18 февраля 2013 г. |
Дело N А43-40875/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шмидько Е.Ю.,
при участии представителей сторон:
от истца - Колпакова А.В. по доверенности от 05.08.2011 N 2-1/624 (сроком на три года), Славинской А.А. по доверенности от 07.02.2013 N 1-1/119 (сроком по 31.12.2013), Ивановой Л.И. по доверенности от 05.08.2011 N 2-1/625 (сроком на три года);
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области - Хохлова Ю.А. по доверенности от 29.01.2013 N 52 АА 1254815 (сроком по 27.12.2015);
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - не явился, извещен;
от ФГУП "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. П.Р. Поповича" - не явился, извещен,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области, г.Нижний Новгород, на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.11.2012 по делу N А43-40875/2011, принятое судьей Дроздовой С.А. по иску открытого акционерного общества "Навашинский завод стройматериалов" (ИНН 5223000035, ОГРН 1025201634160), г.Навашино Нижегородской области, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (ИНН 5262133455, ОГРН 1045207492494), г. Нижний Новгород, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области (ИНН 5260078953, ОГРН 1025202620520), г. Нижний Новгород, федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный проектно - изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. П.Р. Поповича" в лице Волго-Вятского филиала (ИНН 7710011592, ОГРН 1027700530835), г. Нижний Новгород, при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Рензин Компани", г. Нижний Новгород, об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной.
Суд установил, что открытое акционерное общество "Навашинский завод стройматериалов" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области, федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный проектно - изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. П.Р. Поповича" в лице Волго-Вятского филиала об установлении для целей налогообложения - с 01.01.2011, для иных целей, предусмотренных законодательством, - с 01.01.2010 кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 52:37:0600013:0541, общей площадью 112 026,22 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская область, Навашинский райоон, г. Навашино, пос. Силикатный, д. 32, участок 1, в размере, равном рыночной стоимости, в сумме 17 490 000 руб., с кадастровым номером 52:37:0600013:0030 общей площадью 10 181 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская область, Навашинский район, г.Навашино, пос. Силикатный, д. 35, в размере, равной рыночной стоимости, в сумме 1 650 000 руб.; об обязании федерального государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области (далее - кадастровая палата) внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Рензин Компани".
Решением от 16.11.2012 Арбитражный суд Нижегородской области частично удовлетворил заявленные требования, установив кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером 52:37:0600013:0541, общей площадью 112 026,22 кв.м в размере рыночной стоимости в сумме 17 490 000 руб., с кадастровым номером 52:37:0600013:0030 общей площадью 10 181 кв.м, в размере рыночной стоимости в сумме 1 650 000 руб. Одновременно суд обязал федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков с кадастровым номером 52:37:0600013:0541 в размере 17 490 000 руб., с кадастровым номером 52:37:0600013:0030 в размере 1 650 000 руб. В остальной части и в иске к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный проектно - изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. П.Р. Поповича" в лице Волго-Вятского филиала отказал. Суд взыскал с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Нижегородской области в пользу истца 63 000 руб. расходов по делу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильным применением норм материального и процессуального права, неприменением закона, подлежащего применению.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, неправомерен вывод суда о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра", наделенное функциями органа кадастрового учета, является надлежащим ответчиком по данному спору. Суд не учел, что требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на рыночную должно быть обращено к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке. Таким образом, оснований для обязания ненадлежащего ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости не имеется. Также отметил, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не участвовало в проведении массовой кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области и не обладает соответствующими полномочиями в указанной сфере. Заявитель полагает, что спор о праве между истцом и органом кадастрового учета отсутствует, судебные расходы по делу, в том числе расходы по проведению экспертизы, с филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области взысканию не подлежат.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу от 06.02.2013 N 8/1668 пояснило, что предметом настоящего спора является изменение кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, данное требование предъявляется к органу кадастрового учета, то есть органу, осуществляющему полномочия по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости. Также полагает, что проведение экспертизы отчета оценщика входит в бремя доказывания истца для формирования доказательств и не может относиться к судебным издержкам, взыскиваемым в последующем с ответчика в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Открытое акционерное общество "Навашинский завод стройматериалов" в отзыве на апелляционную жалобу от 07.02.2013 N 1-1/117 указало, что обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. При этом отметило, что полномочия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости возложены на кадастровую палату, в связи с чем ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Нижегородской области является надлежащим ответчиком по данному спору. Судебные расходы по делу взысканы с юридического лица в лице его филиала, что не нарушает прав ответчика. Кроме того, экспертиза отчета оценщика является обязательной в порядке статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГУП "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок им. П.Р. Поповича", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, открытому акционерному обществу "Навашинский завод стройматериалов" принадлежит на праве собственности земельные участки с кадастровым номером 52:37:0600013:0030 общей площадью 10 181,0 кв.м, имеющий местоположение: Нижегородская область, Навашинский район, г.Навашино, пос. Силикатный, д. 35, с кадастровым номером 52:37:0600013:0541, площадью 112 026,22 кв.м, имеющий местоположение: Нижегородская область, Навашинский район, г. Навашино, пос. Силикатный, д. 32, участок 1, что удостоверено свидетельствами о государственной регистрации права от 09.08.2004 серии 52-АА N 989327, 989328.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 01.01.2007. В приложении N 1 к постановлению содержатся результаты государственной оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 52:37:0600013:0541 удельный показатель кадастровой стоимости составил 787,37 руб./кв.м, кадастровая стоимость определена в размере 88 205 911 руб. 62 коп., земельного участка с кадастровым номером 52:37:0600013:30 удельный показатель кадастровой стоимости составил 787,37 руб./кв.м, кадастровая стоимость определена в размере 8 016 213 руб. 97 коп.
Согласно отчету об оценке земельных участков N 12196, выполненному ООО "Рензин компании", рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2007 земельного участка с кадастровым номером 52:37:0600013:0541 составила 17 490 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 52:37:0600013:30 - 1 650 000 руб.
По ходатайству истца судом назначена судебная экспертиза данного отчета.
В соответствии с экспертным заключением саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" от 31.07.2012 указанный отчет оценщика соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Указывая на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона от 29.07.1998 N135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 N167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
При этом пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза (постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).
В данном случае заявленные обществом требования, содержат прямое указание на обязание внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения, касающиеся кадастровой стоимости земельных участков в виде его рыночной стоимости.
Судом первой инстанции установлено, что отчетом ООО "Рензин компании" N 12196 определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 52:37:0600013:0541 по состоянию на 01.01.2007 в сумме 17 490 000 руб., с кадастровым номером 52:37:0600013:30 в сумме 1 650 000 руб.
Как указывалось выше, соответствие указанного отчета требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 31.07.2012.
Оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об определении кадастровой стоимости спорных земельных участков в виде их рыночной.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не является надлежащим ответчиком по данному спору, отклоняется судом апелляционной инстанции, с учетом следующего.
Из исковых требований следует, что ответчиком по делу является федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области.
Вывод суда о том, что требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в виде рыночной должно быть обращено к органу кадастрового учета, и не является требованием об оспаривании действий данного органа, подлежащим рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является правомерным.
В силу части 1 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции ведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости предусмотренные настоящим Законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пункту 2 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 25.10.2011 N 128 утверждены Положения о филиалах учреждения, в том числе и Положение о филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области, являющемся обособленным подразделением ФГБУ "ФКП Росреестра".
Таким образом, полномочия по кадастровому учету объектов недвижимости, техническому учету объектов капитального строительства с 01.07.2010 переданы филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области.
В соответствии с приказом Росреестра от 26.12.2011 N П/531 ФГБУ "ФКП Росреестра" с 01.03.2012 также наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявленные требования в отношении ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Нижегородской области как к надлежащему ответчику.
Ссылка заявителя на неправомерное отнесение на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области судебных расходов по делу, в том числе расходов по проведению экспертизы, является несостоятельной.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, а также другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Порядок распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентируется статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу части 1 которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом пропорционального расчета судебных расходов суд первой инстанции правомерно взыскал с ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Нижегородской области 63 000 руб. расходов по делу, в том числе 51 000 руб. стоимости экспертизы, 12 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Иные аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.11.2012 по делу N А43-40875/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области, г. Нижний Новгород, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Л. Малышкина |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-40875/2011
Истец: ОАО "Навашинский завод стройматериалов", ОАО Навашинский завод стройматериалов г. Навашино
Ответчик: Волго-Вятский филиал ФГУП Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ г. Н. Новгород, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Нижегородской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата", ФГУП "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П. Р. Поповича", ФГУП Госземкадастрсъемка-ВИСХАГИ г. Москва, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии РФ г. Москва
Третье лицо: Некомерческое партнерство Саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", ООО "Рензин Компани", ООО Рензин Компани г. Н. Новгород