проведения работ по выбору вышеназванного земельного участка, поскольку, согласно Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3).
При этом департамент указал на то, что размещение лодочной станции на испрашиваемом участке противоречит Правилам пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области, утвержденным постановлением Самарской Губернской Думы от 28.06.2009 г. N 1086 (л.д. 41-42).
Министерство строительства Самарской области письмом N 3/3391 от 21 мая 2012 года отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка (л.д. 39-40).
Заявитель, не согласившись с указанными отказами, посчитав их незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в формировании земельного участка в границах улиц Экспериментальной, Проезжей, Набережной реки Самара в Советском районе г. Самара, содержащегося в Сообщении N СП-9/1954-0-14 от 03 мая 2012 года, а также отказа Министерства строительства Самарской области в предоставлении вышеназванного земельного участка для целей строительства лодочной станции, содержащегося в Сообщении N 3/3391 от 21 мая 2012 года.
28 ноября 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Исходя из выкопировки карты правового зонирования (л.д. 29), в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденном постановлением Самарской городской Думы от 26.01.2001 г. N 61 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3).
В соответствии с названными Правилами застройки и землепользования в городе Самаре зона природных ландшафтов (Р-3) имеет основные разрешенные виды использования земельных участков: лесопарки, лугопарки, прогулочные аллеи, места для пикников, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе.
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости зоны Р-3: 1 место парковки легковых автомобилей на 1 га территории парка и на 5 га территории леса или охраняемого ландшафта, пункты первой медицинской помощи, киоски, лоточная торговля, временные павильоны, розничной торговли и обслуживания, общественные туалеты.
Виды использования недвижимости зоны Р-3, которые требуют специального согласования (специальное согласование не может быть предоставлено, если оно запрашивается применительно к объектам, расположенным в санитарно - защитных зонах): регулируемая рубка леса, места для кемпингов, пляжи, зоопарки, дачи детских дошкольных учреждений, лагеря и базы отдыха, дома отдыха, профилактории, санатории, гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, интернаты для престарелых, аквапарки, цирки на воде, аттракционы, спортплощадки, спортзалы, бассейны, бани, сауны, универсальные спортивные и развлекательные комплексы, спортарены (с трибунами), велотреки, мотодромы, ипподромы, тренировочные базы, спортивные школы, ветеринарные приемные пункты, больницы, госпитали общего типа и специализированные, больницы психоневрологические и инфекционные, некапитальные строения для кафе и закусочных, объекты, связанные с отправлением культа, речные пассажирские павильоны, причалы, пристани, лодочные и спасательные станции.
Таким образом, размещение лодочной станции является видом использования, требующего специального согласования для зоны Р-3.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства установлен статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой закона, вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях, инициатива проведения которых должна исходить от заявителя.
По результатам публичных слушаний глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Судом первой инстанции установлено, что Общество с заявлением о проведении публичных слушаний в органы местного самоуправления городского округа Самара не обращалось, решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования не принималось.
Кроме того, согласно пункту 3.3. Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области, утвержденных постановлением Самарской Губернской Думы от 28.06.2009 г. N 1086 границы баз для стоянок маломерных судов располагаются на расстоянии не менее 250 метров от рекреационной зоны.
Земельный участок, испрашиваемый заявителем, расположен непосредственно в зоне рекреации, следовательно, при размещении на нем лодочной станции требование вышеназванной нормы выполнено быть не может.
В соответствии со статьей 2 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации правомочны осуществлять правовое регулирование порядка пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
При этом, согласно пункту 1.1. Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области, названные Правила устанавливают порядок организации и эксплуатации баз (сооружений) для стоянок маломерных судов на водных объектах в Самарской области вне зависимости от того, к чьему ведению (федеральному, областному или муниципальному) относится тот или иной водный объект.
С позиции изложенного, использование испрашиваемого земельного участка в целях размещения лодочной станции, противоречит видам разрешенного использования, установленным Правилам застройки и землепользования, не соответствует пункту 2 статьи 7, подпункту 2 пункта 1 статьи 40, пункту 1 статьи 41 и статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36, статьям 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пункту 3.3. Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области, утвержденных постановлением Самарской Губернской Думы от 28.06.2009 г. N 1086.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 ноября 2012 года по делу N А55-25017/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-25017/2012
Истец: ООО "Калипсо"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области