13 февраля 2012 г. |
А79-5050/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И., Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" (429609, Чувашская Республика, Чебоксарский район, п.Новое Атлашево, ул.Промышленная, 9, ИНН 2116520066, ОГРН 1022102429271)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.10.2011
по делу N А79-5050/2011
принятое судьей Павловой О.Л.
по заявлению сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике-Чувашии по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет,
при участии в судебном заседании представителей:
сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" - Васильева С.А. по доверенности от 01.01.2012 N 01, сроком действия три года,
и установил:
сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский" (далее - СХК "Атлашевский", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Кадастровая палата, уполномоченный орган), выразившихся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 21:21:065201:170.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация Чебоксарского района Чувашской Республики-Чувашии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра, Управление); представитель инициативной группы Николаев В.Н.; граждане Андреев Николай Андреевич, Сильвестров Леонид Геннадьевич, Борисов Леонид Никифорович, Борисова Надежда Алексеевна, Смирнов Артур Андреевич, Васильев Леонид Захарович, Скачкова Лидия Егоровна, Скачков Валерий Юрьевич, Данилов Николай Викторович.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.10.2011 Кооперативу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, СХК "Атлашевский" обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы апелляционной жалобы.
ФГУ "Земельная кадастровая палата", Управление Росреестра ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГУ "Земельная кадастровая палата" указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Представитель инициативной группы Николаев В.Н., администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, граждане Андреев Н.А., Сильвестров Л.Г., Борисов Л.Н., Борисова Н.А., Смирнов А.А., Васильев Л.З., Скачкова Л.Е., Скачков В.Ю., Данилов Н.В., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, полномочных представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что на основании постановления главы администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 14.12.1993 N 504 СХК "Атлашевский" предоставлены земли для ведения сельскохозяйственного производства в коллективно-долевую собственность бесплатно 2 914, 99 га, в бессрочное (постоянное) пользование - 2 256, 56 га.
При этом Кооперативу выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей N ЧР-21-00-000008.
На основании заявлений Андреева Н.А., Борисовой Н.А., Борисова Л.Н., Васильева Л.З., Данилова Н.В., Скачковой Л.Е., Скачкова В.Ю., Сильвестрова Л.Г., Смирнова А.А. произведен выдел земельного участка из числа земель коллективно-долевой собственности площадью 176 800 кв.м, который Кадастровая палата на основании поданного заявления поставила на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 21:21:065201:170.
Полагая, что такие действия уполномоченного органа противоречат действующему законодательству и нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, СХК "Атлашевский" обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемых действий.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 15.09.2010 ФБУ "Кадастровая палата" по Чувашской Республике-Чувашии наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (полномочия органа кадастрового учета).
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных правоотношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
Статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законам.
В силу статей 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
Статья 3 Закона определяет, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно статье 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1).
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2).
Статья 22 Федерального закона N 221-ФЗ указывает на состав необходимых для кадастрового учета документов, который включает межевой план, оформляемый в соответствии со статьей 38 указанного закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре при постановке на учет земельного участка необходимыми документами являются межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке, если в соответствии со статьей 38 указанного закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ.
В силу пункта 4 статьи 21 Закона о кадастре иные документы, не установленные настоящим Законом, орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 утвержден Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее - Порядок ведения кадастра), в соответствии с пунктом 31 которого сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
Статья 27 Закона о кадастре предусматривает основания для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.
В рассматриваемом случае Кадастровая палата не установила нарушений положений законодательства при осуществлении проверки представленного на государственный кадастровый учет межевого плана от 25.04.2011 N 2121/101/11-1277 по образованию земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей долевой собственности. Следовательно, у уполномоченного органа отсутствовали основания для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета обозначенного земельного участка.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Кооператива об отсутствии в пакете документов списка собственников и размера земельной доли членов СХК "Атлашевский", установленного решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.07.1996 по делу N А79-866/96, поскольку указанный документ не является обязательным для составления межевого плана.
Позиция СХК "Атлашевский" об отсутствии согласования с ним местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 21:21:065201:170 при составлении межевого плана также не основана на правовых нормах.
В соответствии со статьей 39 Закона о кадастре предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющемся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно материалам дела границы земельного участка площадью 176 800 кв.м, кадастровый номер 21:21:065201:170, расположенного в юго-западной части кадастрового квартала по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, Чебоксарский район, сельское поселение Атлашевское, не являются одновременно границами земельного участка с кадастровым номером 21:21:000000:125 площадью 15 496 825 кв.м, находящегося в постоянном бессрочном пользовании СХК "Атлашевский".
Согласно представленному в материалы дела плану земель СХК "Атлашевский" границы спорного земельного участка являются смежными с границами земель Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, которые с главой указанного поселения согласованы 09.03.2011.
Земельный участок с кадастровым номером 21:21:065201:170 образован в счет выдела земельных долей из земель коллективно-долевой собственности, состоящем на кадастровом учете с кадастровым номером 21:21:000000:488, что подтверждается планом земель СХК "Атлашевский" и межевым планом от 25.04.2011 N 2121 -101/11-1277.
Граждане Андреев Н.А., Борисова Н.А., Борисов Л.Н., Васильев Л.З., Данилов Н.В., Скачкова Л.Е., Сильвестров Л.Г., Смирнов А.А. являются участниками долевой собственности СХК "Атлашевский" и имеют долю в праве 1/1309, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 21АД от 24.06.2011 N 408220, N 408420, N 408421, N 408422, N 408423, N 408424, N 408425, N 408426.
При установленных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доводы Кооператива о расположении выделенного земельного участка на землях постоянного бессрочного пользования противоречат материалам дела и основаны на ошибочном толковании правовых норм. Заявитель не указал в обоснование своей позиции, какие нормы Федерального закона N 221-ФЗ нарушил уполномоченный орган при совершении оспариваемых действий.
Кроме того, СХК "Атлашевский" не доказал нарушение своих прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности и представленные в суд апелляционной инстанции дополнительные доказательства не опровергают установленных судом обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что оспариваемые действия совершены уполномоченным государственным органом, соответствуют Федеральному закону N 221-ФЗ, Земельному кодексу Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы Кооператива, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал Кооперативу в удовлетворении заявления.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда чувашской Республики-Чувашии от 24.10.2011 по делу N А79-5050/2011 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущеноризнании недействительными ненормативных правовых актов, нобственность окодекса и Федеральных законов.
, руководствуясь пунктами 2 и 5 статьи 27 Зем нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Кооператива признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.10.2011 по делу N А79-5050/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного кооператива "Атлашевский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5050/2011
Истец: Сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский", Сельскохозяйственный кооператив "Атлашевский" Чебоксарского Чувашской Республики
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата по ЧР", ФГУ "Земельная кадастровая палата"
Третье лицо: Администрация Чебоксарского района ЧР, Андреев Николай Андреевич, Борисов Леонид Никифорович, Борисов Леонид Николаевич, Борисова Надежда Алексеевна, Васильев Леонид Захарович, Данилов Николай Викторович, Николаев В Н, председатель инициативной группы участников долевой собственности Николаев Всилий Николаевич, Представитель третьих лиц Скачков Валерий Юрьевич, Сильвестров Леонид Геннадьевич, Скачков Валерий Юрьевич, Скачкова Лидия Егоровна, Смирнов Артур Андреевич, Управление Федеральной службы госуарственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7075/11