г. Пермь |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А71-8960/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Снегура А.А.,
судей Булкиной А.Н., Нилоговой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саттаровой Н.О.,
при участии:
от истца, открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Набоких И.А., доверенность от 21.11.2012 года N 713;
от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Ижевский нефтеперерабатывающий завод", Орловой Н.С., доверенность N 28 от 10.09.2012 года,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
истца, открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 ноября 2012 года
по делу N А71-8960/2012,
принятое судьей Ходыревым А.М.,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Горьковская железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" (ИНН 1831106470, ОГРН 1051800624700)
о взыскании штрафа за невыполнение принятой заявки, задержку вагонов,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Горьковская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" (далее - ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод", ответчик) о взыскании штрафа за невыполнение принятой заявки, задержку вагонов в размере 108 394 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.11.2012 года с ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" в пользу ОАО "РЖД" было взыскано 59 143 руб. штрафа, 2 365 руб. 72 коп. в возмещение расходов по госпошлине, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Полагает, что судом первой инстанции неправильно была применена статья 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта).
Считает, что применению в рассматриваемом случае подлежит та часть нормы, содержащейся в абзаце шестом указанной статьи, которая предусматривает привлечение грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожного пути необщего пользования к ответственности за задержку вагонов более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов.
По мнению апеллянта, представленный им расчет размера штрафа является верным.
Ответчиком представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представителем истца были поддержаны доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.12.2008 года между ОАО "РЖД" и ООО "Первая грузовая компания" был заключен договор N 1429, регулирующий взаимоотношения по оказанию ООО "Первая грузовая компания" услуг ОАО "РЖД" по предоставлению вагонов - цистерн, принадлежащих ООО "Первая грузовая компания" на праве собственности и не переданных в пользование ОАО "РЖД" в соответствии с договором от 26.10.2007 года N 1147 (вагоны), для участия в процессе железнодорожных перевозок воинских грузов с расчетом по воинскому требованию формы 2, по обращениям Минобороны России, ФСБ России и МВД России в пределах срока действия договора.
Срок действия данного договора был установлен по 31.12.2008 года (согласно разделу 10 договора), продлен до 31.12.2011 года (дополнительное соглашение N 1 от 26.01.2009 года, дополнительное соглашение N 6 от 03.05.2011 года).
16.03.2009 года между ОАО "РЖД" и ЗАО "Ижевское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" был заключен договор N 5/185 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Из материалов дела усматривается:
1. ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" подало в ДЦФТО заявку N 0019588654 (учетная карточка N 0019588654) на перевозку 3 вагонов общей массой груза 174 тонны на период с 15.07.2011 года по 10.08.2011 года со станции Ижевск Горьковской железной дороги (накопительная ведомость N 005561), общий недогруз 108,07 тонн.
2. ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" подало в ДЦФТО заявку N 0019631937 (учетная карточка N 0019631937) на перевозку 5 вагонов общей массой груза 295 тонн на период с 23.07.2011 года по 15.08.2011 года со станции Ижевск Горьковской железной дороги (накопительная ведомость N 081105), общий недогруз 43,619 тонн.
3. ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" подало в ДЦФТО заявку N 0019662984 (учетная карточка N 0019662984) на перевозку 2 вагонов общей массой груза 116 тонн на период с 29.07.2011 года по 31.08.2011 года со станции Ижевск Горьковской железной дороги (накопительная ведомость N 005989), общий недогруз 116 тонн.
4. ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" подало в ДЦФТО заявку N 0019662890 (учетная карточка N 0019662890).58-63) на перевозку 6 вагонов общей массой груза 360 тонн на период с 29.07.2011 года по 31.08.2011 года со станции Ижевск Горьковской железной дороги (накопительная ведомость N 005991), общий недогруз 108,07 тонн.
5. ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" подало в ДЦФТО заявку N 0019784784 (учетная карточка N 0019784784) на перевозку 8 вагонов общей массой груза 480 тонн на период с 24.08.2011 года по 23.09.2011 года со станции Ижевск Горьковской железной дороги (накопительная ведомость N 006390), общий недогруз 85,592 тонн.
6. ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" подало в ДЦФТО заявку N 0019940336 (учетная карточка N 0019940336) на перевозку 3 вагонов общей массой груза 174 тонн на период с 24.09.2011 года по 15.10.2011 года со станции Ижевск Горьковской железной дороги (накопительная ведомость N 006791), общий недогруз 53,922 тонн.
7. ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" подало в ДЦФТО заявку N 0019953339 (учетная карточка N 0019953339) на перевозку 6 вагонов общей массой груза 360 тонн на период с 27.09.2011 года по 20.10.2011 года со станции Игра Горьковской железной дороги (накопительная ведомость N006934), общий недогруз 107,819 тонн.
8. ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" подало в ДЦФТО заявку N 0020013096 (учетная карточка N 0020013096) на перевозку 6 вагонов общей массой груза 380 тонн на период с 08.10.2011 года по 15.11.2011 года со станции Ижевск Горьковской железной дороги, общий недогруз 380 тонн.
28.06.2011 года на станцию Ижевск в адрес ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" прибыли вагоны N 51611051, N 73963449, которые находились на железнодорожном пути станции под грузовыми операциями с момента подачи вагонов под выгрузку грузов локомотивами перевозчика в период с 28.06.2011 года с 10 час. 39 мин. до 30.06.2011 года до 15 час. 00 мин., в связи с чем ответчиком была допущена задержка вагонов под погрузкой, выгрузкой, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 000743 и памятками N 1453, N 1668.
Согласно указанным памяткам, расчетное время нахождения под грузовой операцией для вагонов N 51611051 и N73963449 составило 53 час., время для расчета штрафа 22 часа (53-31). Сумма штрафа, согласно расчету истца, составляет 17 600 руб. (по вагонам N 51611051 и N 73963449).
23.06.2011 года на станцию Ижевск в адрес ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" прибыли вагоны N 50147792 и N 50631589, которые находились на железнодорожном пути станции под грузовыми операциями с момента подачи вагонов под выгрузку грузов локомотивами перевозчика в период с 24.06.2011 года с 17 час. 30 мин. до 27.06.2011 года до 16 час. 15 мин. и с 23.06.2011 года с 18 часов до 27.06.2011 года до 16 часов 15 минут соответственно, в связи с чем ответчиком была допущена задержка вагонов под погрузкой, выгрузкой, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 000732 и памятками NN 1084, 1151, 1414.
Согласно названным памяткам, расчетное время нахождения под грузовой операцией для вагона N 50147792 составило 71 час., для вагона N 50631589 составило 95 час., время для расчета штрафа соответственно 40 час. (71-31) и 64 час. (95-31). Сумма штрафа, согласно расчету истца, составляет 16 000 руб. (по вагону N 50147792) и 25 600 руб. (по вагону N 50631589).
24.06.2011 года на станцию Ижевск в адрес ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" прибыли вагоны N 51822914 и N 73153280, которые находились на железнодорожном пути станции под грузовыми операциями с момента подачи вагонов под выгрузку грузов локомотивами перевозчика в период с 24.06.2011 года с 17 час. 30 мин. до 28.06.2011 года до 17 час. 00 мин. и с 27.06.2011 года с 04 час. 30 мин. до 28.06.2011 года до 17 час. 00 мин. соответственно, следовательно, ответчиком была допущена задержка вагонов под погрузкой, выгрузкой, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 003895 и памятками NN 1342, 1151, 1482.
Согласно данным памяткам, расчетное время нахождения под грузовой операцией для вагона N 51822914 составило 96 час., для вагона N 73153280 составило 37 час., время для расчета штрафа соответственно 65 час. (96-31) и 6 час. (37-31). Сумма штрафа, согласно расчету истца, составляет 26 000 руб. (по вагону N 51822914) и 2 400 руб. (по вагону N73153280).
23.06.2011 года на станцию Ижевск в адрес ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод" прибыли вагоны N 50280494, N 50167683, N 57685539, которые находились на железнодорожном пути станции под грузовыми операциями с момента подачи вагонов под выгрузку грузов локомотивами перевозчика в период с 23.06.2011 года с 18 час. 00 мин. до 26.06.2011 года до 00 час. 30 мин., в связи с чем ответчиком была допущена задержка вагонов под погрузкой, выгрузкой, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 000726 и памятками N 1084, N 1239.
Согласно вышеуказанным памяткам, расчетное время нахождения под грузовой операцией для вагонов N 50280494, N 50167683, N 57685539 составило 55 часов, время для расчета штрафа 24 часа (55-31). Сумма штрафа, согласно расчету истца (по вагонам N 50280494, N 50167683, N 57685539), составляет 28 800 руб.
Общая сумма штрафа по расчету истца составляет 108 394 руб.
15.05.2011 года истцом в адрес ответчика было направлено уведомление N 1672 об оплате штрафов за задержку вагонов, за невыполнение принятых заявок на перевозку грузов в сумме 108 394 руб., а 21.05.2012 года была направлена претензия N 563/4.
Поскольку требования претензии не были исполнены ответчиком в добровольном порядке, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что ответственность за задержку вагонов наступает в случае задержки вагонов сверх сроков, установленных договором на подачу и уборку вагонов или договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования, либо по истечении обусловленного времени с момента подачи вагонов локомотивом перевозчика; требования истца о взыскании штрафа являются законными по праву, обоснованными, подтвержденными надлежащими доказательствами; представленный истцом расчет суммы долга по штрафам произведен неверно; поскольку вагоны были поданы под погрузку локомотивом перевозчика, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, то количество часов в соответствии со статьей 62 Устава железнодорожного транспорта должно быть уменьшено на 36 часов с учетом 7 часов технологического срока; по расчету суда сумма штрафа за задержку вагонов составляет 49 200 руб.; сумма штрафа в размере 9 943 руб. за невыполнение принятой заявки признана ответчиком в судебном заседании.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с положениями статьи 21 Устава железнодорожного транспорта погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями).
Абзацем шестым статьи 62 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа, по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава железнодорожного транспорта.
В силу статьи 99 Устава железнодорожного транспорта за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьей 100 Устава железнодорожного транспорта, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта размер штрафа за каждый час простоя установлен в размере 0,2 МРОТ.
В соответствии с пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43, расчет штрафов за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой на железнодорожных путях необщего пользования производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов.
Факт задержки ответчиком вагонов под разгрузкой, погрузкой подтверждается надлежащими доказательствами и ответчиком не оспаривается.
Разногласия между сторонами возникли относительно правильности расчета размера штрафов за задержку вагонов.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно применена статья 62 Устава железнодорожного транспорта подлежит отклонению в силу следующего.
Судом первой инстанции правильно установлено, что вагоны были поданы под погрузку локомотивом перевозчика, что подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов.
В связи с этим применению к рассматриваемым отношениям подлежит норма статьи 62 Устава железнодорожного транспорта, в соответствии с которой грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно был произведен расчет подлежащего взысканию с ответчика штрафа за задержку вагонов на основании вышеприведенной нормы.
С учетом изложенного, оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не усматривается, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
В силу пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная истцом государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 125 руб. 91 коп. должна быть возвращена ему из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 руб., учитывая результат рассмотрения данной жалобы, подлежат отнесению на подателя жалобы (истца).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 ноября 2012 года по делу N А71-8960/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" из федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 125 (сто двадцать пять) руб. 91 коп., излишне уплаченную платежным поручением N 85381 от 14.12.2012 года.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
А.А. Снегур |
Судьи |
А.Н. Булкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8960/2012
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиал ОПАО "РЖД", г. Н.Новгород
Ответчик: ООО "Ижевский нефтеперерабатывающий завод"