г. Пермь |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А50-18458/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Варакса Н. В., Щеклеиной Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю. С.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Авто Стар" (ОГРН 1095903004042, ИНН 5903095997): Петухов В. А., паспорт, доверенность от 01.10.2012;
от заинтересованных лиц
Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми (ОГРН 1045900479536, ИНН 5903004894): Яровая М. В., паспорт, доверенность от 09.01.2013;
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (ОГРН 1045900322038, ИНН 5902290787): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Авто Стар"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 10 декабря 2012 года
по делу N А50-18458/2012,
принятое судьей Муталлиевой И. О.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авто Стар"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми
при участии заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми,
об отмене решения ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 07.09.2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авто Стар" (далее - заявитель, общество, ООО "Авто Стар") обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений требований) к ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган, ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми) об отмене решения инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 07.09.2012; обязании инспекцию устранить допущенные нарушения прав общества, внести в ЕГРЮЛ сведения о ликвидации общества.
Определением суда от 08.11.2012 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ИФНС России по Ленинскому району г. Перми, проводившая выездную налоговую проверку.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10 декабря 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2012 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель, указывая на то, что все документы были оформлены и представлены в соответствии с требованиями закона, приводит доводы о незаконности отказа налогового органа в государственной регистрации. Указывает, что выводы о недостоверности ликвидационного баланса общества по состоянию на 31.08.2012 и выводы о его непредставлении не соответствуют обстоятельствам дела. Отмечает, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии у общества по состоянию на 31.08.2012 обязательств по уплате налогов, подписанного уполномоченным лицом налогового органа не имеется. Решение по результатам проверки вынесено лишь 24.09.2012; акт проверки N 05-07/13241 от 21.08.2012 таким доказательством не является. Ссылки суда на предостережение прокуратуры считает неосновательными, поскольку органы прокуратуры участниками налоговых правоотношений не являются; о проведении какой-либо проверки в рамках прокурорского надзора за соблюдением законодательства о регистрации юридических лиц ООО "Авто Стар" не уведомлялся.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
Инспекции по мотивам, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. Указывают на то, что факт наличия кредиторской задолженности перед бюджетом подтверждается материалами дела, соответственно, выводы о том, что представленный одновременно с заявлением о государственной регистрации ликвидационный баланс не соответствует требованиям ст. 63 ГК РФ, являются обоснованными.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми в своем отзыве также указывает на то, что справка о состоянии расчетов с бюджетом по состоянию на 31.08.2012 была составлена вследствие технической ошибки, до поступления полного пакета материалов из ИФНС России по Ленинскому району г. Перми. Акцентирует внимание на том, что истечение срока включения в реестр кредиторов и вынесения решения после предоставления ликвидационного баланса обусловлено необходимостью соблюдения процедуры и сроков проведения выездной налоговой проверки, проведенной в период деятельности ликвидационной комиссии и до представления заявления о регистрации ликвидации общества. Кроме того ссылается на предостережение прокурора от 07.09.2012.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании доводы письменных отзывов поддержали.
В судебном заседании 14 февраля 2013 года объявлен перерыв до 18 февраля 2013 года до 17 час. 30 мин.
После перерыва 18.02.2013 судебное заседание продолжено в том же составе суда, с участием представителей заявителя, ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми.
ИФНС России по Ленинскому району г. Перми после объявленного перерыва, о котором она была извещена надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направила, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Представителями налогового органа, общества представлены копии публикации о ликвидации ООО "Авто Стар" в журнале "Вестник государственной регистрации" от 30.05.2012/307 часть 1 N 21 (379), запрошенные апелляционным судом.
Судом указанные документы приобщены к материалам дела.
Представители поддержали свои требования и возражения, изложенные в жалобе и письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 13.03.2012 ООО "Сильвер Моторс" прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией путем присоединения к ООО "Авто Стар".
В период с 27.02.2012 по 09.08.2012 ИФНС России по Ленинскому району г. Перми проведена выездная налоговая проверка ООО "Авто Стар" - правопреемника ООО "Сильвер Моторс" за период с 2009 по 2010 годы.
21.05.2012 единственным участником ООО "Авто Стар" принято решение о добровольной ликвидации общества, ликвидатором назначена Попова Е.А.
28.05.2012 регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.
Размещенная в журнале "Вестник государственной регистрации" от 30.05.2012 N 21 (379) публикация о ликвидации ООО "Авто Стар" содержит информацию о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Спешилова, 109.
31.08.2012 ООО "Авто Стар" в лице ликвидатора Поповой Е. А. представлен ликвидационный баланс с заявлением о ликвидации юридического лица по форме Р16001, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган ПФ РФ.
24.09.2012 регистрирующим органом по результатам рассмотрения представленных документов было принято решение об отказе в государственной регистрации на основании непредставления определенных подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о государственной регистрации) необходимых для государственной регистрации документов.
Отказ мотивирован налоговым органом тем, что среди представленных документов отсутствует: ликвидационный баланс, который заинтересованное лицо посчитало непредставленным, поскольку он содержит недостоверные сведения о кредиторской задолженности.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, ООО "Авто Стар" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ и не нарушает прав заявителя, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его недействительным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционный инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными ( ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Из смысла указанных норм следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.
В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (п. 1).
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации (п. 5).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8).
В силу п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Решение о государственной регистрации принимается регистрирующим органом на основании представленных документов и является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации приведен в ст. 23 Закона о государственной регистрации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Закон о государственной регистрации не наделяет регистрирующие органы полномочиями проводить правовую экспертизу представленных на регистрацию документов. Документы подлежат проверке только на предмет полноты содержащихся в них сведений.
По смыслу Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, поданном в регистрационный орган, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о государственной регистрации изменений.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии со ст. 25 Закона о государственной регистрации установлена ответственность за представление недостоверных сведений.
Из материалов дела усматривается, что обществом на государственную регистрацию прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией были представлены все предусмотренные законом документы.
Основанием для отказа в государственной регистрации послужил вывод инспекции о том, что ликвидационный баланс считается не представленным, поскольку содержит недостоверные сведения о кредиторской задолженности, а именно, в ликвидационном балансе не отражена задолженность по налогам и сборам перед бюджетом в размере 8828,8 тыс. руб., выявленная ИФНС по Ленинскому району г. Перми по результатам проведения в отношении ООО "Авто Стар" выездной налоговой проверки в период осуществления ликвидационных процедур.
Действительно, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации, что согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11.
Вместе с тем, регистрирующий орган, отказывая в государственной регистрации ликвидации юридического лица со ссылкой на то, что представленный ликвидационный баланс следует рассматривать как отсутствующий, должна доказать в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) порядке наличие задолженности юридического лица по платежам в бюджет.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ сообщение о ликвидации общества было опубликовано, в установленный для предъявления требований кредиторов двухмесячный срок инспекцией не предъявлены требования об уплате обществом обязательных платежей в бюджет либо погашении иной налоговой задолженности.
В соответствии с п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе, полученных от реализации ее имущества.
Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 49 НК РФ).
Поскольку действующим законодательством не установлены специальный порядок и очередность удовлетворения требований кредитора - налогового органа в отношении задолженности по обязательным платежам в бюджет, в случае, если налоговым органом в установленный ч. 1 ст. 63 ГК РФ срок не заявил ликвидационной комиссии свои требования, оснований для признания ликвидационного баланса недостоверным и отказа в государственной регистрации не имеется.
Возражения инспекции со ссылками на акт проверки от 21.08.2012 (получен обществом 23.08.2012), согласно которому выявлена задолженность в сумме 8828,8 тыс. руб., образовавшаяся с 2009 по 2011 годы, не может быть признан доказательством, подтверждающим наличие задолженности перед бюджетом.
Факт наличия задолженности по обязательным платежам должен быть зафиксирован в соответствующем решении налогового органа, которое в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 101 НК РФ вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. А в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. Решение о начислении недоимки и пени принято инспекцией 24.09.2012, т. е. за пределами двухмесячного срока для предъявления требования.
Налоговый орган как кредитор по обязательным платежам наряду со всеми кредиторами ликвидируемого юридического лица должен соблюдать установленный ст. 61, 64 ГК РФ порядок предъявления требований к ликвидируемому должнику.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для признания ликвидационного баланса недостоверным и отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица отсутствовали.
Уведомление ликвидатора о проведении выездной налоговой проверки, а также направление ему уведомления о вызове для подписания и вручения акта проверки, составления акта проверки 21.08.2012 и направление его в адрес общества и ликвидатора, само по себе, не может быть расценено как надлежащее предъявление требований к должнику в установленном ст. 63 ГК РФ порядке. Иных доказательств, подтверждающих обращение в установленном порядке налогового органа, как кредитора, с требованиями в отношении имеющейся у общества задолженности по уплате налогов в бюджет, в материалы дела не представлено.
В связи с чем, у налогового органа отсутствовали правовые основания считать ликвидационный баланс общества не представленным в связи с недостоверностью содержащихся в них сведений, а, следовательно, и для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией.
Предостережение прокурора от 07.09.2012 о недопустимости нарушений законодательства о государственной регистрации юридических лиц при осуществлении регистрационных процедур в отношении ООО "Авто Стар", с учетом вышеизложенных фактических обстоятельств дела, какого-либо правового значения для настоящего дела не имеет.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что у инспекции, располагающей на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации информацией о недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, являются ошибочными, заявленные обществом требования следовало удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы заявителя признаны обоснованными и приняты апелляционным судом.
Следовательно, заявленные обществом требования подлежат удовлетворению, оспариваемое решение следует признать недействительным как несоответствующее Закону о государственной регистрации и обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах, принимая их в совокупности, оспариваемый судебный акт следует отменить, заявленные обществом требования, удовлетворить.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом результатов рассмотрения дела с инспекции в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд первой инстанции и подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Поскольку обществом при подаче апелляционной жалобы уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб., ООО "Авто Стар" (плательщик Попова Елена Александровна) подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная по чеку-ордеру N 44 от 25.12.2012 государственная пошлина в сумме 1 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270 ч.ч. 1 и 2, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 декабря 2012 года по делу N А50-18458/2012 отменить.
Признать недействительным решение от 07.09.2012, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми, об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью "Авто Стар", как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обязать регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми в пользу общества с ограниченной ответственностью "Авто Стар" сумму 3 000 (Три тысячи) рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Авто Стар" (плательщик Попова Елена Александровна) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по чеку - ордеру N 44 от 25.12.2012.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18458/2012
Истец: ООО "Авто Стар"
Ответчик: ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми
Третье лицо: ИФНС России по Ленинскому району г. Перми