г. Москва |
|
18 февраля 2013 г. |
Дело N А41-23419/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Мордкиной Л.М., Шевченко Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от Администрации Ленинского муниципального района Московской области: Дулов А.Н., по доверенности от 0901.2013 N 4-25/7;
от ОАО "Порт Коломна": Волков А.В., по доверенности от 07.02.2013 N 137, Нарица В.С., по доверенности от 07.02.2013 N 138, Мелихов М.В., по доверенности от 07.12.2011 N 1294;
от Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу: не явились, извещены;
от Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года по делу N А41-23419/10, принятое судьей Калининой Н.С. по иску Администрации Ленинского муниципального района Московской области к ОАО "Порт Коломна" о признании права собственности отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ленинского муниципального района Московской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области к открытому акционерному обществу "Порт Коломна" (далее - ОАО "Порт Коломна", Общество) с иском, с учетом принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции уточнений:
- о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ОАО "Порт Коломна" на сооружение - карту намыва песка N 1 общей площадью 11 697 кв. м, инв. N 32-13200, лит. А, запись о регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.11.2003 г. N 50-01/21-38/2003-209.1;
- о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ОАО "Порт Коломна" на сооружение - карту намыва песка N 2 общей площадью 17 105 кв. м, инв. N 32-13201, лит. Б, запись о регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.11.2003 г. N 50-01/21-38/2003-210.1.
Исковые требования мотивированы тем, что регистрация права собственности ответчика - ОАО "Порт Коломна" на указанные карты намыва, не относящиеся к объектам недвижимости, произведена регистрирующим органом незаконно.
К участию в деле, судом первой инстанции, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (третье лицо 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.05.2011 г. по делу N А41-23419/10 в удовлетворении исковых требований Администрации отказано, поскольку судом было установлено, что составной частью спорных карт намыва, как установлено, в ходе экспертного исследования, являются дамбы обвалования, которые непосредственно сами являются сооружениями, возводимыми в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты", СНиП 2.06.05-84* "Плотины из грунтовых материалов", СНиП 3.07.01-85 "Гидротехнические сооружения речные".
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 г. по делу N А41-23419/10 решение суда первой инстанции от 30.05.2011 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Администрации - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.11.2011 г. решение суда первой инстанции от 30.05.2011 г. и постановление суда апелляционной инстанции от 23.08.2011 г. отменены, дело N А41-23419/10 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении, суд кассационной инстанции указал на необходимость исследования вопроса о том, какое именно гидротехническое сооружение создано на вышеназванных земельных участках, и может ли, в принципе, карта намыва, сама по себе являться, гидротехническим сооружением, а также, является ли карта намыва, представляющая из себя земельный участок, используемый определенным образом, составной частью такого сооружения, в частности, частью гидротехнического сооружения по добыче и хранению песка; о правомерности выделения Администрацией ответчику земельных участков под размещение спорных карт намыва; рассмотреть вопрос о возможности и необходимости привлечения к участию в деле соответствующих органов исполнительной власти Российской Федерации и Московской области; обсудить с лицами, участвующими в деле вопрос о необходимости назначения по делу повторной, комиссионной экспертизы; установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному делу.
Определением Арбитражного суда Московской области от 16.12.2011 г. по делу N А41-23419/10 исковое заявление Администрации принято к рассмотрению.
Определениями суда от 07.02.2012 г., от 20.03.2012 г. по делу N А41-23419/10 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (далее - Департамент, третье лицо 2), Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - Московско-Окское БВУ, третье лицо 3).
Определением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2012 г. по делу N А41-23419/10 по ходатайству ОАО "Порт Коломна" была назначена судебная землеустроительная и строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено ООО "Лаборатория строительной экспертизы".
14.08.2012 года от ООО "Лаборатория строительной экспертизы" в канцелярию суда первой инстанции поступило экспертное заключение по делу N А41-23419/10 от 06.08.2012 г.
Определением Арбитражного суда Московской области от 27.09.2012 г. по делу N А41-23419/10 была назначена дополнительная судебная землеустроительная и строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено ООО "Лаборатория строительной экспертизы", экспертное заключение получено в рамках рассмотрения дела.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.11.2012 г. по делу N А41-23419/10, в удовлетворении заявленных Администрацией Ленинского муниципального района Московской области требований отказано.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, Администрация указывает на то, что спорные карты намыва N 1 и N 2, состоящие из железобетонных плит в техническом паспорте ГУП МО "МОБТИ" указаны как площадки и являются движимым имуществом, поскольку плиты могут быть передвинуты на другой земельный участок без несоразмерного ущерба для их назначения; необоснованно произведена государственная регистрация прав ОАО "Порт Коломна" на спорные карты намыва песка, как объекты недвижимости, органом, осуществляющим государственную регистрацию, поскольку Общество не обращалось с заявлением о государственной регистрации прав на существующие объекты, не проводилась правовая экспертиза представленных документов, не представлен документ, содержащий описание сооружения.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, участвующих в деле. В материалах имеются доказательства о их надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации Ленинского муниципального района Московской области и отмены решения суда первой инстанции.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что карты намыва песка N 1 и N 2 являются объектами недвижимости, в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, и установлено в судебном заседании, Администрацией ОАО "Порт Коломна" были предоставлены в аренду следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 50:21:05 03 04:0031 на основании договора аренды N 142-2007/Ю от 19.04.2007 г. (после прекращенного окончанием срока от 26.10.1999 г. N 50-01.21-14-1999.144.1), площадью 16390 кв.м. по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, с/п Развилковское, в районе с. Беседы. (т.1 л.д.12-16);
- с кадастровым номером 50:21:05 03 03:0100 на основании договора N 329-2005/Ю от 15.09.2005 г. (после прекращенного окончанием срока от 21.04.2000 N 50-01.21-1.2000-405.1), площадью 15810 кв.м. по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, с/п Развилковское, вблизи с. Беседы (т.1 л.д.22-26).
По условиям указанных договоров аренды, земельные участки выделены и предоставлены арендатору для складирования песка.
ОАО "Порт Коломна" на отведенных земельных участках осуществил строительство сооружений для складирования песка:
- карты намыва песка N 1, общей площадью 11697 кв.м., инв. N 32-13200, лит.А.;
- карты намыва песка N 2, общей площадью 17105 кв.м., инв. N 32-13201, лит.Б.
17.11.2003 года зарегистрировано право собственности ОАО "Порт Коломна" на сооружение - карта намыва песка N 1, общей площадью 11697 кв.м., инв. N 32-13200, лит. А., расположенное по адресу: Московская область, Ленинский район, с. Беседы, карта намыва песка (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 АД N 772653 от 17.11.2003 г.) и сооружение карты намыва песка N 2, общей площадью 17105 кв.м., инв. N 32-13201, лит. Б, расположенное по адресу: Московская область, Ленинский район, с. Беседы, карта намыва песка (свидетельство о государственной регистрации права серии 50 АД N 772654 от 17.11.2003 г.) (т.1 л.д.40-41).
Полагая, что карты намыва песка к объектам недвижимости не относятся, право собственности на них как на недвижимое имущество зарегистрировано ошибочно, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ о государственной регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22, зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 52 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года N 10/22 в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Согласно п.1. ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, земельные участки площадью 16390 кв.м. и 15810 кв.м., расположенные по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, с/п Развилковское, в районе с. Беседы. первоначально были предоставлены ООО "Порт Коломна" Администрацией Картинского сельского округа на основании договоров аренды земельного участка от 26.10.1999 г. (регистрационный N 50-01.21-14-1999.144.1 и от 21.04.2000 г. (регистрационный N 50-01.21 -1.2000-405.1.) для складирования песка (т.2. л.д.76-84).
Строительство спорных карт намыва было осуществлено на основании разрешения на строительство N 10700386/7 от 09.09.2003 г., выданного Главным архитектором Ленинского района и утвержденного Главой указанного района сроком действия до 09.09.2004 г. (т.2 л.д.75).
Основанием для выдачи разрешения послужило Распоряжение Главы Ленинского района N 2294-р/о от 01.09.2003 года "Об утверждении материалов градостроительного обоснования размещения объектов инфраструктуры грузового порта ОАО "Порт Коломна", протокола рассмотрения Главархитектуры N 1 от 25.03.2003 года (дело N 162/03) "Градостроительного обоснования размещения объектов инфраструктуры" грузового порта ОАО "Порт Коломна в с. Беседы", свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 21.04.2000 (серия АБ 0821948), заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы N 2032-Э от 10.07.2003 по материалам обоснования размещения объектов инфраструктуры грузового порта ОАО "Порт Коломна" у с. Беседы Ленинского района Московской области, письмо Государственного инспектора ГУПР МО N 07-05-34/1074 от 11.08.2003 г. о согласовании рабочего проекта "Организация склада НСМ в районе причала "Беседы" на р. Москва, письмо ФГУ "Мосрыбвод" N 1-19-4-19/610 от 22.07.2003 г. "О согласовании выгрузки НСМ в районе причала Беседы на р. Москве.
Актом приемочной комиссии о приеме законченного строительством объекта в эксплуатацию N 002669 от 04.11.2003 г. введены в эксплуатацию спорные карты намыва N 1 и N 2. Как указано в акте приемочной комиссии, проектно-сметная документация на строительство разработана генеральным проектировщиком ОАО "Гипроречтранс", выполнившим проект карты намыва песка N 1 и техническим отделом ОАО "Порт Коломна", разработавшим проект карты N 2. Исходные данные для проектирования были выданы МУП УАиГ Ленинского района. Распоряжением Администрации Ленинского района Московской области N 3260-р/о от 05.11.2003 г. указанный акт утвержден (т.2 л.д.81).
Согласно части 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как было отмечено ранее, в ходе судебного разбирательства было проведено три экспертизы (две основные и одна дополнительная).
Определением Арбитражного суда Московской области от 02.12.2010 года по делу N А41-23419/10 по ходатайству Администрации была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено ООО "Городской центр строительной экспертизы и проектирования.
Согласно выводам эксперта, сделанным, в том числе, на основании проектной документации, разработанной ОАО "Гипроречтранс", карты намыва песка N 1 и N 2 представляют собой земляные участки, являющиеся частью перегрузочно-складского комплекса, используемые для организации гидромеханизированной выгрузки нерудных строительных материалов и доведения их качества до уровня, соответствующего требованиям ГОСТ (т.3. л.д.17) и состоят из следующих строительно-технических элементов: массивов товарного песка, центральных водосборных колодцев, прудов-отстойников, дамб обвалования, шандорных колодцев, дополнительных отстойников (внешних осветителей), водосбросной трубы, водосборных канав, осветительных мачт.
Фундаментов или иных элементов (обволок), прочно связанных с землей указанные строительно-технические элементы не имеют, кроме осветительных матч, у которых имеется железобетонный фундамент. Перемещение карт намыва песка N 1 и N 2 невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (т.3 л.д.22).
Определением Арбитражного суда Московской области от 03.04.2012 г. по делу N А41-23419/10, с учетом указаний суда кассационной инстанции, по ходатайству Администрации была назначена землеустроительная и строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено ООО "Лаборатория строительной экспертизы".
Из содержания экспертного заключения, по поставленным вопросам, следует:
- карты намыва песка N 1 и N 2 для добычи и переработки нерудных строительных материалов из русловых месторождений гидромеханизированным способом, принадлежащие ОАО "Порт Коломна", расположены на двух земельных участках с кадастровым номером 50:21:05 03 04:0031, площадью 16390 кв.м., и кадастровым номером 50:21:05 03 03:0100, площадью 15810 кв.м., по адресу: Московская область Ленинский район, сельское поселение Развилковское, вблизи с. Беседы являются основными средствами производства товарного песка, используются в качестве основных площадок производства и хранения товарного песка, являются неотъемлемой частью технологического процесса по осветлению песка путем оседания сторонних примесей в прудке-отстойнике и нижних горизонтах карт;
- на земельных участках с кадастровыми номерами 50:21:05 03 04:0031, 50:21:05 03 03:0100 по адресу: Московская область Ленинский район, сельское поселение Развилковское, вблизи с. Беседы находятся карты намыва песка N 1 (земельный участок с кадастровым номером 50:21:05 03 04:0031) и N2 (земельный участок с кадастровым номером 50:21:05 03 03:0100) для добычи и переработки нерудных строительных материалов из русловых месторождений гидромеханизированным способом, которые используются в качестве основных площадок производства и хранения товарного песка;
- в состав карт намыва песка N 1 и N 2 входят следующие строительно-технические элементы (сооружения, устройства, коммуникации), прочно связанные с землей: насыпной грунт основания (прочно связан с землей - материковым местным грунтом), дамба первичного обвала (передает нагрузку на насыпной грунт основания, прочно связана с землей через насыпной грунт основания), водоотводная дренажная канава (прочно связана с землей через насыпной грунт основания), конструкции подъездной дороги (прочно связана с землей через насыпной грунт основания), пруд-отстойник (прочно связан с землей, расположена на насыпном грунте основания), шандорный колодец (прочно связан с землей через насыпной грунт основания), сливная труба (уложена в массиве дамбы первичного обвалования, несет нагрузку от массива дамбы обвалования, прочно связана с землей, передает нагрузку на насыпной грунт основания), пруд осветитель (прочно связан с землей, расположен на материковом местном грунте). Мачта освещения (прочно связана с землей железобетонным фундаментом), пульпопровод со стойками - откосами (прочно связан с землей железобетонным фундаментом);
- дамбы обвалования являются несущими конструкциями в составе карты намыва. Дамбы обвалования воспринимают нагрузку от массива намываемого песка и обеспечивают жесткую устойчивость всего сооружения, предотвращая разрушение всего сооружения и являются неотъемлемыми конструктивными элементами карт намыва песка N 1 и N 2;
- для технологии производства нерудных строительных материалов на указанных картах намыва (N 1 и N 2) технологически необходимо наличие причальных сооружений (глубоководных причалов) для водного транспорта, так как основной объем поступления на указанные карты нерудных строительных материалов осуществляется водным транспортом;
- карты намыва N 1 и N 2 являются комплексными строительными объектами, их существование, функционирование по производственному назначению без каких-либо входящих в их состав элементов - не представляется возможным;
- карты намыва песка N 1 и N 2 не являются гидротехническими сооружениями или частью гидротехнического сооружения, так как не подвергаются непосредственному воздействию водного потока или водной среды;
- демонтаж и перемещение указанных карт намыва песка N 1 и N 2 или их отдельных элементов на другое место требует полного разрушения следующих строительно-технических элементов (сооружения, устройства, коммуникации), входящих в состав карт намыва: массива товарного песка, дамбы первичного обвалования, водоотводной дренажной канавы, насыпи технологического проезда (объездной дороги), дорожного покрытия технологического проезда (объездной дороги) из бетонных плит, пруда-отстойника, демонтажа шандорного колодца, демонтажа сливной трубы, пруда осветителя;
- наложений земельных участков с кадастровым номером 50:21:05 03 04:0031 и 50:21:05 03 03:0100 на прибрежную защитную полосу нет. Выявлено нарушение береговой линии с восточной стороны участника с кадастровым номером 50:21:05 03 04:0031 (карта намыва N 1), что вызвано деятельностью ливнестока с пос. Беседы и приводит к размытию береговой линии и выноса грунта в залив. Карты намыва песка N 1 и N 2 находятся вне пределов 20-ти метровой береговой полосы и отстоят от уреза воды на расстоянии 30-35 метров.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает доводы апелляционной жалобы о том, что карты намыва песка N 1 и N 2 объектами недвижимости не являются, поскольку могут быть демонтированы и сооружены на другом земельном участке без несоразмерного ущерба их назначению, несостоятельными и противоречащими материалам дела.
Кроме того, в соответствии с действующим Сводом правил по проектированию и строительству "Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений" СП 50-101-2004 (Приложение А) фундаментом сооружения является часть сооружения, которая служит для передачи нагрузки от сооружения на основание.
В свою очередь, основание сооружения - часть массива грунта, непосредственно воспринимающая нагрузку от сооружения.
Сооружение оснований регламентируется СНиП 2.02.01-83 "Основания зданий и сооружений".
Составной частью спорных карт намыва, как установлено в ходе экспертных исследований, являются дамбы обвалования, которые сами по себе являются сооружениями, возводимыми в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты".
Таким образом, карты намыва песка N 1 и N 2 являются сооружениями, возводимыми в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты".
Из материалов дела усматривается, что с целью определения какие именно строительно-технические элементы карты намыва N 1 и N 2 расположены в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:050304:0031 и 50:21:050303:0100 по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный район, с/п Развилковское, в районе с. Беседы, а какие за их пределами (с указанием количественных показателей всех элементов, входящих в карты намыва, в том числе составления схемы наложения строительно-технических элементов карт намыва N 1 и N 2 на границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:050304:0031 и 50:21:050303:0100).
Определением Арбитражного суда Московской области от 27.09.2012 года по делу N А41-23419/10 по ходатайству Администрации была назначена дополнительная судебная землеустроительная и строительно-техническая экспертиза.
Согласно дополнительному экспертному заключению по делу N А41-23419/10 от 30.10.2012 г. по результатам топографической съемки строительно-технических элементов карт намыва, а также характерных точек рельефа берега и уреза воды электронным тахеометром установлено:
- в границах земельного участка с кадастровым номером 50:21:050304:0031 расположены следующие элементы карты намыва N 1: массив товарного песка (95%), дамба первичного обвалования (98%), водоотводная дренажная канава (100%), насыпь технологического проезда (объездной дороги) (95%), дорожное покрытие технологического проезда (объездной дороги) (95%), пруд осветитель (100%), шандорный колодец (100%), пруд-отстойник (98%), сливная труб (60%), пульпопровод со стойками - откосами (10%); мачта освещения полностью находится за пределами земельного участка, в границах земельного участка с кадастровым номером 50:21:050303:0100 расположены такие элементы карты намыва N2: как массив товарного песка (90%), дамба первичного обвалования (70%), водоотводная дренажная канава (100%), насыпь технологического проезда (объездной дороги) (30%), дорожное покрытие технологического проезда (объездной дороги) (30%), пруд осветитель (100%), шандорный колодец (100%), сливная труб (60%), пульпопровод со стойками - откосами (30%).
На основании вышеуказанного, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что частичное расположение элементов карт намыва за пределами земельных участков, предоставленных ОАО "Порт Коломна" в данном случае, не является основанием для признания права собственности на спорное имущество отсутствующим.
Довод Администрации о том, что возведенные карты намыва не соответствуют техническим паспортам на спорные объекты, выданным Ленинским филиалом МОБТИ 16.07.2009 г. судом, несостоятелен, в связи со следующим.
Как следует из содержания предоставленных Администрацией в материалы дела технических паспортов БТИ, спорные сооружения представляют собой площадки из железобетонных плит для складирования песка площадью 11697 кв.м. и 17105 кв.м. (т.5 л.д.106-121).
Однако, актом приемочной комиссии о приеме законченного строительством объекта в эксплуатацию N 002669 от 04.11.2003 г., утвержденным распоряжением Главы Ленинского района Московской области N 3260-р/о от 05.11.2003 г., подтвержден факт приемки спорных сооружений именно как объектов недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации (т.2 л.д.45-46). В акте приемочной комиссии отражено, что проектно-сметная документация на строительство разработана генеральным проектировщиком ОАО "Гипроречтранс", выполнившим проект карты намыва песка N 1 и техническим отделом ОАО "Порт Коломна", разработавшим проект карты N 2. Исходные данные для проектирования были выданы МУП УАиГ Ленинского района. Проектной документацией установлены элементы и материалы, из которых состоят карты намыва, соответствующие экспертным заключениям.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции, а также усматривается из материалов дела и не опровергалось представителем Администрации в ходе судебных разбирательств, указанные выше документы не оспорены в судебном порядке.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в технических паспортах БТИ дано неверное толкование спорных сооружений.
Кроме того, как было отмечено в экспертном заключении по делу N А41-23419/10 от 06.08.2012 г. перемещение карт намыва песка N 1 и N 2 невозможно без их разрушения.
При таких обстоятельствах, в силу статьи 130 ГК РФ спорные сооружения карты намыва песка N 1 и N 2 являются недвижимым имуществом.
Также письмом от 24.09.2012 года исх.N 10-09/574 Отделом водных ресурсов по Московской области Московско-Окское бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов сообщено, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:005 03 03:0100 и 50:21:05 03 04:0031 не входят в состав особо охраняемых природных территорий (т.6 л.д.7).
Статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс РФ) установлен специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на территориях, примыкающих к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ (водоохранная зона) в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Согласно части 4 статьи 65 указанного Кодекса ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
В границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (часть 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Также в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Согласно части 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В соответствии с п.8. ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
На основании дополнительного экспертного заключения (схемы) установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:05 03 04:0031 и находящая на нем карта намыва песка N 1 расположены в пределах двухсотметровой водоохраной зоны, за пределами пятидесятиметровой прибрежной защитной полосы и двадцатиметровой береговой полосы (т.6. л.д.24, 25).
Земельный участок с кадастровым номером 50:21:05 030303:100 и находящая на нем карта намыва песка N 2 расположены в пределах двухсотметровой водоохраной зоны и пятидесятиметровой прибрежной защитной полосы и за пределами двадцатиметровой береговой полосы (т.6 л.д. 26, 27).
На основании вышеизложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений статьи 65, части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ при строительстве спорных объектов и выделении земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:05 03 04:0031 и 50:21:05 030303:100 ОАО "Порт Коломна".
Поскольку спорное имущество является недвижимым имуществом, возведенным на земельных участках, предоставленных для их размещения, с соблюдением требований законодательства, право собственности на него было правомерно зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены определения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, п.1 ст.269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года по делу N А41-23419/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ленинского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.М. Мордкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-23419/2010
Истец: Администрация Ленинского района, АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МО
Ответчик: ОАО "Порт Коломна"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-11022/11
18.02.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11329/12
26.11.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-23419/10
30.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-11022/11
23.08.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5777/11
30.05.2011 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-23419/10