город Омск |
|
21 февраля 2013 г. |
Дело N А81-2264/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10689/2012) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.10.2012 по делу N А81-2264/2012 (судья Сеитов Э.М.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (ОГРН 1038900944180, ИНН 8905031779) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре об оспаривании постановления от 15.03.2012 N 458-ОК/16 о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (далее по тексту -заявитель, Общество, ООО "Заполярнефть") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре) о признании незаконным и отмене постановления от 15.03.2012 N 458-ОК/16 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.10.2012 по делу N А81-2264/2012 заявленные Обществом требования удовлетворены, постановление от 15.03.2012 N 458-ОК/16 о назначении административного наказании признано незаконным и отменено в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что устройство шламовых амбаров, как сооружений, необходимых для сбора отходов бурения, предусмотрено соответствующей проектной документацией, следовательно, действия ООО "Заполярнефть" по захоронению в шламовых амбарах отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности неосуществления Обществом ликвидации шламовых амбаров и невыполнения работ по рекультивации земельных участков.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре настаивает на том, что Общество осуществляет несанкционированное размещение бурового шлама в непредназначенном для этого объекте, хранение бурого шлама осуществлети недопустимым способом, не принимает меры к утилизации отходов, ликвидации шламового амбара с последующей рекультивацией земельного участка, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В письменном отзыве Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ООО "Заполярнефть" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, не заявившего ходатайства об его отложении.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре при рассмотрении материалов, предоставленных в рамках плановой проверки в отношении ООО "Заполярнефть", усмотрело невыполнение мероприятий по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов в шламовых амбарах в районе кустовой площадки N 345 Вынгапуровского лицензионного участка, что послужило основанием для возбуждения в отношении ООО "Заполярнефть" дела об административном правонарушении и проведения административного расследования.
По итогам рассмотрения материалов административного производства о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, 15.03.2012 в отношении ООО "Заполярнефть" вынесено постановление о назначении административного наказания N 458-ОК/16, в соответствии с которым ООО "Заполярнефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Согласно постановлению от 15.03.2012 N 458-ОК/16 административным органом было установлено, что ООО "Заполярнефть" осуществило ввод скважин куста N 345 Вынгапуровского месторождения до завершения работ по охране окружающей среды, восстановлению природной среды и рекультивации земель. В нарушение Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995, Общество не осуществляет ликвидацию объектов, надобность в которых миновала (шламовые амбары), и очистку рекультивируемой территории от производственных отходов (бурового шлама). Шламовый амбар является временным сооружением, предназначенным для сбора отходов бурения в период проведения работ по бурению скважин, которое после процесса бурения должно быть ликвидировано. Шламовые амбары куста N 345 Вынгапуровского месторождения не соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов, а также эксплуатируются не в соответствии с требованиями, установленными к эксплуатации объектов размещения отходов. Рекультивация земельных участков, на которых расположены шламовые амбары, проведена не в полном объеме, что привело к несанкционированному захоронению отходов. Засыпка бурового шлама в шламовом амбаре не приводит к изоляции отходов безопасным для окружающей среды способом и не может гарантировать экологическую безопасность в будущем. Буровой шлам продолжает храниться в шламовых амбарах куста N 345 Вынгапуровского месторождения путем несанкционированного захоронения. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации объектом размещения отходов, исключающим негативное воздействие на окружающую среду, является только полигон; шламовый амбар не является полигоном размещения отходов и не соответствует требованиям, предъявляемым к данному объекту.
Не согласившись с постановлением от 15.03.2012 N 458-ОК/16 и полагая, что оно является незаконным ООО "Заполярнефть" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
03.10.2012 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оспариваемым постановлением ООО "Заполярнефть" вменяется в вину нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства в результате несанкционированного захоронения в шламовых амбарах отходов бурения (бурового шлама). Административный орган, делая вывод о нарушении Обществом статей 3, 34, 36, 37, 38, 39, 46, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 3, 10, 11, 12 Федерального закона от 24.06.1996 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 21, 25 Лесного кодекса РФ, статей 1, 12, 13 Земельного кодекса РФ, пункта 7 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67, исходил прежде всего из того, что шламовый амбар куста N 345 Вынгапуровского месторождения не соответствует требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов, а также эксплуатируется с нарушением требований порядка эксплуатации объектов размещения отходов, что образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения являются лица, которые в силу закона, договора, либо иного документа являются уполномоченными на ведение деятельности с соблюдением экологических требований.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пунктами 1, 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичная норма права также закреплена и в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Из указанных норм следует, что лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать установленные требования к размещению отходов, а также к объектам размещения отходов, в том числе осуществить создание объекта размещения отходов на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; произвести определение места строительства таких объектов на основе специальных исследований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; внести объекты размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом, размещение отходов является собирательным понятием и включает в себя как хранение, так и захоронение отходов.
В рассматриваемом случае административным органом установлено, подтверждается материалами дела и заявителем не отрицается, что Общество осуществляет захоронение отходов бурения в шламовых амбарах.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав нормы действующего природоохранного законодательства, пришел к выводу о том, что ни одним из действующих нормативных актов не предусмотрено запрета на размещение, в том числе, захоронение бурового шлама в шламовом амбаре.
Напротив, технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" (далее - РД 39-133-94).
Так, в разделе 5 Инструкции РД 39-133-94 предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов, согласно которым если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется, разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение.
Таким образом, вывод Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность захоронения отходов бурения в шламовых амбарах, не основан на нормах действующего законодательства.
Следовательно, размещение Обществом отходов в шламовых амбарах не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно: размещает отходы производства (отходы бурения) в объекте, который не является специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов, а именно: размещает отходы производства (отходы бурения) в шламовых амбарах куста N 345 Вынгапуровского месторождения, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов, а также эксплуатируются с нарушением требований порядка эксплуатации объектов размещения отходов.
Между тем, апелляционным судом установлено, что захоронение бурового шлама в шламовых амбарах предусмотрено соответствующей проектной документацией на кустовые площадки Вынгапуровского месторождения нефти и куста скважин N 345. Так, заявителем в материалы дела представлены:
- Проект "Обустройство четверной очереди дополнительных скважин Вынгапуровского месторождения" (комплекс 7415), (т.1 л.д. 62-115), в соответствии с которым осуществлялось строительство скважин, в том числе, куста N 345 Вынгапуровского месторождения и устройство шламовых амбаров;
- Проект "Обустройство Вынгапуровского месторождения III очередь" (комплекс N 6750), (т.1 л.д. 115- 123);
- Проект "Обустройство дополнительных скважин третьей очереди Вынгапуровского месторождения" (комплекс N 7261), (т. 1 л.д. 125-151);
- Проект "Обустройство пятой очереди дополнительных скважин Вынгапуровского месторождения" (комплекс 7560), (т. 2 л.д. 1-62).
Указанная проектная документация разработана в соответствии с требованиями Инструкции РД 39-133-94, принятые технические решения по обустройству куста скважин N 345 Вынгапуровского месторождения (в том числе и по сооружению шламовых амбаров) соответствуют требованиям природоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, что подтверждается представленными в дело положительными заключениями государственной экспертизы N 1210 от 31.07.2006 (т.1 л.д.71-75), N 470-08/ЕГЭ-0550/02 от 22.12.2008 (т.1 л.д. 77-86), N 303-08/ЕГЭ-0330/02 от 01.09.2008.(т.2 л.д. 88-93).
Материалами дела подтверждается, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах предусмотрено проектной документацией и осуществлялось Обществом в соответствии с обозначенной проектной документацией.
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Книги 4 Тома 1 Проекта N 7415, пунктом 4.5 Книги 5 Тома 1 Проекта N 7560, пунктом 5.4 Проекта N 7261, при строительстве оснований кустов скважин предусмотрено устройство шламовых амбаров траншейного типа. Шламовые амбары предназначены для сбора отработанного бурового раствора, сточных вод и шлама при бурении и освоении скважин, отстоя жидкой фазы отходов бурения с целью ее утилизации, а также захоронения неутилизированных отходов бурения. Конструкция шламовых амбаров принята с учетом геологических, гидрологических условий и рельефа местности с надежной гидроизоляцией.
В соответствии с пунктами 4.10 - 4.12 Инструкции РД 39-133-94 амбар должен иметь по периметру обваловку из минерального грунта высотой не менее 0,5 м и проволочное ограждение. В местах с близким залеганием грунтовых и подпочвенных вод, а также в районах распространения сильнольдистых ММП земляные амбары строятся в теле насыпной площадки с обваловкой из местных или привозных грунтов. При этом дно амбара должно быть выше на 0,3 м максимальной отметки уровнягрунтовых вод. Дно и стенки сооружаемых земляных и насыпных амбаров должны гидроизолироваться. Гидроизоляция проницаемых грунтов может выполняться цементно-глинисто-полимерными композициями, цементно-глинистой пастой. Кроме того, гидроизоляция дна амбара может осуществляться буровым раствором толщиной не менее 10 см. В качестве одного из компонентов гидроизоляционного состава на основе цемента и глины может использоваться отработанный буровой раствор. Для нанесения противофильтрационного покрытия рекомендуется применять цементировочный агрегат. По согласованию с местными органами СЭС и охраны природы могут быть использованы, кроме указанных материалов (композиций), и другие составы, которые способны формировать надежные гидроизоляционные покрытия на проницаемом грунте.
Вышеуказанные требования Инструкции в части требований к конструкции шламовых амбаров заявителем соблюдены в полном объеме.
Так, Книгой 4 Тома 1 Проекта N 7415, Томом 1 Книги 5 Проекта N 7560, п. 5.4 Проекта N 7261, Разделом 7 Проекта N 6750 предусмотрено, что для исключения загрязнения прилегающей территории отходами бурения предусмотрена гидроизоляция дна и стенок шламовых амбаров высокопрочной полиэтиленовой пленкой и геотекстилем. Обвалование шламовых амбаров предусмотрено с внешней стороны, высота обваловки должна быть не ниже обваловки площадки. Обвалование амбара производится из привозного песчаного грунта. Для обеспечения безопасности по всему периметру шламовых амбаров предусмотрено устройство сборно-разборного ограждения высотой 1,25 м.
Проектами также предусмотрено, что обезвоженные буровые шламы обезвреживаются методом отверждения цементным раствором; амбар засыпается грунтом от разборки площадки бригадного хозяйства, грунтом обваловки и торфом, вынутым при выторфовывании, что соответствует требованиям пункта 4.22 Инструкции РД 39-133-94.
Пунктом 5.5 Книги 4 Тома 1 Проекта N 7415, п. 4.6 Книги 5 Тома 1 Проекта N 7560, п. 5.5 Проекта N 7261, Разделом 7 Проекта N 6750 предусмотрена ликвидация шламовых амбаров и рекультивация земельного участка.
Так, работы по ликвидации шламовых амбаров включают: естественное и принудительное разделение твердой и жидкой фаз содержимого амбаров; откачку осветленной жидкой фазы в нефтесборный коллектор; обезвреживание отработанных буровых растворов и шлама отвердением (в том числе отходов, оставшихся в амбаре после откачки); засыпку амбаров. Работы по рекультивации предусматривают: очистку площадок кустов скважин от металлолома, мусора, оборудования и материалов; планировку территории, ранее занимаемой амбаром; посев семян трав по спланированным площадям по слою плодородного грунта или торфо-песчаной смеси.
Из представленного в материалы дела акта выполненных работ по рекультивации шламовых амбаров N 1 от 27.09.2011 к договору на выполнение работ по рекультивации шламовых амбаров от 15.08.2011 N Д/2116/11-2275 (т.3 л.д.71) следует, что Общество исполнило обязанность по ликвидации шламовых амбаров, предусмотренную проектной документацией, в полном объеме. Согласно Приложению N 5 к указанному договору подрядчиком выполнены технологические и производственные работы по ликвидации шламовых амбаров; по окончании технического этапа биологическая рекультивация завершена посевом трав и внесением необходимых удобрений на всей рекультивированной территории (т.3 л.д.68-70).
Таким образом, вывод административного органа о том, что Общество допустило захоронение отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте и не осуществило ликвидацию шламовых амбаров и работы по рекультивации земельных участков, не соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Вопреки позиции административного органа, устройство шламовых амбаров, как сооружений, необходимых для сбора отходов бурения, и тем самым являющихся неотъемлемой частью технического решения по обустройству скважин Вынгапуровского месторождения, предусмотрено соответствующей проектной документацией, в связи с чем суд не усматривает в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах предусмотрено проектной документацией на куст N 345 Вынгапуровского месторождения нефти и осуществлялось ООО "Заполярнефть" в соответствии с обозначенной проектной документацией, а вывод административного органа и суда первой инстанции о том, что ООО "Заполярнефть" допустило захоронение отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте и не осуществило ликвидацию шламовых амбаров, не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре ссылается на то, что Общество не произвело необходимых работ по переработке буровых отходов с целью их обезвреживания.
Однако данная ссылка административного органа является несостоятельной, поскольку, как уже было отмечено выше, ООО "Заполярнефть" санкционированно размещало отходы бурения (буровой шлам) в отведенных для этих целей объектах - шламовых амбарах.
Кроме того, заявителем были проведены мероприятия по рекультивации шламовых амбаров в соответствии с проектной документацией, что подтверждается имеющимися в материалах настоящего дела документами, о которых шла речь выше.
Административный орган одним из доводов в подтверждение своей позиции указал на то, что захоронение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должно осуществляться только на полигоне по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов.
Вместе с тем, Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре не учитывает, что в соответствии с пунктом 1.5 СНиП 2.01.28-85 "приему на полигон подлежат только токсичные промышленные отходы I, II, III и, при необходимости, IV классов опасности, перечни которых в каждом конкретном случае согласовываются с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической и коммунальной служб, заказчиком и разработчиком проекта полигона. Прием твердых промышленных отходов IV класса опасности на участок захоронения токсичных промышленных отходов допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании".
Буровой шлам, является отходом производства IV класса опасности (малоопасный). Доказательств того, что буровой шлам относится к токсичным видам отходов, подлежащих размещению исключительно на полигоне, Управлением Росприроднадзора по ХМАО - Югре не представлено.
На основании пункта 2.4 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово - парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).
Таким образом, полигоны твердых бытовых отходов предназначены для сбора бытовых отходов и некоторых видов промышленных отходов.
Отходы бурения не могут быть признаны бытовыми отходами, в связи с чем подлежат отнесению к промышленным.
Административный орган не представил доказательств и обоснования, почему буровой шлам, относящийся к промышленным отходам 4 класса опасности, подлежит обязательному размещению на полигоне ТБО. В том числе, нет указания на список отходов, согласованный с уполномоченным территориальным органом.
Кроме того, ни одним из действующих нормативных актов не предусмотрено обязательного размещения бурового шлама (отходов бурения) именно на полигоне тверды бытовых отходов.
В обжалуемом решении суд первой инстанции обоснованно отметил, что статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Следовательно, объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении конкретных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Между тем, Обществу было вменено нарушение статей 3, 34, 36, 37, 38, 39, 46, 51 Закона N 7-ФЗ, статей 3, 10, 11, 12 Закона N 89-ФЗ. Указанные статьи содержат лишь общие нормы, возлагающие на хозяйствующих субъектов обязанность по соблюдению требований природоохранного законодательства при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в том числе объектов нефтегазодобывающих производств, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду.
В оспариваемом постановлении о назначении административного наказания, равно как и в протоколе по делу об административном правонарушении, не указано конкретной нормы экологических требований, которая была бы нарушена Обществом.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ООО "Заполярнефть" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.10.2012 по делу N А81-2264/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2264/2012
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Заполярнефть"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2013 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1835/13
21.02.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10689/12
26.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10689/12
05.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10689/12
03.10.2012 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-2264/12