г. Санкт-Петербург |
|
18 февраля 2013 г. |
Дело N А26-8170/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Лашкина В.Ю. - доверенность N 25-410 от 20.05.2010
от ответчика (должника): предст. Манцырев С.С. - доверенность N 3.1-11/5 от 16.07.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-244/2013) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.11.2012 по делу N А26-8170/2012 (судья Свидская А.С.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления от 21.08.2012 N 429/12л
установил:
открытое акционерное общество "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН 1021000921314) (далее - заявитель, общество, ОАО "Сегежский ЦБК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 429/12л от 21.08.2012 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.11.2012 заявленное обществом требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия просит решение суда от 27.11.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает постановление N 429/12л от 21.08.2012 законным и обоснованным, поскольку непредставление справки о количестве заготовленной древесины на проведение осмотров мест рубок, предусмотренной пунктом 12 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130, является нарушением пунктов 3.1 и 4.4.1 договора аренды лесного участка, заключенного с обществом, и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к жалобе. Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда от 27.11.2012 без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 19.12.2008 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (правопреемником которого является Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, арендодатель) и ОАО "Сегежский ЦБК" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 59-з, в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 196193 га, в том числе в квартале 39 Тунгудского и квартале 52 Лехтинского участковых лесничеств. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.04.2009. Срок действия договора - с момента государственной регистрации по 31.12.2053 (пункт 7.1 договора).
Извещениями N 441 и N 445 от 26.04.2012 и N 503 от 05.06.2012 ОАО "Сегежский ЦБК" было уведомлено о времени и месте осмотров мест рубок (л.д.101-105).
14.05.2012, 04.06.2012 и 13.06.2012 представителями Министерства - лесничими Ивановым Н.И. и Савицким В.Н. (доверенности N 10АА-0152019 и N 10АА-0152020 от 04.04.2012) с участием представителей лесопользователя Дроздовича К.А. и Вартиайнена М.В. (доверенности N 15-18 и N 14-18 от 01.01.2012) были проведены осмотры мест рубок в квартале 39 выделах 47, 53 делянки 6 и выделе 40 делянки 2 Тунгудского лесничества и квартале 52 выделе 2 делянки 1, выделах 19, 20, 37 делянки 2 и выделе 27 делянки 5 Лехтинского лесничества. В ходе осмотров выявлены и отражены в актах осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) N 1 и N 2 от 14.05.2012, N 18-а от 04.06.2012, N 38 и N 40 от 13.06.2012 (л.д.81-100), в том числе нарушения условий договора аренды лесного участка N 59-з от 19.12.2008 (пунктов 3.1 и 4.1), выразившиеся в непредставлении справок о количестве заготовленной древесины.
По фактам выявленных нарушений 06.07.2012 заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия - инженером по охране и защите леса Беломорского центрального лесничества Гавкиной О.Н. в отношении ОАО "Сегежский ЦБК" с участием представителя общества Ефимова В.Н. (доверенность N 16-18 от 01.01.2012) составлен протокол N 19 от 06.07.2012 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ (л.д.111-113).
21.08.2012 заместителем главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Корниловым К.А. вынесено постановление N 429/12л о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ с и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7500 руб. (л.д.118-121).
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом события и состава вмененного обществу административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение пунктов 3.1 и 4.1 договора аренды лесного участка N 59-з от 19.12.2008, выразившееся в непредставлении справки о количестве заготовленной древесины на проведение осмотров мест рубок (как указывает административный орган, в постановлении допущена опечатка, указан пункт 4.1 вместо пункта 4.4.1 договора).
Пунктом 3.1 договора аренды лесного участка N 59-з от 19.12.2008 предусмотрено, что пользование лесным участком осуществляется в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесных отношений, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия.
В пункте 4.1 договора аренды лесного участка N 59-з от 19.12.2008 определены права арендодателя.
В соответствии с пунктом 4.4.1 договора аренды лесного участка N 59-з от 19.12.2008 арендатор обязан использовать лесной участок, переданный в аренду, по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, настоящим договором.
В качестве действующего нормативно-технического документа, утвержденного специально уполномоченным органом государственной власти в области лесных отношений, несоблюдение которого вменено обществу, административный орган ссылается на Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденные приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N 130 (далее - Указания).
Согласно пункту 28 Указаний количество заготовленной древесины определятся по справкам лесопользователей, оформленным в порядке, приведенном в п. 12 настоящих указаний, а при рубках ухода за лесом и других рубках, проводимых лесхозами, - по актам приемки выполненных работ. В зависимости от наличия у лесопользователя учетных данных справка представляется по каждой лесосеке, лесорубочному билету, группе лесосек, тяготеющих к одному складу (пункту) вывозки, или по лесозаготовительному участку в целом. В справке должно быть указано количество заготовленной деловой древесины и отдельно дровяной древесины, ликвидной древесины из сучьев и кроны, а также хвороста.
В соответствии с пунктом 12 Указаний участвующий в освидетельствовании представитель лесопользователя должен иметь справку о количестве заготовленной древесины (в том числе деловой), живицы, второстепенных лесных материалов (приложение 3) за подписью руководителя предприятия и главного (старшего) бухгалтера.
В акт освидетельствования, кроме данных, полученных при натурном освидетельствовании, вносятся также сведения о количестве фактически заготовленной деловой и дровяной древесины, живицы и второстепенных лесных материалов на основании справки лесопользователя (пункт 13 Указаний).
Факт непредставления на момент проведения 14.05.2012, 04.06.2012 и 13.06.2012 освидетельствования мест рубок представителями общества (арендатора) справок о количестве заготовленной древесины установлен административным органом (акты осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) N 1 и N 2 от 14.05.2012, N 18-а от 04.06.2012, N 38 и N 40 от 13.06.2012) и обществом не оспаривается.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом в материалы дела представлено письмо Федерального агентства лесного хозяйства N НК-10-47/9266 от 10.08.2012, в котором уполномоченный орган, рассмотрев обращение ОАО "Сегежский ЦБК" по вопросу представления справки о количестве заготовленной древесины (N 73/2340 от 12.07.2012), разъяснил, что Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденные приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 N130, не могут применяться, поскольку разработаны в соответствии с требованиями Основ лесного законодательства СССР и союзных республик (противоречат действующему Лесному кодексу Российской Федерации) и Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 30.10.1981 N 1045 (документ утратил силу в связи с изданием Постановлений Правительства РФ от 01.06.1998 N 551 и от 13.03.2008 N 169). В рамках действующего законодательства лица, осуществляющие заготовку древесины и участвующие в осмотре мест рубок лесных насаждений, не обязаны представлять справку о количестве заготовленной древесины (л.д.133).
Как указано в Положении о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1); Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере свой деятельности (пункт 6.8).
Таким образом, разъяснения, изложенные в письме N НК-10-47/9266 от 10.08.2012, даны Федеральным агентством лесного хозяйства в рамках своей компетенции и адресованы ОАО "Сегежский ЦБК" в ответ на соответствующий запрос общества. Оснований не доверять позиции Рослесхоза (уполномоченного органа в области лесных отношений) относительно применения Указаний и необходимости представления справок о количестве заготовленной древесины, изложенной в письме N НК-10-47/9266 от 10.08.2012, у общества не имелось.
При таких обстоятельствах, учитывая, что договором аренды лесного участка N 59-з от 19.12.2008 обязанность арендатора по представлению при осмотре мест рубок справки о количестве заготовленной древесины прямо не предусмотрена, а также принимая во внимание разъяснения, полученные обществом от Федерального агентства лесного хозяйства относительно обязанности представления справок о количестве заготовленной древесины, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии вины ОАО "Сегежский ЦБК" во вменяемом ему правонарушении (использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка), ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия о признании незаконным и отмене постановления N 429/12л от 21.08.2012.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Министерства не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27 ноября 2012 года по делу N А26-8170/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8170/2012
Истец: ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия