г. Самара |
|
15 февраля 2013 г. |
Дело N А55-28012/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лещенко А.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области - Захарова В.М. (доверенность от 25.05.2012 N04-32/11),
представителя открытого акционерного общества "Сызраньавтокомплект" - Скадиновой А.В. (доверенность от 28.09.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании 11.02.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.12.2012 по делу N А55-28012/2012 (судья Стенина А.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Сызраньавтокомплект" (ИНН 6376015721, ОГРН 1026303062620), Самарская область, г.Сызрань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области, Самарская область, г.Сызрань,
об оспаривании действий (бездействия), выразившегося в невнесении в ЕГРЮЛ записи и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Сызраньавтокомплект" (далее - ОАО "Сызраньавтокомплект", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по Самарской области, налоговый орган, ответчик) о признании незаконным действий (бездействия), выразившихся в невнесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о том, что ОАО "Сызраньавтокомплект" является действующим юридическим лицом вместо записи о нахождении ОАО "Сызраньавтокомплект" в процессе реорганизации в форме выделения и обязании осуществить государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, а именно: включить в раздел "Сведения о состоянии юридического лица" данные о том, что ОАО "Сызраньавтокомплект" является действующим юридическим лицом, вместо записи о нахождении ОАО "Сызраньавтокомплект" в процессе реорганизации в форме выделения (л.д.3-5).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.12.2012 по делу N А55-28012/2012 заявленные требования удовлетворены частично (л.д.99-101).
Не согласившись с принятым решением суда, налоговый орган обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 03.12.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Сызраньавтокомплект" требований (л.д.104-107).
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 03.12.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал свою апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель общества возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 17.01.2011 на внеочередном общем собрании акционеров ОАО "Сызраньавтокомплект" было принято решение о реорганизации общества в форме выделения из него новых акционерных обществ - ОАО "САК -1", ОАО "САК-2", ОАО "САК-3", "САК-4", ОАО "САК-5", что подтверждается протоколом от 20.01.2011 N 1 внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Сызраньавтокомплект".
27.01.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись о процессе реорганизации юридического лица в форме выделения.
28.08.2012 на годовом общем собрании акционеров ОАО "Сызраньавтокомплект" было принято решение об отмене ранее принятого решения о реорганизации ОАО "Сызраньавтокомплект", о чем свидетельствует протокол от 30.08.2012 N 1 годового общего собрания акционеров ОАО "Сызраньавтокомплект".
18.09.2012 в Межрайонную ИФНС России N 3 по Самарской области от ОАО "Сызраньавтокомплект" поступило письмо об отмене реорганизации на основании протокола от 30.08.2012 N 1.
Письмом от 21.09.2012 Межрайонная ИФНС России N 3 по Самарской области уведомило ОАО "Сызраньавтокомплект" о невозможности исполнения письма об исключении из ЕГРЮЛ записи о процедуре реорганизации.
Не согласившись с действиями ответчика, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Процедура аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрена.
Однако, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также не содержит положений, запрещающих внесение соответствующего изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в случае прекращения процесса реорганизации по волеизъявлению общего собрания участников или единственного участника реорганизуемого общества.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Следовательно, ситуация, когда в ЕГРЮЛ содержатся сведения о нахождении в процессе реорганизации, при фактическом прекращении процесса реорганизации по волеизъявлению компетентных органов общества, свидетельствует о фактической недостоверности сведений в ЕГРЮЛ и необходимости внесения в них соответствующих изменений на основании заявления общества.
При этом отсутствие в законе специальной правовой нормы, регламентирующий порядок аннулирования (исключения) записи из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, не препятствует государственной регистрации на основании обращения общества в общем порядке, установленном статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что невнесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ соответствующей записи, несмотря на наличие волеизъявления общества, выраженного в заявлении, отвечающем требованиям статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", приводит к недостоверности сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе, по вине регистрирующего органа, поскольку общество свою обязанность по внесению в них соответствующих изменений выполнило.
Таким образом, отсутствие должного законодательного регулирования и четкой правовой позиции Федеральной налоговой службы России в вопросе исключения из ЕГРЮЛ записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации не может являться основанием для ограничений в реализации законных прав граждан и юридических лиц в отношении управления юридическими лицами.
Довод налогового органа в апелляционной жалобе относительно того, что общество обратилось в налоговый орган с ненадлежаще оформленным заявлением об отмене процедуры реорганизации и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ, а именно нотариально не удостоверена подпись руководителя ОАО "Сызраньавтокомплект" на заявлении суд апелляционной инстанции считает несостоятельным.
Существующим законодательством не предусмотрена форма обращения в регистрирующий орган в виде соответствующего уведомления или заявления в случае принятого решения об отмене процедуры реорганизации.
Поэтому применению подлежит пункт 5 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", согласно которому нотариальное удостоверение документов, представленных при государственной регистрации необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Процедура отмены реорганизации не предусмотрена федеральными законами.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции относительно отказа в удовлетворении требований заявителя в части возложения на налоговый орган обязанности по исключению из ЕГРЮЛ записи о нахождении его в процессе реорганизации в форме выделения по следующим основаниям.
В силу статьи 11, пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
В соответствии с пунктом 4 Правил ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Правила) государственный реестр содержит:
- записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, в том числе юридических лиц, специальный порядок регистрации которых установлен федеральными законами, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями; записи о прекращении унитарных предприятий, имущественный комплекс которых продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;
- записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;
- записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре в соответствии с Федеральным законом;
- документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом и пунктом 5 Правил.
Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра.
При вышеуказанных обстоятельствах, требования заявителя правомерно удовлетворены в части требований о признании незаконными действия (бездействие) Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области, выразившееся в невнесении в ЕГРЮЛ записи о том, что ОАО "Сызраньавтокомплект" является действующим юридическим лицом и обязании Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области по вступлении решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Сызраньавтокомплект" путем осуществления государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, а именно: включить в раздел "Сведения о состоянии юридического лица" данные о том, что ОАО "Сызраньавтокомплект" является действующим юридическим лицом". В остальной части обоснованно отказано.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 03.12.2012 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на налоговый орган, но не взыскиваются, в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03.12.2012 по делу N А55-28012/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28012/2012
Истец: ОАО "Сызраньавтокомплект"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Самарской области