6 февраля 2012 г. |
Дело N А79-7621/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике-Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.11.2011 по делу N А79-7621/2011, принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Вита" (428034, Чувашская Республика-Чувашия, г.Чебоксары, ул.Восточная, д.15; ИНН 2130033434, ОГРН 1082130000127) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике-Чувашии от 01.09.2011 по делу N 2011-156-11 о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике-Чувашии - Воробьева С.Н. по доверенности от 13.09.201 N 01-28/97 сроком действия один год,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Вита" (далее - Общество, ООО "НПП "Вита") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление Росреестра, административный орган) от 01.09.2011 по делу N 2011-156-11 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за использование земельного участка без оформленных правоустанавливающих документов.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 22.11.2011 заявленные требования удовлетворены и оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители Управления Росреестра поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "НПП "Вита" направило в адрес суда отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта; заявлением ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что осуществляя контроль за соблюдением земельного законодательства, уполномоченные лица прокуратуры Ленинского района г.Чебоксары выявили, что на земельном участке площадью 1834 кв.м, кадастровый номер 21:01:02 04 04:0094, расположенный по улице Байдукова в г.Чебоксары, расположен строительный вагончик, облицованный пластиковыми панелями с рекламным стендом с надписью "Консультационные услуги", а также информационной вывеской с перечнем оказываемых услуг, почтовым адресом и режимом работы ООО "НПП "Вита".
Правоустанавливающие документы на земельный участок у Общества отсутствуют.
Выявленные обстоятельства зафиксированы в акте осмотра земельного участка от 11.07.2011 N 30-л (приложение-фототаблица).
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 16.08.2011 заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары вынес в отношении ООО "НПП "Вита" постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии со статьями 23.21, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокуратура г.Чебоксары направила постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в Управление Росреестра для рассмотрения по существу.
01.09.2011 заместитель руководителя Управления рассмотрел материалы дела об административном правонарушении и вынес постановление по делу N 2011-156-11 о привлечении ООО "НПП "Вита" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 7.1, 26.2, 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и исходил того, что административный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Выслушав представителя административного органа, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют с учетом следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечисляет доказательства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с главами 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
В силу статей 25 и 26 Земельного Кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом.
К таким документам относятся свидетельства о государственной регистрации прав, выдаваемые правообладателю, арендатору земельных участков.
Согласно статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за два самостоятельных вида административного правонарушения: самовольное занятие земельного участка и использование земельного участка без правоустанавливающих документов на землю. Их различие проводится по объективной стороне.
Под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Обязанность по оформлению правоустанавливающих документов возникает в случаях, предусмотренных законом. В отсутствие такой обязанности пользование земельным участком без соответствующих документов не образует данный состав административного правонарушения.
Статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации определяет земельный участок как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В рассматриваемом случае административный орган вменяет в вину Обществу использование без соответствующих документов земельного участка площадью 1834 кв.м, кадастровый номер 21:01:02 04 04:0094, расположенного по улице Байдукова в г.Чебоксары.
При этом установлено по делу, что 22.12.2006 администрация г.Чебоксары и ООО "Фирма "Мозаика-К" заключили договор аренды N 416/3116-Л вышеобозначенного земельного участка под проектирование и размещение временной автостоянки для индивидуального транспорта
Указанный договор аренды заключался на срок до 22.12.2009 и зарегистрирован в установленном законом порядке. В дальнейшем срок действия договора продлевался.
09.09.2010 у ООО "Фирма "Мозаика-К" прекращено право аренды обозначенного земельного участка.
Вместе с тем, административный орган не исследовал вопрос о возвращении ООО "Фирма "Мозаика-К" администрации г.Чебоксары арендуемого земельного участка и не доказал факт использования Обществом в своей деятельности всего земельного участка с кадастровым номером 21:01:02 04 04:0094, при том, что из позиции Общества следует, что оно пользуется частью земной поверхности площадью 15 кв.м под арендуемым движимым имуществом (вагончиком), что подтверждается обращением заявителя в администрацию г.Чебоксары от 12.08.2011.
Административный орган в оспариваемом постановлении не обозначил обстоятельства, в силу которых согласно действующему земельному законодательству у Общества имеется обязанность оформить правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 21:01:02 04 04:0094.
Одновременно из письма органа местного самоуправления от 26.08.2011 N 3852/3419 в ответ на обращение Общества следует, что испрашиваемый земельный участок попадает в границы строящегося микрорайона 1А центральной части города, где предусмотрено строительство многоквартирного жилого дома поз.43. Застройщиком данного микрорайона является ООО "Фирма "Старко".
25.10.2011 ООО "НПП "Вита" и ООО "Фирма "Старко" заключили соглашение, которым Обществу разрешена установка передвижного вагончика на территории земельного участка, предназначенного для строительства жилого дома, поз.43, микрорайон Благовещенский.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в делах об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административный орган не доказал совершение Обществом события административного правонарушения и наличие в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения.
Отдельно суд первой инстанции рассмотрел вопрос о соблюдении административным органом процедуры при привлечении Общества к административной ответственности и пришел к правильному выводу об отсутствии существенных процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что имеются правовые основания для признания оспариваемого постановления административного органа незаконным и подлежащим отмене. Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление Общества.
Таким образом, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
Апелляционная жалоба административного органа по приведенным в ней доводам признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда чувашской Республики-Чувашии от 22.11.2011 по делу N А79-7621/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7621/2011
Истец: ООО "Научно-производственное предприятие "Вита"
Ответчик: Управление Федеральной службы госуарственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7350/11