г. Москва |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А41-16932/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Мордкиной Л.М., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Ивакино" д.Ивакино: Щербинина Ю.А., по доверенности от 11.02.2013, Чебкасова А.Н., по доверенности от 30.07.2012;
от Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области: Малик А.В., по доверенности от 28.02.2012 N 50/2012-10,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 ноября 2012 года по делу N А41-16932/12, принятое судьей Богатыревой Г.И. по заявлению ЗАО "Ивакино" д.Ивакино к Филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, о признании недействительным решения от 13.02.2012 об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Ивакино" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, в котором просит:
- признать недействительным решение N МО-12/РКФ-44871 от 13.02.2012 г. Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:180, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, ЗАО "Ивакино";
- обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области выдать кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:180.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 ноября 2012 года требования ЗАО "Ивакино" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель представил в материалы дела отзыв, в котором просит состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:180, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, ЗАО "Ивакино", на основании договора аренды земельного участка от 05.09.2008 N 3.429/2008, заключенного с КУИ администрации Можайского муниципального района Московской области. Срок аренды 49 лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
03.02.2012 заявитель обратился в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости в форме бумажного документа в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:180.
13.02.2012 органом кадастрового учета принято решение N МО-12/РКФ-44871 об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:180.
В качестве основания для отказа в выдаче кадастрового паспорта земельного участка орган кадастрового учета указал, что в соответствии с кадастровыми сведениями, граница земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:180 пересекает одну из границ других земельных участков с кадастровыми номерами: 50:18:0060207:30, 50:18:0060214:116, 50:18:0060408:508, 50:18:0060417:204, 50:18:0060417:205, 50:18:0090115:156, 50:18:0090120:168, 50:18:0090120:81, 50:18:0060210:202, 50:18:0090121:74, 18:18:0090125:305, 50:18:0090129:41, 50:18:0090129:67, 50:18:0090129:81, 50:18:0090402:382, 50:18:0060210:206, 50:18:0090402:543, 50:18:0090403:616, 50:18:0090408:128, 50:18:0090408:160, 50:18:0090408:187, 50:18:0090408:228, 50:18:0090408:27, 50:18:0090408:29, 50:18:0090408:292, 50:18:0060210:233, 50:18:0090408:30, 50:18:0060210:82, 50:18:0060210:86.
Заявитель, считая решение органа кадастрового учета N МО-12/РКФ-44871 от 13.02.2012 г. об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:180, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, ЗАО "Ивакино", незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обжалуемое заявителем решение N МО-12/РКФ-44871 от 13.02.2012 г. об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка вынесено органом кадастрового учета на основании п. 2 ч. 12 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предусматривающего основание для отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта в случае, если одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Факт постановки объекта недвижимости на кадастровый учет удостоверяется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации кадастровым номером, который присваивается с учетом кадастрового деления территории Российской Федерации (статья 5 Закона о государственном кадастре недвижимости).
При этом описание местоположения границ земельного участка, его площадь являются уникальными характеристиками, сведения о которых вносятся в ГКН (пункты 3, 6 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Изменение уникальных характеристик объекта недвижимости подлежит кадастровому учету и может быть осуществлено органом кадастрового учета по заявлению собственника объекта недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иных лиц (часть 1 статьи 16, ст. 20 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются, в том числе, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные данным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 названного Закона общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.
В силу части 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, орган кадастрового учета в срок, предусмотренный частью 8 данной статьи, выдает (направляет) обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 данного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:180, арендуемого заявителем, осуществлен 20.08.2007, о чем свидетельствует представленный в материалы дела кадастровый паспорт данного земельного участка от 11.10.2011 N МО-11/ЗВ/1-582378. Границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:180 установлены и отражены в ГКН, что отражено в указанном кадастровом паспорте данного земельного участка в разделе В.2.
В силу ч. 14 ст. 45 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Таким образом, законодателем прямо предусмотрено, что орган кадастрового учета обеспечивает устранение пересечения границ земельных участков в установленном порядке.
Отказ в предоставлении заявителю сведений из Государственного кадастра недвижимости в отношении, арендуемого им земельного участка, нарушает права последнего, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При этом, судом установлено, что на основании запроса заявителя в октябре 2011 г. органом кадастрового учета в установленном порядке предоставлялся кадастровый паспорт в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:180 от 11.10.2011 N МО-11/ЗВ/1-582378.
Данные обстоятельства подтверждают, что ранее (в 2011 г.) границы земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:180 не пересекали границ никаких других земельных участков.
В соответствии с ч. 13 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае принятия решения об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта в соответствии с частью 12 данной статьи орган кадастрового учета не позднее установленного частью 8 статьи 14 указанного Федерального закона срока выдает (направляет) вместо кадастрового паспорта соответствующего земельного участка такое решение и кадастровую выписку о данном земельном участке, содержащую имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о данном земельном участке. Такое решение должно содержать обязательную ссылку на соответствующие положения части 12 данной статьи. При этом в таком решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения данных обстоятельств и рекомендации по устранению этих причин. Решение об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта может быть обжаловано в судебном порядке.
В направленном в адрес общества решении органа кадастрового учета отсутствует указание на выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решений, а также рекомендации по устранению этих причин.
Таким образом, органом кадастрового учета нарушены требования ч. 13 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при принятии оспариваемого решения.
Материалами дела подтверждено, что ЗАО "Ивакино" представлено в ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области все необходимые документы для предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости в виде кадастрового паспорта земельного участка в форме бумажного документа в отношении данного земельного участка в соответствии с нормами действующего законодательства.
В своей апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает, что в качестве доказательства пересечения спорного земельного участка с другими участками им представлен фрагмент кадастровой карты района (том 5 л.д. 73 - 78). Однако, апелляционный суд считает, что данный фрагмент не отвечает требованиям статьи 64 АПК РФ и не может являться доказательством пересечения земельных участков по следующим основаниям.
Из данного фрагмента кадастровой карты района невозможно сделать вывод о том, к какой именно местности он относится, так как расшифровок и ориентиров на нем не проставлено. Кроме того, указанный фрагмент не заверен надлежащим образом и не содержит необходимых реквизитов, позволяющих отнести его к относимому доказательству по настоящему делу. Так же в материалах дела имеется кадастровый паспорт (л.д. 67-72), из которого пересечение спорного земельного участка с другими участками не усматривается.
Таким образом, орган кадастрового учета не представил доказательств законности и обоснованности принятия решения об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:180, в том числе и доказательств наличия пересечения данного земельного участка с другими участками, указанными в оспариваемом ненормативном акте (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Таким образом, оспариваемое заявителем решение N МО-12/РКФ-44871 от 13.02.2012 г. Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области об отказе в выдаче кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:18:0000000:180, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, ЗАО "Ивакино", необоснованно и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, подлежит признанию незаконным.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 20 ноября 2012 года по делу N А41-16932/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.М. Мордкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16932/2012
Истец: ЗАО "Ивакино", ЗАО "Ивакино" д. Ивакино
Ответчик: Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московская область, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области
Третье лицо: Можайский отдел Филиала федерального государственного бюджетного учеждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московская область, Можайский отдел Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области