город Воронеж |
|
11 февраля 2013 г. |
Дело N А08-4971/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Управления ветеринарии Белгородской области в лице ОГБУ "Белгородская райветстанция": Ефремов К.В., доверенность б/н от 27.11.2012 г.;
от ООО "Белгородская продовольственная компания": Дунаева Ю.А., доверенность б/н от 29.06.2012 г.; Водотынский А.А., доверенность б/н от 28.10.2010 г.
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления ветеринарии Белгородской области в лице ОГБУ "Белгородская райветстанция" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.10.2012 по делу N А08-4971/2012 (судья Е.В. Бутылин), по заявлению ООО "Белгородская продовольственная компания" (ОГРН 1073130002439, ИНН 3102202019) к Управлению ветеринарии Белгородской области в лице ОГБУ "Белгородская райветстанция", третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области о признании незаконным бездействия, об обязании устранить нарушения права,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Белгородская продовольственная компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ОГБУ "Белгородская райветстанция", выразившегося в непредоставлении специалиста, уполномоченного осуществлять государственный ветеринарный надзор на территории ООО "Белгородская продовольственная компания" и обязать ОГБУ "Белгородская райветстанция" предоставить ООО "Белгородская продовольственная компания" на постоянной основе специалиста, уполномоченного осуществлять ветеринарно-санитарный надзор за производством, хранением и переработкой животноводческой продукции, а также за ее транспортировкой всеми видами транспорта.
Решением Арбитражного Белгородской области от 19.10.2012 по делу N А08-4971/2012 требования ООО "Белгородская продовольственная компания" удовлетворены частично. Бездействие Управления ветеринарии Белгородской области в лице ОГБУ "Белгородская райветстанция" выразившееся в одностороннем отказе от исполнения договора N 19 от 01 января 2012 года о государственном ветеринарном надзоре в ООО "Белгородская продовольственная компания", признано незаконным.
В удовлетворении остальной части требований ООО "Белгородская продовольственная компания" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, вынесенным с нарушением норм материального права, Управление ветеринарии Белгородской области в лице ОГБУ "Белгородская райветстанция" обратилось с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, возникший спор не мог быть рассмотрен в порядке гл. 24 АПК РФ, поскольку его предметом являются не публичные правоотношения, возникающие из обязательности исполнения требований одной стороной воли другой стороны, а договорные правоотношения, возникшие по воле сторон в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, ОГБУ "Белгородская райветстанция" ссылается на расторжение договора N 19 от 01.01.2012, заключенного между ООО "Белгородская продовольственная компания" и ОГБУ "Белгородская райветстанция", в силу которого учреждение обязано было осуществлять контроль поступающей продукции.
ОГБУ "Белгородская райветстанция" в судебном заседании апелляционного суда доводы апелляционной жалобы поддерживает, просит обжалуемое решение отменить.
В поступившем отзыве и письменных пояснениях на жалобу ООО "Белгородская продовольственная компания" указывает, что обязанность соответствующих учреждений по созданию подразделений госветнадзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животного происхождения следует из п. 2 ст. 5, ст.ст. 8, 18, 21 Закона РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии", ст. 11 Федерального закона от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2 Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, утвержденного Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 14.10.94 г. N 13-7-2/173. В результате бездействия учреждения Обществу созданы препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, в частности предприятие не имеет возможности реализовывать и отгружать продукцию животного происхождения. Оспариваемое бездействие относится к бездействию, совершенному государственным органом в рамках осуществления им по отношению к заявителю полномочий властно-распорядительного характера, следовательно, заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке гл. 24 АПК РФ. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, создание выделенного подразделения ветслужбы на предприятии, а также мероприятия по ветеринарному контролю должны осуществляться учреждением независимо от наличия договора.
ООО "Белгородская продовольственная компания" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, полагая вынесенное решение неподлежащим отмене.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, просило рассмотреть дело в отсутствии представителей.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения его о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 21.01.2013 по 28.01.2013.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что между ООО "Белгородская продовольственная компания" и ОГБУ "Белгородская раиветстанция" 01.01.2012 заключен договор N 19 о государственном ветеринарном надзоре в ООО "Белгородская продовольственная компания".
В соответствии с п. 2.9. указанного договора ОГБУ "Белгородская райветстанция" обязано осуществлять ветеринарно-санитарный надзор за производством, хранением и переработкой животноводческой продукции, а также за ее транспортировкой всеми видами транспорта.
ООО "Белгородская продовольственная компания" обратилось 25.06.2012 в ОГБУ "Белгородская райветстанция" с заявками (вх. N 155, 156 от 25.06.2012) на выдачу ветеринарно-сопроводительных документов на мясную продукции, перерабатываемую в цехе, расположенном по адресу: Белгородский район, с. Черемошное, ул. Нагорная, 56.
С целью оценки возможности выдачи ветеринарных сопроводительных документов на выработанную ООО "Белгородская продовольственная компания" продукцию, начальником территориального отдела государственного ветеринарного надзора по Белгородскому району Яковлевым С.С. в сопровождении инспектора территориального отдела госветнадзора по Белгородскому району Жеребненко В.В., государственного инспектора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области Александровой О.Л., действующей на основании приказа N 265од от 25.06.2012, 26.06.2012 осуществлен выезд на предприятие.
В ходе проведения проверки установлено, что сырьем для выработанной ООО "Белгородская продовольственная компания" продукции являются головы свиные замороженные, на которые представлены ветеринарные свидетельства формы N 2. Однако поступление, хранение, переработка мясной продукции осуществлялась без контроля ветеринарного специалиста ОГБУ "Белгородская райветстанция".
Кроме того установлено, что санитарные правила для предприятий мясной промышленности (СП 3238-85) не соблюдаются, так как не ведется контроль входящего сырья (мясной продукции), исходящей (выработанной) продукции, а также контроль эффективности качества санитарной обработки, путем бактериологических исследований смывов с технологического оборудования, инвентаря, производственной тары, санитарной одежды, рук рабочих (отсутствуют протоколы исследования).
На поданные заявки о выдаче ветеринарных свидетельств Обществом от начальника ОГБУ "Белгородская райветстанция" Яковлева С.С. получен ответ N 164 от 26.06.2012, в соответствии с которым выдача ветеринарно-сопроводительных документов на указанную мясную продукцию невозможна ввиду того, что поступление, хранение, переработка мясной продукции на предприятии осуществлялась без контроля госветслужбы.
В нарушение договора о государственном ветеринарном надзоре от 01.01.2012 N 19, специалист - ветеринарный врач на предприятии отсутствует.
Считая бездействие ОГБУ "Белгородская райветстанция", выразившееся в непредоставлении специалиста, уполномоченного осуществлять государственный ветеринарный надзор на территории ООО "Белгородская продовольственная компания" незаконным, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие Управление ветеринарии Белгородской области в лице ОГБУ "Белгородская райветстанция" выразившееся в одностороннем отказе от исполнения договора N 19 от 01.01.2012 о государственном ветеринарном надзоре в ООО "Белгородская продовольственная компания" противоречит законодательству в сфере ветеринарного надзора (контроля). Вместе с тем, в удовлетворении требований Общества о предоставлении учреждением специалиста на постоянной основе отказано, поскольку из текста договора N19 от 01.01.2012 не следует, что Обществу был выделен конкретный специалист.
Апелляционная инстанция полагает позицию суда первой инстанции правильной, а решение - правомерным на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Закон Российской Федерации от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) под ветеринарией понимает область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно ст. 8 Закона о ветеринарии государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 14.05.93 г. N 4979-1 "О ветеринарии" предусмотрена обязанность предприятий, учреждений, организаций и граждан-владельцев животных и производителей продуктов животноводства соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства. Мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федерального органа исполнительной власти (статья 21 названного Закона).
Создание подразделений Государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства предусмотрено п. 2 ст. 5 вышеназванного Закона.
Пунктом 1.2 Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, утвержденного Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 14.10.94 г. N 13-7-2/173 (далее - Положение N 13-7-2/173), установлено, что подразделения государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства создаются на всех предприятиях независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, занятых убоем скота (птицы), заготовкой, переработкой и хранением продовольственного и технического сырья животного происхождения. В состав подразделения входят: ветеринарные врачи, ветеринарные фельдшеры, трихинеллоскописты, ветеринарные санитары (термометристы, нарезчики и отборщики проб). Для проведения лабораторных исследований сырья и продукции по показателям, предусмотренным ветсанправилами, подразделение может иметь в своем составе ветеринарную лабораторию, расположенную непосредственно на предприятии, или направлять подлежащий исследованию материал в государственную ветеринарную или любую другую аккредитованную лабораторию (пункт 1.4 Положения).
Таким образом, действующее законодательство устанавливает такую форму государственного контроля за деятельностью предприятий по переработке и хранению продуктов животноводства, как обязательное создание подразделений государственной ветеринарной службы.
Пунктом 1.3 Положения предусмотрено, что подразделение находится в составе районной (городской) станции по борьбе с болезнями животных или ветеринарно-санитарной станции по месту расположения предприятия.
Доказательства того, что в соответствии с требованиями Закона о ветеринарии и Положения о подразделении государственного ветеринарного надзора на ООО "Белгородская продовольственная компания" было создано подразделение государственной ветеринарной службы в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, между ОГБУ "Белгородская райветстанция" и ООО "Белгородская продовольственная компания" был заключен договор от 01.01.2012 N 19 о государственном ветеринарном надзоре в ООО "Белгородская продовольственная компания".
В силу п. 2.8 указанного договора ОГБУ "Белгородская райветстанция" обязано контролировать ввоз и вывод (перемещение) животных и продуктов животноводческого происхождения, и оформлять сопроводительные ветеринарные документы (формы N 1. N 2, N 3).
ОГБУ "Белгородская райветстанция" в соответствии с п. 1.1. Устава является областным государственным учреждением ветеринарной службы подведомственным Управлению ветеринарии Белгородской области.
В соответствии с п. 1.8 Положения об управлении ветеринарии Белгородской области, утвержденного распоряжением правительства Белгородской области от 28.03.2011 N 119-рп, ветеринарные учреждения, подведомственные управлению ветеринарии, сохраняют хозяйственную самостоятельность и права юридического лица.
Таким образом, ОГБУ "Белгородская райветстанция" одновременно осуществляет государственный ветеринарный надзор (контроль) и предпринимательскую деятельность.
В соответствии с п. 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 898 от 06.08.1998, выдача ветеринарных сопроводительных документов относится к платным ветеринарным услугам и предоставляется, согласно п. 10 указанного Постановления, на основе заключения договора, оформления абонементного обслуживания или выдачи жетона, талона, кассового чека, квитанции или других документов установленного образца.
В соответствии с Административным регламентом Управления ветеринарии Белгородской области предоставление государственной услуги "Проведение ветеринарно-санитарных мероприятий по обеспечению безопасности продукции животного и растительного происхождения" (далее - Административный регламент), утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 25.07.2011 N 275-пп, предоставление государственной услуги для юридических лиц, осуществляется на основании заключенных договоров между ними и учреждениями подведомственными управлению ветеринарии Белгородской области.
В силу п. 3 Административного регламента полная ветеринарно-санитарная экспертиза мяса животных и птицы - комплекс заключительных органолептических и лабораторных исследований, определяющих пути реализации мясопродукции. Ветеринарно-санитарная оценка продукции животного и растительного происхождения производится при поступлении, хранении, переработке и реализации с целью исключения поступления на территорию Белгородской области некачественной и опасной продукции и сырья животного происхождения.
Согласно п. 4.1.8 Административного регламента ветеринарно-санитарная оценка продукции животного происхождения производится при поступлении продукции на переработку, хранение и в процессе хранения на хладокомбинатах, оптовых, мелкооптовых базах и перерабатывающих предприятиях.
Таким образом, государственная услуга по ветеринарно-санитарной оценке продукции животного происхождения осуществляется на основании договора с предприятием с целью контроля качества выпускаемой им продукции. Вместе с тем, такая услуга не относится к мерам государственного ветеринарного надзора (контроля), осуществляемого в соответствии со ст. 8 Закона о ветеринарии.
В соответствии с п. 2.9 договора от 01.01.2012 N 19 ОГБУ "Белгородская райветстанция" обязано осуществлять ветеринарно-санитарный надзор (контроль) за производством, хранением и переработкой животноводческой продукции, а также за ее транспортировкой всеми видами транспорта.
Из содержания договора от 01.01.2012 N 19 следует, что ОГБУ "Белгородская райветстанция" оказывает государственные услуги по ветеринарно-санитарной оценке продукции Общества при ее поступлении, хранении, переработке и реализации, что представляет собой контроль за безопасностью продукции в рамках предприятия.
ОГБУ "Белгородская райветстанция" в силу названных нормативных положений обязано осуществлять такой контроль на основании заключенного договора.
Исполнение ОГБУ "Белгородская райветстанция" договора от 01.01.2012 N 19 материалами дела не подтверждается.
В суд апелляционной инстанции представлено письмо N 77 от 27.03.2012, в котором ОГБУ "Белгородская райветстанция" сообщает ООО "Белгородская продовольственная компания" об одностороннем расторжении договора от 01.01.2012 N 19. Вместе с тем, доказательства получения данного письма ООО "Белгородская продовольственная компания" отсутствуют.
С учетом изложенного, непредоставление ООО "Белгородская продовольственная компания" специалиста, уполномоченного осуществлять ветеринарно-санитарный надзор (контроль) за произведенной продукцией, свидетельствует о нарушении ОГБУ "Белгородская райветстанция" Закона о ветеринарии.
При этом, допущенное учреждением бездействие привело к отсутствию постоянного ветеринарного надзора (контроля) на предприятии со стороны государства, что повлекло невыдачу ветеринарных свидетельств, заключений и других документов установленной формы, удостоверяющих ветеринарно-санитарное благополучие выпускаемой продукции.
Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требования Общества об обязании ОГБУ "Белгородская райветстанция" представить на постоянной основе специалиста для осуществления ветеринарно-санитарного надзора, поскольку в договоре от 01.01.2012 N 19 обязанность выделить учреждением конкретного специалиста не предусмотрена.
Апелляционная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о невозможности рассмотрения спора в порядке гл. 24 АПК РФ, поскольку бездействие ОГБУ "Белгородская райветстанция" выражается в невыполнении учреждением своих функций, возложенных на него законом, и не связано с исполнением гражданско-правовой сделки.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о верности правовой позиции заявителя, в апелляционную инстанцию не представлено.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены определения суда.
Руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.10.2012 по делу N А08-4971/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления ветеринарии Белгородской области в лице ОГБУ "Белгородская райветстанция" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через суд первой инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-4971/2012
Истец: ООО "Белгородская продовольственная компания"
Ответчик: ОГБУ "Белгородская райветстанция", ОГБУ "Белгородская районная станция по борьбе с болезнями животных"
Третье лицо: Управление ветеринарии Белгородской области, Управление Федеральной службы по ветеренарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области., Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской обл
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 9139/13
11.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9139/2013
08.11.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9139/2013
26.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9139/13
29.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9139/13
03.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9139/13
22.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1222/13
11.02.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6647/12
19.10.2012 Решение Арбитражного суда Белгородской области N А08-4971/12