г. Пермь |
|
18 февраля 2013 г. |
Дело N А60-36158/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Борзенковой И.В., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.
при участии:
от заявителя ООО "СинараПромСервис" (ОГРН 1076612002609, ИНН 6612000551) - Савельев А.В., паспорт, представитель по доверенности от 01.01.2013 N 8;
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) (ОГРН 1026604952252, ИНН 6660013279) - не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
заявителя ООО "СинараПромСервис", заинтересованного лица Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 ноября 2012 года
по делу N А60-36158/2012,
принятое судьей Дегонской Н.Л.,
по заявлению ООО "СинараПромСервис" (ОГРН 1076612002609, ИНН 6612000551)
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) (ОГРН 1026604952252, ИНН 6660013279)
о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
ООО "СинараПромСервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными: решения Государственного учреждения Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) N 143 от 13.08.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах; решения Государственного учреждения Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N5) (далее - фонд) N 143 от 13.08.2012 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части выплат в пользу: работников-доноров за дни сдачи крови и дополнительный выходной день в размере 104 924 руб. 97 коп. и работников за выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами в размере 72 340 руб. 27 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2012 заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными решения фонда: N 143 от 13.08.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части предложения уплатить недоимку в сумме 2 097 руб. 85 коп., соответствующих пени и штрафа; N 143 от 13.08.2012 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части предложения уплатить недоимку в сумме 506 руб.38 коп., соответствующих пени и штрафа.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Общество полагает, что выплаты, производимые работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, не облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. По мнению общества, спорные выплаты следует рассматривать как компенсационные выплаты, они не являются объектом обложения взносами.
Общество, просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2012 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, принять новый судебный акт.
В свою очередь, не согласившись с принятым решением в части удовлетворения заявленных требований, фонд обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда в указанной части отменить, в удовлетворении требований общества отказать. Фонд настаивает на том, что оплата дополнительных дней отдыха работнику для ухода за детьми-инвалидами облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Фонд, просит решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2012 отменить в части удовлетворенных требований, принять новый судебный акт.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы фонда.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей фонда, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка общества в отношении правильности исчисления полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в ФСС РФ и взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период 2010-2011 годы.
Результаты проверки общества отражены фондом в акте N 143 от 29.06.2012.
13.08.2012 фондом приняты решения; N 143 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее закон N 212-ФЗ), обществу предложено уплатить недоимку, пени и штраф в бюджет; N 143 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности предусмотренной ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Закон N 125-ФЗ), обществу предложено уплатить недоимку, пени и штраф в бюджет.
Основанием для вынесения указанных решений послужил факт не включения обществом в налогооблагаемую базу выплат в пользу:
- работников-доноров за дни сдачи крови и дополнительный выходной день в размере 104 924 руб. 97 коп.;
- работников за выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами в размере 72 340 руб. 27 коп.
Не согласившись указанными решениями, общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав мнение представителя общества, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - закон N 165-ФЗ) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ для граждан, подлежащих обязательному социальному страховании. Исходя из п. 2 названной статьи, страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (с. 8 Закона N 212-ФЗ).
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 22 закона N 125-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачивается вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включается в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо в смету расходов на содержание страхователя.
Статьей 20.1 закона N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 настоящего федерального закона.
Согласно ст. 186 Трудового кодекса РФ работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
В постановлении от 13.09.2011 N 4922/11 Президиум ВАС РФ изложил толкование понятия "средний заработок", примененного в ст. 186 Трудового кодекса.
Так, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после выплачивается заработная плата. Названные выплаты работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
В связи с вышесказанным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у общества оснований для невключения в облагаемую базу по страховым взносам указанных выплат работникам-донорам. Данные выплаты подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ, на основании ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Довод фонда о том, оплата дополнительных дней отдыха работнику для ухода за детьми-инвалидами, облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке, судом апелляционной инстанции.
Оценив назначение спорных выплат, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования РФ" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования РФ.
На основании п. 17 ст. 37 Закона N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования РФ.
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования РФ (подп. 1 п. 2 ст. 1, ст. 2 Закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов"). Фонд социального страхования РФ является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (п. 1 ст. 2 указанного федерального закона). Подпунктом 8 п. 1 ст. 7 данного закона установлено, что Фонд социального страхования РФ вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом от 24.07.2009 N 213 на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Федерального закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы фонда не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины относятся на общество в сумме 1 000 руб.
Фонд от уплаты государственной пошлины освобожден в силу ст. 333.37 НК РФ.
На основании ст. 104 АПК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 ноября 2012 года по делу N А60-36158/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить ООО "СинараПромСервис" (ОГРН 1076612002609, ИНН 6612000551) из федерального бюджета 1 000 (одну тысячу) руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 1121 от 12.12.2012.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-36158/2012
Истец: ООО "СинараПромСервис"
Ответчик: ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N5), ГУ СРО Фонд социального страхования РФ Филиал N5 г. Каменск Уральский