Инструменты и методы анализа финансовой отчетности.
Ключевые элементы финансового анализа в интересах менеджмента:
анализ операционной деятельности, анализ управления ресурсами компании,
анализ прибыльности: доходы - расходы
Финансовый анализ является частью полного анализа хозяйственной деятельности предприятия. А полный анализ включает в себя финансовый и управленческий. Разделение анализа на финансовый и управленческий объясняется сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятий на финансовый учет и управленческий учет. Бухгалтерский учет можно назвать внешним, а управленческий - внутренним. Но такое разделение анализа можно считать условным, так как внутренний управленческий учет может рассматриваться как продолжение внешнего финансового учета, и наоборот.
Немного остановимся на управленческом учете и анализе, узнаем, что это такое, и определим его роль в деятельности предприятий.
В настоящее время управленческий учет в предприятии никого не удивит, ведь всех руководителей интересует оперативная и достоверная информация о деятельности своего предприятия. И здесь без главного бухгалтера никуда. На маленьких предприятиях управленческий учет ведет главный бухгалтер, а на крупных, как правило, финансовый директор. Что такое управленческий учет и на что он направлен?
Управленческий учет - это очень подробный, детализированный учет. Он направлен в первую очередь на решение внутренних проблем самого предприятия. Основываясь на нем, руководитель, а также начальники всех подразделений и отделов получают информацию о текущем состоянии дел на предприятии. А это позволяет им развивать бизнес не интуитивно, а продуманно и взвешенно.
Управленческий учет по своей сути дает полную информацию менеджерам в процессе управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Для управленческих решений в предприятии недостаточно только бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Необходим более глубокий анализ производства.
Порой просто необходимо знать затраты отдельных подразделений в общем объеме затрат предприятия. Управленческий учет поможет это сделать.
Другими словами, управленческой отчетностью могут пользоваться внутренние пользователи предприятия, тогда как бухгалтерская служит для внешних пользователей и прежде всего, для государственные органы. В этом ее главное отличие от бухгалтерского учета.
Управленческий учет служит прежде всего для анализа себестоимости и рентабельности предприятия. При этом он позволит не только определить прибыльность любого подразделения предприятия, но и поможет разработать возможные альтернативные пути развития. Он служит базой для эффективного контроля и планирования деятельности предприятия. Ведь, строя планы на будущее, нельзя не смотреть на произошедшее.
В настоящее время уже много предприятий составляют отчетность по международным стандартам. И если у вас на предприятии так, то строить управленческий учет лучше сразу на базе МСФО. Это объясняется тем, что отчетность, составленная по международным стандартам, содержит гораздо больше расшифровок и уточнений, чем обычная российская отчетность.
Отчетность, составленная по международным стандартам, наиболее объективно отражает результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние. А именно для этого и служит управленческий учет.
А раз это так, то и вести управленческий учет по меркам международного стандарта гораздо проще и удобнее.
Финансовый анализ состояния в настоящее время является обязательной составляющей финансового менеджмента всякого предприятия. Конечно же, если эти предприятия хотят успешно двигаться вперед. Финансовый анализ позволяет знать как нынешнее состояние, так и создать прогноз на будущее. А если проглядываются тенденции к спаду производства, то он поможет своевременно исправить положение.
Другими словами, финансовый анализ помогает определить нынешнее состояние предприятия.
Финансовый же анализ на основе накопления и использования данных бухгалтерского учета служит:
1) для оценки текущего и дальнейшего финансового состояния предприятия;
2) для определения возможности и целесообразности темпов развития предприятия;
3) для выявления доступных источников средств и реальной возможности их мобилизации;
4) в качестве прогноза положения предприятия на рынке капитала.
Продолжением финансового анализа можно назвать финансовый менеджмент.
Финансовый менеджмент обучает, как надо правильно управлять финансами предприятия, достигая при этом поставленных перед предприятием задач. Использовать его надо для достижения любой цели, стоящей перед предприятием. При этом воздействовать на финансы предприятия можно с помощью финансовых инструментов и финансовых методов.
В ходе своей деятельности почти все предприятия обращаются к этим инструментам финансового менеджмента. Инструменты - это материальный продукт. В основном это деньги предприятия в кассе, на расчетном счете. Это валюта, акции, облигации, форвардные контракты, фьючерсы, оптионы, так и другие. Их можно потрогать сломать, порвать наконец. А вот финансовые методы - это приемы, которые при помощи инструментов помогают предприятию добиться более конкретных результатов.
Финансовые методы тоже разнообразны. Это прогнозирование, страхование, факторинг, лизинг, селенг, трастовые операции, транстинг, фрэнчайзинг и др.
Финансовые методы основаны на анализе финансовых коэффициентов. Они позволяют учитывать не только данные бухгалтерской отчетности предприятия, но и все многообразие факторов, влияющих на результаты его деятельности. При таком анализе сначала специальным порядком рассчитывают подобранные финансовые коэффициенты, а затем полученные их значения сравнивают с эталонными, известными из статистических наблюдений. А затем на основе полученных данных делают соответствующие выводы. К таким коэффициентам относятся: коэффициенты покрытия, рентабельности, ликвидности, оборачиваемости и др. Данный анализ позволял делать обоснованные выводы в условиях плановой экономики. Он позволял делать выводы о компетентности управления предприятием и, конечно же, контролировать выполнение заданий. Еще он служит источником информации для принятия управленческих решений.
Рассматривая финансовое состояния предприятия, можно обнаружить три возможные проблемы:
1) низкая финансовая устойчивость. Это грозит проблемами в погашении обязательств в будущем, зависимостью предприятия перед кредиторами. А это означает потерю самостоятельности. А растущая зависимость от кредиторов заставит вас задуматься над снижением коэффициента финансовой устойчивости;
2) низкая платежеспособность. Это означает, что у предприятия в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для того, чтобы своевременно расплатиться по своим обязательствам,с кредиторами, персоналом предприятия. Вовремя произвести оплату налогов и сборов. Неплатежеспособность повлечет за собой привлечение кредитов, для погашения задолженностей. Проблемы с погашением обязательств означают снижение коэффициента ликвидности. Коэффициент общей ликвидности помогает оценить потенциальную способность предприятия расплачиваться по текущим обязательствам за счет имеющихся оборотных активов.
А оборотные активы включают в себя приобретенные сырье и материалы, незавершенная продукция, хранящаяся на складе и ожидающая отгрузки готовая продукция, а также дебиторская задолженность покупателей. Снижение коэффициента ликвидности говорит о снижении возможностей предприятия в погашении обязательств. В этом случае необходимо найти причины и пути их исправления.
В чем же основные причины неликвидности предприятия? Наверняка, если покопаться, то можно найти в предприятиях излишне приобретенные материалы, не используемые в предприятии. Или, например, в предприятии денег недостаточно, но оно за счет средств капитальных вложений производит еще один участок деятельности. При этом в предприятии на это не хватает средств. Капитальные затраты, превышающие прибыль предприятия, потребуют привлечения дополнительных заемных средств. А это приведет обязательно к снижению показателей ликвидности. Почему в предприятии высокая кредиторская задолженность? Проанализируйте! Быть может, главный бухгалтер по забывчивости просто не вовремя заплатил налоги или оплатил счета?
Еще одна причина снижения коэффициента ликвидности - это финансирование затрат на приобретение основных средств. Правила финансового менеджмента в этом случае таковы: долгосрочные кредиты должны привлекаться на финансирование только капитальных затрат, а краткосрочные - привлекаться на финансирование оборотного капитала. Но ведь строить, модернизировать, перевооружать нужно практически всем предприятиям, а долгосрочное кредитование при этом выдается не каждому. Поэтому приходится искать другой выход и привлекать краткосрочные кредиты на финансирование капитальных затрат. И вот в этом случае вам придется наблюдать снижение показателей ликвидности. Делаем вывод, что в большинстве случаев причиной снижения коэффициента ликвидности предприятия является то, что оно недостаточно получило прибыли, либо потратило на свою текущую деятельность больше, чем заработало;
3) недостаточное удовлетворение интересов собственника.
Эта проблема связана с "низкой рентабельностью собственного капитала". Это означает, что собственник получает доходы, значительно меньшие вложенных средств. А следствием такой ситуации может быть и недовольство менеджментом предприятия и желание выйти из компании. О снижающейся отдаче на вложенный в компанию капитал скажет снижение показателей рентабельности.
Другим очень весомым показателем финансовой независимости предприятия является рентабельность всего капитала.
Анализы показателей рентабельности и финансовой независимости практически одинаковы.
Коэффициент рентабельности всего капитала определяется отношением полученной за период чистой прибыли к итогу баланса. Он свидетельствует о способности предприятия зарабатывать дополнительные деньги и таким образом наращивать свой капитал.
В терминологии финансового анализа рентабельность предприятия определяется прибыльностью деятельности и оборачиваемостью активов.
Рентабельность предприятия напрямую зависит от полученной прибыли. При этом большую роль играет величина оборотных активов. Простой пример этому: предприятие приобрело материалы под выпуск определенной продукции. И чем дольше эти материалы лежат на складе без движения, тем дольше срок изготовления продукции, а значит и ее реализации. Поступая так, мы сами затягиваем процедуру получения доходов.
Еще один основной показатель, характеризующий финансовую устойчивость, - это коэффициент автономии. Он означает отношение собственного капитала к заемным средствам.
Посчитать его можно по итогам разделов баланса. Для этого итог раздела III баланса делится на сумму итогов раздела IV и V этого же баланса.
И если идет снижение показателя, то это означает опережающий рост заемных средств по отношению к росту собственного капитала предприятия, то есть прибыли. Проанализируйте, почему приходится все больше привлекать заемные средства? Что у вас в предприятии: малая прибыль, а может, у вас и вовсе убыток? А может, вы просто живете не по средствам и перебираете с капитальными вложениями, или попросту пустили на самотек рост своего оборотного капитала?
При этом определить, что вы плохо живете, мало зарабатываете, неправильно тратите - не значит, что вы провели правильный полноценный анализ. Здесь необходимо определить причины ухудшения состояния и их устранить.
Давайте остановимся на определении недостаточности прибыли. Она определяется коэффициентом прибыльности продаж, который определяется как отношение прибыли к выручке от реализации. Что нужно сделать для того, чтобы прибыль не зависела только от объемов реализации и цен? Это прежде всего то, чтобы ваша продукция была всегда востребована покупателями. А это значит, чтобы ваш отдел маркетинга был очень активным в своей работе и умел продвигать свой товар. Он должен постоянно искать клиентов, участвовать в выставках продукции, высоко и качественно рекламировать свою продукцию.
И если все же получится так, что по прогнозам спрос на ваши товары пойдет на снижение, следует искать пути выпуска новой продукции или сокращать производственные фонды предприятия. Но ведь выпуск новой продукции повлечет за собой опять же привлечение нового оборудования, а значит, у вас опять будут траты денежных средств.
А вот сокращение масштабов производственных фондов позволит увеличить прибыль за счет сокращения постоянных затрат. К этим затратам можно отнести сокращения затрат на содержание и ремонт оборудования, зданий, сооружений.
Еще немаловажной причиной снижения прибыли является закупка материалов, продукции по завышенным ценам поставщиков. Каждому предприятию просто необходимо а таких случаях искать поставщиков продукции по более низким, доступным для него ценам.
Но ведь предприятие и само может быть причиной больших затрат, таких, как топливо, электроэнергия, потребление воды. Если эти расходы взять под жесткий контроль, можно добиться значительного снижения затрат. Это касается в основном больших предприятий, но и небольшим надо следить за данными расходами. Ведь копейка рубль бережет!
И все же некоторые предприятия в целях снижения затрат предприятия должны прибегнуть к снижению производственных мощностей, т.е. к сокращению части своего предприятия. В первую очередь необходимо будет сократить нерентабельные участки производства, ведь затраты на содержание их велики и не окупаются. Не обойдется здесь без сокращения штата работников. В настоящее время с целью сокращения своих затрат многие предприятия продают свои вспомогательные производства.
Но в предприятиях есть и расходы непроизводственного значения. К ним относятся штрафы, пени, расходы на культмассовые работы, услуги банков. Сокращение и таких видов затрат приведет предприятие к получению дополнительной прибыли за счет снижения затрат.
А вот как влияют на прибыль оборотные активы.
Любой руководитель стремиться обеспечить предприятие запасами сырья и материалов.
Иногда закупка их приобретает большие масштабы. При этом материалы приобретаются не на один год. А стоит ли так делать?
Наш совет - нет. Приобретайте сырье и материалы лишь под выпуск планируемой продукции, и у вас не будет залежалых товаров, которые со временем еще и устаревают.
При этом сократятся оборотные активы и улучшится финансовое состояние предприятия.
Приведя планы производства продукции в соответствие с объемом реализации, предприятие сможет избежать закупки излишних запасов и затоваривания склада готовой продукции. Следовательно, сократятся оборотные активы и улучшится состояние предприятия.
И, конечно же, нельзя забывать о дебиторской задолженности. Ваши усилия как главного бухгалтера по снижению задолженности дебиторов не останутся не отмеченными в предприятии.
Улучшить финансовое состояние предприятия можно, либо зарабатывая больше, либо разумно тратя заработанное. Но нельзя до бесконечности снижать оборотные активы, всему приходит конец. Мощность производства должна окупаться. Добиваясь отсрочки платежей или взятие кредита - это все временные меры по сокращению расходов. Все равно придет время, и придется за все платить. И если предприятие все же откажется от строительства, модернизации или перевооружения, финансовое положение улучшится. Но в конце концов предприятие может капитальные вложения снизить до нуля, и возможность улучшения финансового состояния приостановится.
Руководитель предприятия вместе с главным бухгалтером должны точно оценить ту или иную сложившуюся ситуацию и выбрать наиболее эффективное решение возникшей проблемы. Что вы должны сделать?
Прежде всего, произвести оценку текущего состояния предприятия. Проанализировать его изменения с прошлыми периодами.
Далее определить причины, которые привели предприятие к ухудшению финансового состояния.
А после этого необходимо разработать программу действий на будущее.
Одними из источников образования финансовых ресурсов являются прибыль предприятия, амортизационные отчисления, кредиты и займы. Но рассчитывать на большие кредиты и займы в современных условиях не приходится, а амортизация строго начисляется по нормам государства. А потому только прибыль, зависящая только от эффективности работы, является хорошим источником финансовых ресурсов. Прибыль - это такой источник, которым вы легко можете управлять. Например, с целью ее повышения увеличить выпуск продукции или снизить расходы на их изготовление.
Прибыль от продажи товаров зависит: от цены товара, количества проданных за отчетный период товара, себестоимость реализованной продукции.
И если повысить цену, прибыль возрастет, если увеличить количество, прибыль также возрастет. А вот если повысить себестоимость реализованных товаров, то прибыль от реализации продукции снизится.
Непосредственно прибылью управлять невозможно, да это и понятно. И для того чтобы выяснить, какие же показатели будут больше влиять на величину прибыли, предприятию придется произвести дополнительные расчеты. А после решить, что же лучше сделать: увеличить выпуск продукции, увеличить цену или снизить себестоимость. Это поможет вам сделать анализ прибыльности предприятия.
Анализ прибыльности характеризует результаты деятельности предприятий. Он подводит итоги их работы, которые, в свою очередь, представляют собой основу их существования и являются важными определяющими факторами прибыли и платежеспособности. Анализ прибыльности предприятия производится с помощью данных отчета о прибылях и убытках. И, конечно же, одной из наиболее важных аналитических его целей является измерение и прогнозирование будущего дохода. А доход является очень важным фактором. Он определяет стоимость ценных бумаг, а также является источником выплаты процентов и основной суммы долга.
Анализ прибыльности включает в себя:
1) анализ валовой прибыли;
2) анализ себестоимости реализованной продукции;
3) анализ дискреционных затрат;
4) анализ финансовых результатов.
Анализ коэффициентов прибыльности, %.
Коэффициент прибыльности валовой продукции от реализованной продукции определяется следующим образом. Берется выручка предприятия за минусом себестоимости реализованной продукции и делится на выручку от реализации.
Коэффициент дохода от основной деятельности к чистому доходу определяется так. Берется прибыль до налогообложения с расходами по выплате процентов и делится на выручку от реализации.
Анализ финансовых результатов включает в себя расчет коэффициентов издержек и чистой прибыли.
Коэффициент издержек считается так: себестоимость реализованной продукции складывается с прочими расходами предприятия. Затем все это делится на выручку от реализации. Он определяет соотношение между всеми эксплуатационными издержками и чистым объемом продаж. Снизить коэффициент издержек можно путем снижения административных расходов, расходов по процентам и других прочих расходов.
Коэффициент чистой прибыли определяется отношением чистой прибыли к выручке от реализации. Он представляет собой долю общей выручки, приходящейся на чистую прибыль.
Т.С. Фролова
"Горячая линия бухгалтера", N 23-24, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Горячая линия бухгалтера"
Учредитель ООО "Журнал "Горячая линия бухгалтера".
Регистрационное свидетельство ПИ N 77-15376 от 12 мая 2003 г.
Выдано Комитетом Российской Федерации по печати.