Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2012 г. N 03АП-4203/12
г. Красноярск |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А33-17809/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шошина П.В.,
судей: Кирилловой Н.А., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (истца) - Исхаковой В.Р. - представителя по доверенности от 19.12.2011 N 241, Позднякова В.В. - представителя по доверенности от 10.01.2012 N 3,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ответчика) - Емандыкова С.Н. - представителя по доверенности от 14.02.2012 N 24/2012-05, Детуриной Н.В. - представителя по доверенности от 13.05.2010 N 70-55/8978,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ответчика) - Черепахиной О.В. - представителя по доверенности от 09.11.2011 N 70-55/414,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю",
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 08 августа 2012 года по делу N А33-17809/2011, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (ОГРН 1022402137460, ИНН 2463011853) (далее - образовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
- о признании в порядке искового производства незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН 1042402980290, ИНН 2466124510) (далее - Управление) по изменению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 1131 рублей/кв.м. на 4437 рублей/кв.м. по изменению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 507 235 517 рублей 10 копеек на 1 989 923 951 рубль 7 копеек и по внесению в государственный земельный кадастр измененных сведений об экономических характеристиках указанного земельного участка с момента их совершения - 21.11.2007;
- о признании в порядке искового производства незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (с учетом процессуального правопреемства) (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) (далее - Федеральная кадастровая палата) по внесению в государственный земельный кадастр сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56. в размере 4437 рублей/кв.м. и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в размере 1 989 923 951 рублей 7 копеек, с момента их совершения -21.11.2007;
- о признании, в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 от 21.12.2010 "О подтверждении технической ошибки";
- об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" привести сведения в государственном кадастре недвижимости об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в соответствие с видом функционального использования "земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально- технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, под объектами связи", установленным постановлением Совета Администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п.
Определением суда удовлетворено ходатайство прокуратуры Красноярского края о вступлении в дело на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 августа 2012 года заявление федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" удовлетворено частично. Действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю по изменению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 1131 руб./кв.м. на 4437 рублей/кв.м.. по изменению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 507 235 517 рублей 10 копеек на 1 989 923 951 рубль 7 копеек и по внесению в государственный земельный кадастр измененных сведений об экономических характеристиках указанного земельного участка с момента их совершения - 21.11.2007 признаны незаконными. Признаны незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по внесению в государственный земельный кадастр сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56. в размере 4437 руб./кв.м. и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в размере 1 989 923 951 рубль 7 копеек, с момента их совершения -21.11.2007. Признано незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 "О подтверждении технической ошибки". Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" устранить нарушения законодательства при принятии решения от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376. В удовлетворении требования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" привести сведения в государственном кадастре недвижимости об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в соответствие с видом функционального использования "земли под лесами в поселениях (в том числе городскими лесами), под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд (в том числе лесопарками, парками, скверами, бульварами", установленным постановлением Совета Администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю" обратились с апелляционными жалобами в Третий арбитражный апелляционный суд, в которых просят его отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своих доводов Управление в апелляционной жалобе указывает, что при разрешении спора суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не подлежащими применению к рассматриваемым отношениям, возникшим до принятия указанного нормативного правового акта.
По утверждению Управления истец, при подготовке реестра для расчета земельного налога бюджетных учреждений на 2007 год, отражая расположение на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100443:56 учебных корпусов, спорткомплекса, общежитий, столовой и иных вспомогательных объектов фактически подтверждает, что целевое использование земельного участка: для размещения объектов учреждений и организаций народного образования, что является основанием для его отнесения к 6 группе видов разрешенного использования.
На момент обращения истца с заявлением в арбитражный суд земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100443:56 снят с кадастрового учета, в связи с чем решение суда обязывающее Федеральную кадастровую палату устранить нарушения законодательства при принятии решения от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376, по мнению Управления, приведут к нарушению действующего законодательства.
В обоснование своих доводов Федеральная кадастровая палата в апелляционной жалобе указывает на пропуск истцом срока на обращение в арбитражный суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку по запросу истца ему в январе 2008 году предоставлялись сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100443:56.
В подтверждение правомерности действий ответчиков по внесению изменений в оценочную опись по спорному земельному участку Федеральная кадастровая палата ссылается на письмо Роснедвижимости от 02.05.2006 N ВК/0622 "Об исправлении и дополнении инвентаризационных и (или) оценочных описей", предусматривающее осуществление исправления и уточнения инвентаризационных и (или) оценочных описей, послуживших основанием для отражения земельных участков в Государственном земельном кадастре на основании решения руководителя Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
По утверждению ответчика решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 от 21.12.2010 "О подтверждении технической ошибки" не может нарушать прав и законных интересов истца, поскольку указанным решением непосредственно сведения в государственном кадастре недвижимости не изменялись.
Кроме того, как полагает Федеральная кадастровая палата истец не доказал, что земельный участок фактически используется не в целях реализации образовательной деятельности, а для каких-либо иных целей.
В отзыве на апелляционные жалобы образовательное учреждение возражает против их доводов, указывая на то, что пункт 3 статьи 16 и пункт 4 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не противоречат положениям Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
При этом, по мнению истца, под технической ошибкой следует понимать ошибку, приведшую к несоответствию сведений, внесенных в основные документы Государственного земельного кадастра данным, содержащимся в представленных заявителем документах, а также грамматические ошибки, опечатки и неверно выполненные записи. При этом ошибки, перенесенные в документы Государственного земельного кадастра из документов, явившихся основанием для внесения данных о земельных участках, не являются техническими ошибками.
Сведения, содержавшиеся в оценочной описи от 15.11.2004, не противоречили данным, явившимся основанием для внесения этих сведений в оценочную опись и государственный земельный кадастр - постановлению мера г.Красноярска от 14.10.1992 N 392.
Образовательное учреждение также указывает, что согласно представленному в материалы дела техническому заключению по результатам координирования объектов на земельном участке кадастровый номер 24:50:0100443:119, образованном в результате раздела земельного участке кадастровый номер 24:50:0100443:56, площадь объектов относящихся по постановлению Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п к 7 группе видов функционального использования больше (69 342 кв.м.), чем площадь земельного участка, занимаемая учебными зданиями (6834 кв.м.).
Перечень объектов, перечисленных при подготовке реестра для расчета земельного налога бюджетных учреждений на 2007 год, является не полным.
Решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 от 21.12.2010 "О подтверждении технической ошибки" в том числе явилось основанием для принятия инспекцией ФНС РФ по Октябрьскому району г.Красноярска от 06.10.2011 N 74 решения о привлечении истца к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как утверждает истец, расформирование земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 не имеет правового значения для защиты истцом своих прав и законных интересов в судебном порядке путем при совершении ответчиками оспариваемых действий.
При этом, полученный истцом по запросу от 24.01.2008 кадастровый паспорт от 21.07.2008 N 50/08-1-320 не содержал сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100443:56.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 апелляционные жалобы приняты к производству, назначено судебное заседание на 02.10.2012.
Представители Управления и Федеральной кадастровой палаты в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили суд отменить обжалуемое решение в части удовлетворения заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель образовательного учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы, просил суд оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Прокурор Красноярского края и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской (распечатка интернет страницы с официального сайта арбитражного суда о публикации судебного акта), в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
На основании Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 право собственности на земельный участок, площадью 448 484,10 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, пр.Свободный, 79, с кадастровым номером 24:50:0100443:0056 принадлежит Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 марта 2007 года серии 24 ЕЗ N 502710 (т.1 л.д.19).
15.11.2004 руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков (т.2 л.д.28-30), согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 установлена в размере 507 235 517 рублей 10 копеек.
21.11.2007 Управлением Роснедвижимости по Красноярскому краю утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков в кадастровом квартале N 24:50:0100443, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 была исправлена - вместо ранее утвержденной в размере 507 235 517 рублей 10 копеек на кадастровую стоимость в размере 1 989 923 951 рубль 7 копеек.
На основании постановления мэра г.Красноярска от 14.10.1992 N 392 право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью 448 484,10 кв.м. по адресу: Россия, Красноярский край, г.Красноярск, пр.Свободный, 79, с кадастровым номером 24:50:0100443:0056 передано федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07 июня 2007 года серии 24 ЕЗ N 573493 (т.2 л.д.57).
Согласно выписка из государственного кадастра недвижимости от 11.01.2010 N 24ЗУ/10-328 (т.2 л.д.63) земельному участку с кадастровым номером 24:50:0100443:0056, ранее был присвоен кадастровый номер 24:50:0100382:0001, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для взимания налоговой платы за землю, площадь 448 484,10 кв.м., кадастровая стоимость 1 989 923 951 рубль 70 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 4 437 рублей/кв.м. В графе "особые отметки" указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадь земельного участка по документу составляет 448 484,10 кв.м., кадастровая стоимость земельного участка рассчитана по состоянию на 01.01.2007, кадастровый номер 24:50:0100443:56 равнозначен кадастровому номеру 24:50:0100443:0056.
21 декабря 2010 года Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Красноярскому краю принято решение N Ф24/10-1-18376 от 21.12.2010 "О подтверждении технической ошибки" (т.1 л.д.17), согласно которому установлено, что в государственном кадастре недвижимости содержатся ошибочные сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100443:56, с местоположением: Красноярский край, г.Красноярск, пр.Свободный, 79; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - для взимания налоговой платы за землю; площадь - 448 484,10 кв.м. В соответствии с типовым перечнем видов функционального использования земель населенных пунктов, земельный участок кадастровый номер 24:50:0100443:56 с видом разрешенного использования - для взимания налоговой платы за землю (фактическое использование в соответствии с постановлением от 14.10.1992 N 392, территория занимаемая Красноярским государственным университетом), относится к 6 группе видов разрешенного использования земель "земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами". Постановлением Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края" для кадастрового квартала 24:50:0100443, для 6 группы видов разрешенного использования утвержден удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) в размере 4437,00 руб./кВ.м., кадастровая стоимость для земельного участка с площадью 448 484,10 кв.м. составляет- 1 989 923 951 рубль 70 копеек.
Руководствуясь указанным решением инспекция ФНС по Октябрьскому району г.Красноярска при осуществлении выездной налоговой проверки истца установила занижением налогоплательщиком налогооблагаемой базы при исчислении земельного налога за земельный участок с кадастровый номер 24:50:0100443:56 за 2007 и 2008 года в связи с чем сумма доначисленного налога составила 445 480 653 рубля 04 копейки (т.1 л.д.30-92).
Решением инспекции ФНС по Октябрьскому району г.Красноярска от 06.10.2011 N 74 (т.1 л.д.93-129) образовательное учреждение привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату сумм налога в виде штрафа.
Полагая, что действия ответчиков по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 1 989 923 951 рубль 70 копеек и внесению в государственный кадастр недвижимости указанных сведений со ссылкой на техническую ошибку, принятие решения о подтверждении технической ошибки совершены с нарушением действующего законодательства, а также нарушают права и законные интересы истца, образовательное учреждение обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании указанных действий ответчиков незаконными, решения о подтверждении технической ошибки недействительным и возложении обязанности привести сведения в государственном кадастре недвижимости об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в соответствие с видом функционального использования "земли под лесами в поселениях (в том числе городскими лесами), под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд (в том числе лесопарками, парками, скверами, бульварами", установленным постановлением Совета Администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 08 августа 2012 года заявление федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" удовлетворено частично. В удовлетворении требования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" привести сведения в государственном кадастре недвижимости об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в соответствие с видом функционального использования "земли под лесами в поселениях (в том числе городскими лесами), под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд (в том числе лесопарками, парками, скверами, бульварами", установленным постановлением Совета Администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п отказано.
Действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю по изменению удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 1131 руб./кв.м. на 4437 рублей/кв.м.. по изменению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 507 235 517 рублей 10 копеек на 1 989 923 951 рубль 7 копеек и по внесению в государственный земельный кадастр измененных сведений об экономических характеристиках указанного земельного участка с момента их совершения - 21.11.2007; действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по внесению в государственный земельный кадастр сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56. в размере 4437 руб./кв.м. и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в размере 1 989 923 951 рубль 7 копеек, с момента их совершения - 21.11.2007; решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 "О подтверждении технической ошибки" признаны незаконными. Суд обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" устранить нарушения законодательства при принятии решения от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376. В удовлетворении требования федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" привести сведения в государственном кадастре недвижимости об удельном показателе и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 в соответствие с видом функционального использования "земли под лесами в поселениях (в том числе городскими лесами), под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд (в том числе лесопарками, парками, скверами, бульварами", установленным постановлением Совета Администрации Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п отказано.
Ответчики, полагая указанный судебный акт принятым с нарушением норм материального права, обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с рассматриваемыми жалобами.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 1 989 923 951 рубль 70 копеек для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ранее действующему Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418 "Об утверждении Положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11 указанных Правил).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая оспариваемые действия ответчиков незаконными исходил из того, что с заявлениями об учете изменений спорного земельного участка, находящихся в государственной собственности и предоставленного истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования образовательное учреждение либо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, как представитель собственника не обращались.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и основанными на правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56, определенная на основании постановления Совета администрации Красноярского края от 19.02.2003 N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель городов и других населенных пунктов края" в размере 507 235 517 рублей 10 копеек.
На основании заявления о предоставлении сведений государственного земельного кадастра от 13.11.2007 N 50/07-13343 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю была проведена проверка правильности определения кадастровой стоимости данного земельного участка, в результате которой установлен факт наличия технической ошибки и на основании акта определения кадастровой стоимости от 21.11.2007, кадастровая стоимость была исправлена и составила 1 989 923 951 рубль 7 копеек. Исправленные сведения об экономических характеристиках данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 21.11.2007 года.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В силу части 4 статьи 16 Закона N 221-ФЗ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Согласно части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ, с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Судом первой инстанции установлено, а также подтверждается материалами дела, что с заявлениями об учете изменений спорного земельного участка, находящихся в государственной собственности и предоставленного истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования образовательное учреждение либо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Красноярскому краю, как представитель собственника не обращались.
Поскольку у ответчиков отсутствовало право по собственной инициативе производить изменения в кадастровом учете указанного земельного участка, в том числе сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенного использования арбитражный су первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в части признания незаконными действий Управления Роснедвижимости по Красноярскому краю - территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено и функции упраздненного органа переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии) по утверждению изменения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 1131 рублей/кв.м. на 4437 рублей/кв.м., по изменению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 и действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по внесению в государственный земельный кадастр сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 с 507 235 517 рублей 10 копеек на 1 989 923 951 рубль 7 копеек и по внесению в государственный земельный кадастр измененных сведений об экономических характеристиках указанного земельного участка с момента их совершения - 21.11.2007, как противоречащие статьей 16, части 3 статьи 20 Закона Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" порядка.
Доводы заявителей о неприменении к рассматриваемым отношениям норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подлежат отклонению в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статье 48 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" настоящий федеральный закон вступил в силу с 01 марта 2008 года.
На момент совершения оспариваемых действий ответчиков по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 1 989 923 951 рубль 70 копеек и внесению в государственный кадастр недвижимости указанных сведений со ссылкой на техническую ошибку действовал Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", в настоящий момент утративший силу.
Суд первой инстанции указал, что оспариваемые действия ответчиков совершены с нарушением порядка, установленного статьей 16, частью 3 статьи 20 Закона Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не вступившего в силу на момент их совершения. Однако, данное обстоятельство не привело к принятию неправильного решения судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. Пунктом 3 статьи 21 вышеуказанного Закона установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
При рассмотрении настоящего спора установлено, что изменения в кадастровом учете указанного земельного участка, в том числе сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенного использования внесены ответчиком самостоятельно при проведении проверки правильности определения кадастровой стоимости данного земельного участка. Указанные изменения послужили основанием для привлечения истца к налоговой ответственности, то есть автоматически повлекли для него неблагоприятные последствия.
Новый Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принят в развитие положение Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с учетом развития земельных отношений в области кадастра, землепользования, управлением земельными ресурсами, упрощением административных процедур.
Таким образом, суд, применяя к названным правоотношениям более совершенную норму, разрешил спор с применением действующего законодательства, вытекающего из существа спорных правоотношений.
Кроме того исходя из правового смысла действующего арбитражного процессуального регулирования суд не может признать действия государственного органа противоречащими нормативному правовому акту утратившему силу либо когда срок действия этого акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод истца.
В таком случае подлежат применению по аналогии нормы действующего законодательства, регулирующие сходные отношения.
Как следует из искового заявления истцом заявлено требование в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 от 21.12.2010 "О подтверждении технической ошибки".
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Апелляционная инстанция полагает, что Федеральная кадастровая палата не доказала законность оспариваемого решения, а образовательное учреждение подтвердило факт нарушения прав и законных интересов при издании указанного ненормативного акта исходя из следующих оснований.
Как следует из оспариваемого решения Федеральной кадастровой палаты, вывод о наличии технической ошибки в государственном кадастре недвижимости сделан на основании того, что установленное в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56 разрешенное использование - для взимания налоговой платы за землю не соответствует фактическому использованию земельного участка, занимаемого Красноярским государственным университетом, соответствующему 6 группе видом разрешенного использования земель "земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами".
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, урегулированы Законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
При этом кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Как следует из материалов дела сведения о земельном участке с присвоением кадастрового номера 24:50:0100443:56, расположенном по адресу: г.Красноярск, пр.Свободный, 79, с видом разрешенного использования - для взимания налоговой платы за землю, правообладатель Красноярский государственный университет, вид права - пользование внесены на основании постановления мэра города Красноярска от 14.10.1992 N 392, свидетельства на право пользования землей от 16.10.1992 N 339, свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного пользования) от 7 июня 2007 года серия 24 ЕЗ N 502710.
Признавая незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 от 21.12.2010 "О подтверждении технической ошибки", суд первой инстанции исходил из того, что актуализация сведений Государственного кадастра недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от 21.11.2007 в соответствии постановлением Правительства Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" не могла быть технической ошибкой, подлежащей исправлению оспариваемым решением ответчика в соответствии со статьей 28 Законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Принципы ведения государственного кадастра недвижимости установлены статьей 4 Закона N 221-ФЗ. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (части 1, 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
В данном случае кадастровая ошибка отсутствует, поскольку по состоянию на 21.11.2007 расхождения в сведениях государственного кадастра недвижимости и иных правоустанавливающих документах на земельный участок не имеют места, кроме того, и сами документы, на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, ошибки также не содержат.
Федеральная кадастровая палата не представила доказательств, свидетельствующих об изменении разрешенного использования спорного земельного участка.
Ссылка заявителя на письмо Роснедвижимости N ВК/0622 от 02.05.2006 "Об исправлении и дополнении инвентаризационных и (или) оценочных описей" подлежит отклонению, так как оно носит рекомендательный характер для территориальных органов и подведомственных учреждений Роснедвижимости по вопросу исправления и уточнения внесенных в Государственный земельный кадастр сведений о земельных участках в рамках проведенных работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, а также по вопросу отражения в Государственный земельный реестр в случае дополнительного выявления данных о существующих земельных участках.
Доводы Управления о фактическом подтверждении истцом при подготовке реестра для расчета земельного налога бюджетных учреждений на 2007 год целевого использования земельного участка: для размещения объектов учреждений и организаций народного образования не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный реестр составлялся только в отношении земель под объектами, используемыми для нужд образования, физической культуры и спорта и не отражает весь перечень объектов, расположенных на спорном земельном участке.
Кроме того, кадастровая стоимость конкретного земельного участка кадастровый номер 24:50:0100443:0056 не могла быть непосредственно утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 19.02.2003 N 44-п, поскольку спорный участок поставлен на кадастровый учет 03.08.2004.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый образовательным учреждением акт - решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 "О подтверждении технической ошибки" является незаконным, а требования образовательного учреждения в указанной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе на то, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов истца, поскольку им непосредственно сведения в государственном кадастре недвижимости не изменялись, не может быть принята обоснованной.
Как следует из акта выездной налоговой проверки от 28.07.2001 N 60 к выводу о занижении истцом налогооблагаемой базы при исчислении земельного налога за земельный участок с кадастровый номер 24:50:0100443:56 за 2007 и 2008 годы инспекция ФНС по Октябрьскому району г.Красноярска пришла в том числе на основании решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 "О подтверждении технической ошибки".
Таким образом, принятие Федеральной кадастровой палатой противоречащего закону решения от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376 повлекло для истца наступление негативных последствий в виде привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату сумм налога.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязанность по устранению нарушения законодательства при принятии решения от 21.12.2010 N Ф24/10-1-18376.
Доводы Управления о невозможности внесения изменений в сведения об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100443:56, несостоятельны, так как по настоящему делу оспаривались конкретные действия государственных органов по изменению кадастровой стоимости земельного участка, расформированного на момент принятия Федеральной кадастровой палатой решения "О подтверждении технической ошибки", не соответствующие закону и повлекшие для истца определенные негативные последствия.
В апелляционной жалобе Федеральная кадастровая палата также указывает на пропуск истцом срока на обращение в арбитражный суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылаясь на предоставление истцу по его запросу в январе 2008 году сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0100443:56.
Однако материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих получение истцом сведений о спорном земельном участке, содержащих, в том числе данные о его кадастровой стоимости ранее 28.07.2011.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Следовательно, истец, обратившись 28.10.2011 в арбитражный суд с настоящими требованиями о признании в порядке искового производства действий ответчиков незаконными указанный срок исковой давности не нарушил.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 08 августа 2012 года по делу N А33-17809/2011 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
Н.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.