г. Самара |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А55-19694/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лещенко А.В.,
с участием в судебном заседании:
представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещено,
представителя открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" - Губанеевой Е.А. (доверенность от 01.01.2013 N СНГ-183/13),
представитель Главы муниципального района Исаклинский Самарской области - не явился, извещен,
представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.02.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2012 по делу N А55-19694/2010 (судья Щетинина М.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" (ИНН 6315229162, ОГРН 1026300956990), г.Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г.Самара,
третьи лица:
Глава муниципального района Исаклинский Самарской области, Самарская область, с.Исаклы,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г.Самара,
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - министерство, ответчик) от 03.06.2010 об устранении нарушения лесного законодательства (т.1, л.д.4-7).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011, оставленным без изменений постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении заявленных требований было отказано (т.1, л.д.155-157.).
Постановлением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.05.2012 решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.08.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение (т.2,л.д.148-156).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2012 по делу N А55-19694/2010 заявленные требования удовлетворены частично. Предписание от 03.06.2010 в части обязания ОАО "Самаранефтегаз" заключить договор аренды лесных участков, имеющих местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское участковое лесничество, квартал N 8, выдел N2 для разработки месторождений полезных ископаемых со скважины N 428 Якушинкского месторождения, а так же на все объекты заявителя, расположенные на участках лесного фонда Сергиевского лесничества путем подачи заявления в министерство; в части обязания составления проекта освоения лесов, на лесные участки, имеющие местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское участковое лесничество, квартал N 21, выдел N 12,13 на площади 0,38 га для эксплуатации линии электропередачи ЛЭП ВЛ-6 кВ и объекта "Сбор нефти и газа со скважины N1 Юдинского месторождения" признано недействительным. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Самаранефтегаз" в соответствии с действующим законодательством. В остальной части требований отказано (т.3,л.д.95-99).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Глава муниципального района Исаклинский Самарской области (далее - третье лицо) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - ТУ Росимущества по Самарской области, третье лицо).
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т.3,л.д.102-114).
Третье лицо - Глава муниципального района Исаклинский Самарской области представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены.
От третьего лица - Главы муниципального района Исаклинский Самарской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее, заслушав в судебном заседании представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 03.06.2010 министерство выдало заявителю предписание об устранении нарушения лесного законодательства на основании акта плановой выездной проверки от 03.06.2010 N 1, составленного по итогам плановой выездной проверки соблюдения лесного законодательства по распоряжению от 05.05.2010 N 175 (т.1.л.д.9-10,44-47).
Пунктом 1 предписания заявителю предписано в срок до 01.08.2010 проложить минерализованную полосу по границам объекта, имеющего местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское участковое лесничество, квартал 8, выдел 2 для разработки месторождения скважины N 428 Якушкинского месторождения.
Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного Кодекса Российской Федерации предусмотрены меры противопожарного обустройства лесов, к которым в числе прочих относятся: прокладки просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых требуется содержать территории, отведенные под буровые скважины, и другие сооружения в состоянии, свободном от древесного мусора и иных горючих материалов; проложить по границам этих территорий минерализованную полосу шириной не менее 1,4 метра и содержать ее в очищенном от горючих материалов состоянии и полностью очистить от лесных насаждений территорию в радиусе 50 метров от пробуриваемых и эксплуатируемых скважин.
Из материалов проверки: акта проверки от 03.06.2010, протокола об административном правонарушении от 22.06.2010 N 7, фототаблиц (т.2,л.д.44, 52-55) следует, что по границам опасного объекта (скважина) отсутствует проложенная минерализованная полоса. Из фотографических таблиц видно, что территория земель промышленности граничит с лесом и обратного заявителем суду не представлено. В протоколе об административном правонарушении от 22.06.2012 N 7 представитель заявителя указал, что правонарушение будет устранено согласно предписанию.
В этой части суд первой инстанции обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 2 предписания заявитель должен так же устранить нарушение, выразившееся в не заключении договора аренды на лесные участки Сергиевского лесничества и Аделяковского участкового лесничества для размещения скважины N 428 Якушкинского месторождения, а также на все объекты и подписать проект договора аренды лесных участков (п.2 предписания), составить проект освоения лесов на лесные участки для эксплуатации линии электропередачи и объекта "Сбор нефти и газа со скважины N 1 Юдинского месторождения" и провести государственную регистрацию прав на лесные участки в соответствии со статьей 93 Лесного кодекса РФ (п.3 предписания), проложить минерализованную полосу для эксплуатации скважины N 428 Якушкинского месторождения (п.1 предписания).
В соответствии с актом проверки от 03.06.2010 N 1 нарушение, выраженное в использовании лесного участка без договора аренды на данный участок, выявлено только на земельном участке общей площадью 0,36 га, на котором расположена скважина N 428 Якушкинского месторождения. По иным земельным участкам, на которых расположены объекты общества, нарушения по использованию лесных участков в отсутствие договора аренды на лесные участки не выявлялось, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно согласился с заявителем о незаконности и необоснованности указания в пункте 2 предписании на иные объекты.
Из материалов дела следует, что скважина N 428 Якушкинского месторождения расположена на части земельного участка с кадастровым номером 63:19:00 000:63, обратного Министерством суду не представлено.
Права общества на указанный земельный участок, на части которого расположена скважина N 428 Якушкинского месторождения, возникли на основании договора аренды N 05-01883-010 от 09.03.2005, заключенного с муниципальным образованием Исаклинский район, зарегистрированным в установленном законом порядке, согласно которому обществу передан в аренду земельный участок, относящийся к категории земель промышленности, общей площадью 664241,23 кв.м. для размещения производственных объектов на Якушкинском месторождении (т.1 л.д.124-127).
Таким образом, судом установлено, что спорным земельным участком по пункту 2 предписания от 03.06.2010 является часть земельного участка кадастровый номер 63:19:00 000:63, площадью 0,36 га, на котором расположена скважина N 428 Якушкинского месторождения.
В силу статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для её использования. Аналогичные положения согласованы в пункте 1.3. договора аренды от 31.07.2009 N 09-04205-010.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права Российской Федерации серии 63-АБ N 082690 от 28.04.2004 и сведениями государственного кадастра недвижимости, земельный участок кадастровый номер 63:19:00 000:63 отнесен к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (т.1,л.д.132).
На основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет к определенной категории, вида его разрешенного использования и описание его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Действия органов кадастрового учета по отнесению земельного участка кадастровый номер 63:19:00 000:63, к землям промышленности в установленном порядке не оспорены, также как и действия уполномоченного органа по регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок. Кроме того, суд принимает во внимание, что права аренды на спорные участки также в установленном порядке не оспорены.
Следовательно, требование предписания о заключении на земельный участок, используемый ОАО "Самаранефтегаз" для размещения скважины N 428 Якушкинского месторождения договора аренды на лесной участок из состава земель лесного фонда противоречит требованиям статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статей 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми земли промышленности и земли лесного фонда относятся к разным категориям, и лесные участки не формируются на земельных участках, отнесенных к категории земель промышленности.
Учитывая положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесение земельного участка к категории земель промышленности исключает возможность его отнесения одновременно к категории земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67,69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, населенных пунктов, на которых расположены леса, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Следовательно, лесные участки не могут располагаться на земельных участках, отнесенных в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра к землям промышленности.
Материалы лесоустройства, план лесного участка определяют границы лесных участков, а не земельных участков, отнесенных в соответствии со сведениями государственного земельного кадастра к категории земель промышленности, поскольку, категория и границы земельных участков, поставленных на кадастровый учет, определяются в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Суд первой инстанции правомерно счёл несостоятельными доводы министерства о том, что земельный участок кадастровый номер 63:19:0000000:0063, отнесен к категории земель лесного фонда, а не к категории земель промышленности, так как фактически, министерством оспаривается кадастровый учет указанного земельного участка и правомерность заключенного договора аренды, зарегистрированного в установленном законом порядке, а также право собственности Российской Федерации на земельный участок кадастровый номер 63:19:0000000:0063, зарегистрированное в установленном законом порядке.
Суд считает, что оспаривание правомерности заключения договоров аренды и кадастрового учета земельных участков, возможно на основании соответствующего заявления в судебном порядке, а не в рамках рассмотрения заявления о признании недействительным предписания.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:19:00 000:63, как на земли промышленности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.04.2004 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.04.2004 серия 63 -АБ N 082690, т.1 л.д.132), то есть ранее оформления права Российской Федерации на участок лесного фонда общей площадью 75 930 000 кв.м. - 17.03.2005 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.03.2005 серия 63-АБ N 427990, т.1 л.д.147).
Учитывая правовую позицию, изложенную в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.02.2012 N ВАС-16576/11 по вышеуказанным обстоятельствам, а также, наличие сведений в государственном кадастре недвижимости об отнесении земельных участков к категории земель промышленности, зарегистрированных в установленном законом порядке договоров аренды на земельные участки, суд первой инстанции правомерно признал доводы министерства об отнесении данных земельных участков к категории земель лесного фонда необоснованными и противоречащими требованиям статей 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При этом в силу положений части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, полномочия собственника от имени Российской Федерации реализует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
Из материалов дела следует, что ТУ Росимущества в Самарской области направляло в адрес заявителя, Администрации муниципального района Исаклинский Самарской области уведомление о необходимости осуществления арендной платы в федеральный бюджет (т.3,л.д.31-32). Как свидетельствуют материалы дела, в качестве доказательства перечисления арендных платежей в федеральный бюджет заявителем суду первой инстанции были представлены платежные документы с октября 2011 года по настоящее время.
Кроме того, в силу положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Следовательно, даже в случае обязательности заключения договора, статьями 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность понуждения к заключению договора, путем выдачи государственным органом ненормативного правового акта, в данном случае, предписания.
Как усматривается из материалов дела, в судебном заседании суда первой инстанции представитель министерства, а также, опрошенный в качестве специалиста, сотрудник министерства (главный консультант департамента лесного хозяйства управления государственного лесного контроля и надзору по Сергиевскому лесничеству) указали, что оспариваемым предписанием от 03.06.2010 на ОАО "Самаранефтегаз" возложена обязанность по заключению договоров аренды лесных участков на линейные объекты, к которым так же относятся и скважины.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что линейные объекты - это такие сооружения, как линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации к линейным объектам отнесены линии электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и другие линейные объекты.
В пункте 13 части 1 статьи 25 Лесного Кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередач признаются самостоятельными видами лесопользования, характеризующимися общей целью - обеспечить функционирование ЛЭП.
Министерство полагает, что для эксплуатации линейных объектов необходимо заключение договоров аренды лесных участков.
Положениями статьи 45 Лесного Кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого предписания, установлено, что в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных объектов, использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан осуществляется без предоставления лесных участков.
Материалы дела свидетельствуют о том, что министерством не представлено доказательств того, что заявитель на спорных участках в охранных зонах линейных объектов осуществляет какую-либо иную деятельность, не связанную с вырубкой деревьев, лиан, кустарников.
Действующим в настоящее время законодательством так же не предусмотрено предоставление в аренду лесных участков в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов (часть 4 статьи 45 Лесного Кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ).
Более того, министерством в обоснование указанных доводов, не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что скважина N 428 Якушкинского месторождения является линейным объектом.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 16.04.2002 серия 63-АА N 481043 зарегистрировано право собственности ОАО "Самаранефтегаз" на скважину N428 Якушкинского месторождения, а не на иной объект, в состав которого входит скважина.
Оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что скважина является самостоятельным объектом, не отнесенным к категории линейного, в состав которых не входят трубопроводы до иных объектов Общества и линии электропередач, в связи с чем, доводы Министерства о том, что скважины являются линейными объектами, в которые входят трубопроводы и иные объекты, необоснованны, т.к. противоречат положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, а также правоустанавливающим документам на данные объекты.
Судом первой инстанции обоснованно отклонён довод министерства о необходимости заключения договора аренды лесного участка для размещения скважины в связи с эксплуатацией указанной скважины, в частности, осуществления выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников и лиан, поскольку, данный довод противоречит ст. 24, 45 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названными нормами в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан осуществляется без предоставления лесных участков.
Что касается доводов министерства о том, что заявитель добровольно заключил часть договоров аренды лесных участков, то апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что указанный довод не свидетельствует о законности оспариваемого предписания. Как следует из пояснений представителя заявителя, данных заявителем в суде, указанные действия заявитель совершил с целью недопущения применения к обществу санкций за невыполнение предписаний министерства.
В силу изложенного требования заявителя в этой части правомерно были удовлетворены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 предписания от 03.06.2010 обществу предписано составить проект освоения лесов, на лесные участки, имеющие местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское участковое лесничество, квартал N 21, выдел N 12, 13 на площади 0,38 га для эксплуатации линии электропередачи ЛЭП ВЛ-6кВ и объекта "Сбор нефти и газа со скважины N 1 Юдинского месторождения" и провести государственную регистрацию прав на лесные участки.
Из материалов дела следует, что между обществом и министерством подписан договор аренды лесного участка от 17.02.2009 N 03/2009/09-01519-010/3224409/0827Д на лесной участок площадью 0,38 га, имеющий местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское участковое лесничество квартал N21, выдел 12, 13, на котором расположен объект заявителя "Сбор нефти и газа со скважины N1 Юдинского месторождения" (т.1,л.д.66-78).
Как видно из материалов дела, заявитель обращался в Управление Росреестра о регистрации договора аренды указанного лесного участка, однако ему было выдано сообщение от 25.11.2009 N 31/027/2009-073, в соответствии с которым, в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 17.02.2009 N 03/2009/09-01519-010/3224409/0827Д было отказано. Основанием для отказа в государственной регистрации договора явилось отсутствие государственной регистрации права на лесной участок, указанный в договоре аренды от 17.02.2009 N 03/2009/09-01519-010/3224409/0827Д за Российской Федерацией.
В соответствии со статьей 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 30.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Судом установлено, что ОАО "Самаранефтегаз" не является правообладателем указанного лесного участка, в связи с чем, обращаться с заявлением о государственной регистрации права собственности на лесной участок вправе только правообладатель данного лесного участка. Следовательно, устранить замечание, в части регистрации права собственности Российской Федерации на данный лесной участок, заявитель своими самостоятельными действиями не имеет возможности в силу отсутствия у него соответствующих полномочий. Доказательств оспаривания сообщения Росреестра министерством в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у заявителя отсутствует возможность для устранения замечания, препятствующего регистрации договора аренды, и соответственно, получения заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов.
В то же время, из материалов дела следует, что обществом разработан проект освоения лесного участка, площадью 0,38 га, имеющего местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское участковое лесничество квартал N 21, выдел 12, 13, на котором расположен объект "Сбор нефти и газа со скважины N 1 Юдинского месторождения" (т.1,л.д.79-84). Обратного министерством суду не представлено.
В соответствии с Порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденным Приказом МПР России от 14.05.2007 N 125 для проведения экспертизы проекта освоения лесов необходимо предоставление зарегистрированного договора аренды лесного участка.
Таким образом, обязанность по государственной регистрации договора аренды лесного участка не может быть исполнена заявителем до момента государственной регистрации права Российской Федерации на данный лесной участок.
Оценив, имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование пункта 3 предписания противоречит статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя, поскольку, ОАО "Самаранефтегаз" предприняты все зависящие от него действия для регистрации договора аренды, в связи с чем, у заявителя по объективным причинам отсутствует возможность зарегистрировать договор аренды и получить заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов по договору аренды лесного участка N 03/2009/09-01519-010/3224409/0827Д, в связи с невозможностью предоставления для проведения экспертизы зарегистрированного договора аренды лесного участка.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены как необоснованные доводы министерства о том, что заявитель не поставил в известность министерство о наличии отказа Управления Росреестра Самарской области в регистрации права аренды,. Заявителем представлено обращение от 03.03.2009, в котором заявитель просил министерство расторгнуть договор аренды N 03/2009/09-01519-010/3224409/0827Д, поскольку он не прошел государственной регистрации.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель обоснованно обратился в арбитражный суд с настоящим требованием в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваемое предписание в указанной части не соответствует положениям статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 7, 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению в этой части.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 09.11.2012 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на министерство, но не взыскиваются, в связи с освобождением государственных органов от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2012 по делу N А55-19694/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19694/2010
Истец: ОАО "Самаранефтегаз"
Ответчик: Министерство природопользования,лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Третье лицо: Глава Исаклинского района Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5532/13
19.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16632/12
09.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19694/10
22.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 16576/11
29.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16576/11
10.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16576/11
12.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16576/11
17.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6276/11
13.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2653/11
31.01.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19694/10