г. Киров |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А82-12491/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.12.2012 по делу N А82-12491/2012, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Ловыгиной Н.Л.
по заявлению открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" (ОГРН 1077604029590, ИНН 7604119315)
к государственной жилищной инспекции Ярославской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" (далее - ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района", управляющая компания, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее - ответчик, ГЖИ, Инспекция, административный орган) от 28.09.2012 N ЖН 90/06-2/12 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.12.2012 в удовлетворении заявленных требований управляющей компании отказано.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель полагает, что отсутствует его вина в совершении вменяемого правонарушения. В обоснование данного довода Общество указывает, что управляющей компанией были приняты все возможные меры для обеспечения жителей квартир N N 4, 24, 33 многоквартирного жилого дома N 75 по ул. Республиканской в г. Ярославле услугой горячего водоснабжения (далее - услуга ГВС) в соответствии с нормативными требованиями. ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" считает, что причиной ненадлежащего качества коммунальной услуги являются действия поставщика, в том числе наличие аварии на внешних сетях, факт которой отражен в актах комиссионного обследования, а не недостатки общедомового имущества, ответственность за содержание которого несет Общество. Кроме того, заявитель указывает, что на основании актов об отсутствии или снижении качества услуг выполнен перерасчет стоимости коммунальной услуги за счет поставщика услуги. По мнению Общества, данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района".
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 226-229, 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании приказа ГЖИ от 20.08.2012 N 2726-П (том 1, л.д.43) проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" на предмет соблюдения нормативных требований по бесперебойному предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества по услуге ГВС в доме N 75 по ул. Республиканская в г. Ярославле. Поводом для проведения проверки послужила коллективная жалоба собственников жилых помещений указанного жилого дома о предоставлении некачественной услуги ГВС (том 1, л.д. 37-42).
В ходе проверки 23.08.2012 производились замеры ГВС в водоразборных точках в квартирах N N 4, 24, 33. В результате установлено, что показатели температур составили соответственно +43,4оС, +35,6 оС, +45,63оС, которые отражены в протоколе замеров температур от 23.08.2012 (том 1, л.д.48).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 23.08.2012 N 650-06-02 (том 1, л.д. 46-47) и послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от 30.08.2012 N 650-06-02 (том 1, л.д. 51-52).
Постановлением Инспекции от 28.09.2012 N ЖН 90-06-2/12 Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей (том 1, л.д. 6-9). Обществу вменено нарушение пунктов 3, 5, 9, подпунктов а, б, д пункта 49, подпунктов а, в пункта 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307 (далее - Правила, Правила N 307), а также подпункта 5 пункта 2 приложения N 1 Правил N 307.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в деянии Общества состава вменяемого правонарушения, а также отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 7.23 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Из текста данной нормы закона следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за обеспечение населения коммунальными услугами. Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Объективной стороной вменяемого заявителю правонарушения является нарушение правил и норм предоставления коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Правилами N 307.
Действие названных Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
В силу пункта 3 Правил исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Из пункта 9 Правил следует, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с пунктом 49 Правил исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором (подпункты а, б, д пункта 49 Правил).
В пункте 5 Приложения N 1 к Правилам N 307 установлено требование к качеству горячего водоснабжения - обеспечение температуры горячей воды в точке разбора для открытых систем центрального теплоснабжения не менее 60 °C, закрытых систем центрального теплоснабжения - не менее 50 °C.
Согласно нормативным требованиям Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °C (пункт 4.16.3).
Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (пункт 75 Правил).
Материалами дела подтверждается, что между собственниками помещений в жилом доме N 75 по улице Республиканской города Ярославля и Обществом 25.12.2007 заключен договор управления многоквартирным домом (далее - договор управления) (том 1, л.д. 145-150). В соответствии с пунктом 2.1.1 договора управления Управляющая компания обязана обеспечить предоставление собственникам и пользователям помещений в жилом доме коммунальные услуги, отвечающие параметрам качества, количества, надежности и экологической безопасности, а также в силу пункта 2.2.3 обязана принимать меры по устранению снижения качества коммунальных услуг.
Следовательно, субъектом вменяемого правонарушения является Общество.
В ходе проверки установлено, что 23.08. 2012 показатели температур ГВС в водоразборных точках в квартирах N N 4, 24, 33 дома N 75 по ул. Республиканской в г. Ярославле составили соответственно +43,4оС, +35,6 оС, +45,63оС.
Таким образом, факт нарушения Обществом Правил подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе протоколом замеров температур от 23.08.2012 и актом проверки от 23.08.2012 N 650-06-02 (том 1, л.д. 48, 46).
Согласно частям 1 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме (статья 162 ЖК РФ).
По настоящему делу Общество, являясь управляющей компанией, не приняло надлежащих мер для обеспечения нормативного уровня оказания коммунальной услуги ГВС в квартирах N N 4, 24, 33 дома N 75 по ул. Республиканской в г. Ярославле, а также для устранения причин ненадлежащего предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, событие правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, в деянии Общества доказано.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доводы заявителя об отсутствии вины ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" в совершении вменяемого правонарушения подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна (пункт 5.3.1 Правил N 170).
Для надежной и экономичной эксплуатации систем ГВС работа по ремонту систем горячего водоснабжения должна выполняться в соответствии с проектом и требованиями инструкций и правил. После ремонта система должна быть испытана с участием лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, с составлением соответствующего акта. Осмотр систем горячего водоснабжения следует производить согласно графику, утвержденному специалистами организации по обслуживанию жилищного фонда, результаты осмотра заносить в журнал. Действие автоматических регуляторов температуры и давления систем горячего водоснабжения следует проверять не реже одного раза в месяц. В случае частого попадания в регуляторы посторонних предметов необходимо установить на подводящих трубопроводах фильтры (пункты 5.3.4, 5.3.7, 5.3.8 Правил N 170).
Таким образом, из приведенных положений Правил N 170 следует, что управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг) обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы (в том числе системы горячего водоснабжения), с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Обществу было известно о снижении качества услуги отопления, что подтверждается представленными в дело актами обследования жилого дома Управляющей компанией от 25.06.2012, 20.08.2012 (том 1, л.д. 12, 14). Однако своевременных, действенных и достаточных мер в целях обеспечения нормативного уровня коммунальной услуги ГВС Общество не приняло. На момент проверки в августе 2012 после отключения услуги ГВС и проведения ремонтных работ коммунальная услуга горячего водоснабжения предоставлялась ненадлежащего качества.
Указанные в апелляционной жалобе обстоятельства, что причиной ненадлежащего качества коммунальной услуги являются действия поставщика коммунальной услуги, в том числе авария на внешних сетях и ее устранение, не свидетельствует об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
Согласно пункту 76 Правил исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Однако обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению необходимых мероприятий во избежание снижения качества коммунальной услуги, в апелляционной жалобе не приведено.
Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем.
В материалах дела отсутствуют документальные доказательства, что нарушение качества предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению произошло вследствие аварии, либо других обстоятельств непреодолимой силы, в силу чего Общество могло бы быть освобождено от административной ответственности.
ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" добровольно приняло на себя функции управляющей организации в отношении жилого дома N 75 по ул. Республиканской г. Ярославля, а, следовательно, и обязательства по предоставлению собственникам помещений - потребителям коммунальных услуг надлежащего качества.
В связи с этим Общество как управляющая организация и исполнитель коммунальной услуги по отношению к жильцам спорного жилого дома обязано контролировать уровень качества предоставляемой Обществом коммунальной услуги.
ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" в отношениях с жильцами выступает как коммерческая организация, получающая с жильцов дома плату, в том числе и за предоставление коммунальной услуги ГВС, за выполнение функций управляющей организации.
Таким образом, проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Обществом не были приняты необходимые, достаточные и своевременные меры по соблюдению норматива обеспечения населения коммунальной услугой ГВС, что свидетельствует о виновности данного юридического лица в совершении вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах Инспекция сделала правильный вывод о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Установленный КоАП РФ порядок производства по делу об административном правонарушении Инспекцией соблюден. Срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен. Наказание назначено в пределах санкции статьи закона.
Следовательно, Арбитражный суд Ярославской области правомерно принял решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.12.2012 по делу N А82-12491/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12491/2012
Истец: ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Ярославской области