г. Москва |
|
19 февраля 2013 г. |
N А40-127282/12-139-1224 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Лепихина Д.Е., Румянцева П.В., |
при ведении протокола помощником судьи Лаухиной А.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2012 г. по делу N А40-127282/12-139-1224, принятое судьей Корогодовым И.В.,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (ОГРН 1057746466535, 129626, г. Москва, Графский Переулок, д. 4/9)
к ОАО"Седьмой Континент" (ОГРН 1027700093343, 125581, г. Москва, ул. Фестивальная, д. 8, стр. 1)
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: |
Киреев Т.Г. по доверенности от 04.03.2010; |
от ответчика: |
Катышева А.А. по доверенности от 30.10.2012 N 552; Терешина И.В. по доверенности от 29.09.2012 N 549/2; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве с заявлением, о привлечении ОАО "Седьмой Континент" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением суда от 30.11.2012 г. в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ ОАО "Седьмой Континент" отказано полностью. При этом суд исходил из того, что при отборе образцов понятые не присутствовали, в протоколах отбора образцов подписи понятых отсутствуют. Кроме того, указанные протоколы не содержат времени изъятия образцов. Судом установлено, что поскольку факт обнаружения правонарушения имел место 11.07.2012 г., то с учетом требований ст. 4.5 КоАП РФ, последним днем трехмесячного срока привлечения ОАО "Седьмой Континент" к административной ответственности считается 11.10.2012 г., таким образом, срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек.
С решением суда не согласился заявитель - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Москве и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и привлечь ОАО "Седьмой континент" к административной ответственности. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что совершение административного правонарушения полностью подтверждено.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает, что факт совершения административного правонарушения не подтверждается материалами дела, поскольку отбор проб и экспертиза по делу проведена заявителем с существенным нарушением норм КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела ( п.3 ч.1 ст. 270 АПК РФ).
На основании ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка и осуществляет полномочия, в том числе государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; по государственному контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; по контролю за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Как следует из материалов дела, 11.07.2012 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (далее - Управление) было проведено плановое мероприятие по контролю в отношении магазина торговой сети ОАО "Седьмой Континент" по адресу: г.Москва, ул.Днепропетровская, д.4А.стр.1
В ходе проведения планового мероприятия по контролю были отобраны образцы продукции находящейся в продаже в магазине торговой сети ОАО "Седьмой Континент" по адресу: г.Москва, ул.Днепропетровская,д.4А.стр.1
11.07.2012 г. сотрудниками заявителя был составлен протокол отбора проб и образцов и вынесено определение о проведении экспертизы ( л.д.19-25).
14.08.2012 г. было получено экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" N 01-04-00708 по результатам лабораторных исследований пищевой продукции, находящейся в продаже в магазине ОАО "Седьмой Континент" по адресу : г.Москва, ул.Днепропетровская,д.4А.стр.1, согласно которого указанная пищевая продукция признана не соответствующей Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), а именно: гуляш из говядины: дата выработки 11.07.2012 г, срок годности 24 ч., ТУ 9214-45078086-02, изготовитель: ОАО "Седьмой континент", Москва, ул. Днепропетровская, д. 4а, стр.1, (протоколы N 10720 01 от 20.07.2012 г. N 10720 01 от 19.07.2012 г.) - по органолептическим показателям (поверхность кусков мяса влажная, липкая потемневшая, цвет мышечной ткани темно-красный, консистенция рыхлая, дряблая, образующаяся при надавливании пальцем ямочка не выравнивается, запах кислый, после термической обработки запах неприятный), по микробиологическим показателям (обнаружены: в 0,1 г БЕКП, превышение показателей КМАФАнМ) не соответствуют Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), гл. II, раздел 1, ст. 1.5, п. 1.1, 1.1.3; гуляш свиной: дата выработки 11.07.2012 г, срок годности 24 ч., ОСТ 49208-84, изготовитель: ОАО "Седьмой континент", Москва, ул. Днепропетровская, д. 4а, стр.1, (протокол N 10720 02 от 18.07.2012 г) - по микробиологическим показателям (обнаружены: в 0,1г БЕКП); колбаса "Докторская оригинальная" н/о синюга, в подложке, нарезка, дата выработки 29.06.2012 г, срок годности 30 суток, ТУ 9213-001-54780900-04, изготовитель: ООО "Востряково-2", Москва, Востряковский пр-д, 22А, (протокол N 10714 02 от 18.07.2012 г); по микробиологическим показателям (превышение показателей КМАФАнМ) - не соответствуют Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), гл. II, раздел 1, п. 1.1.3, 1.4.4.
По факту выявленных нарушений 07.09.2012 г. главным специалистом-экспертом отдела надзора за питанием населения Управления Горюновой Е.Е. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО "Седьмой Континент", административная ответственность за которое предусмотрена по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
10.09.2012 г. И.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве Глиненко В.М. было вынесено определение о передаче протокола и материалов дела об административном правонарушении в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов) под нормативными документами понимаются в том числе, государственные стандарты, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов.
В силу п.2 ст.3 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно п.1 ст.9 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
На основании п.1 ст.22 Закона о качестве и безопасности пищевых продуктов индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота (п.2 ст.22).
Согласно ст.11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со ст.32 указанного закона, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами, и направлен на недопущение производства продукции, не соответствующей государственным стандартам качества и безопасности.
Довод ответчика об отсутствии распорядительных документов в подтверждение отбора проб является необоснованным, поскольку опровергается представленным в материалы дела поручением Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 29.06.2012 г.
Доводы ответчика о том, что из протоколов о взятии проб и образцов от 11.07.2012 и N 64 от 11.07.2012 г., в которых зафиксирован факт отбора образцов реализуемой ОАО "Седьмой Континент" продукции, следует, что при отборе образцов понятые не присутствовали, в протоколах отбора образцов подписи понятых отсутствуют и кроме того, указанные протоколы не содержат времени изъятия образцов не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 8 ст. 27.10 КоАП РФ протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.
В соответствии со ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Таким образом, административный орган, согласно ст.ст.25.4, 28.2 КоАП РФ, составляя протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность участвовать при его составлении, что является гарантией предоставления прав и защиты законных интересов этого лица.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Проведенная проверка являлась плановой и проводилась на основании распоряжения N 01-0144 от 02.07.2012 с извещением проверяемого лица.
При проведении проверки и отборе образцов продукции присутствовал представитель заявителя. При отборе образцов продукции также присутствовал представитель экспертной организации, привлеченный для отбора проб (образцов) и проведении инструментальных измерений (т.1 л.д.19-23).
Роспотребнадзором по г. Москве 11.07.2012 г. вынесено определение о назначении экспертизы (л.д. 24-25), копия которого была вручена Назар М.С, как лицу, в отношении которого ведется производство по делу. Экспертизу поручено провести ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве", экспертам были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.9 КоАП РФ, также они были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной ст. 17.9 КоАП РФ.
Лабораторные исследования проводились на основании поручения административного органа N 01-04-00704 от 29.06.2012 г. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве".
В экспертном заключении от 14.08.2012 г. N 01-04-00704 указано, что экспертиза проведена врачом гигиены питания ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве".
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, считает, что событие вменяемого обществу административного правонарушения доказано собранными административным органом в совокупности, отвечающими признакам относимости и допустимости доказательствами: вкладными листами к акту проверки, протоколом отбора проб и образцов, протоколами лабораторных испытаний (исследований), экспертным заключением, протоколом об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах, суд считает установленным событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.
Вина ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ установлена, при наличии возможности соблюдения требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ОАО "Седьмой континент" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что срок привлечения по ч.1 ст. 14.43. КоАП РФ, на дату рассмотрения дела в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ не истек, принимая во внимание, что с учетом обстоятельств установленных в ходе проверки, нарушения, допущенные ответчиком касаются прав потребителей.
Суд апелляционной инстанции с учетом отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, считает, что подлежит назначению административный штраф в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в размере 100 000 руб.
Руководствуясь ч.4.1 ст.206, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2012 г. по делу N А40-127282/12-139-1224 отменить.
Привлечь ОАО"Седьмой Континент" к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по г. Москве (Управление Роспотребнадзора по г. Москве)
ИНН 7717528710, КПП - 771701001, р/с 40101810800000010041
Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва, 705, БИК 044583001
КБК 14111628000010000140, ОКАТО 45280552000.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127282/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве
Ответчик: ОАО "Седьмой Континент"
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3580/13
20.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3580/13
19.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40261/12
30.11.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-127282/12