Бонус радует всех
В статье Я.В. Соколов, д.э.н., профессор, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, анализирует сложную природу такого распространенного явления как бонус.
Бонус - слово старинное латинское и буквально значит хороший. В широком смысле оно означает выгоды от бизнеса. Например, кто-то говорит: "Я регулярно читаю журнал "БУХ.1С" и получаю большие бонусы". Конечно, можно было бы сказать выгоды, и это правильно, но все-таки, вводя "импортное" слово, мы придаем сказанному несколько иной и более точный оттенок.
Правильный смысл
В узком, принятом практикой, смысле бонус означает скидку с цены, предоставленную продавцом покупателю при наступлении некоторых условий, предусмотренных в договоре. Эта скидка может предоставляться в зависимости от выполнения обстоятельств закупки:
1) при досрочной оплате товаров. Если покупатель, скажем, должен оплатить товары в течение 10 дней с момента их получения, то он платит полную оговоренную цену. Но если он оплатит эту же партию раньше 10 дней, сумма платежа будет уменьшена на X % (например, на 2%). Это скидка на время;
2) при закупке товаров в объеме свыше Y кг покупатель платит меньше, поскольку продавец предоставляет скидку с цены уже поставленного товара. Это скидка на вес;
3) при покупке товаров в объеме свыше Z руб. покупатель платит меньше. Это тот же случай (2), но это скидка со стоимости.
Все эти скидки называются бонусами. Их особенность в том, что они доставляют радость всем: продавцам, покупателям и населению. И самое главное: чем больше будет бонусов, тем ниже будут цены.
Это, казалось бы, очевидное правило нуждается в уточнении, суть которого в том, что конечная цена создается конечными покупателями, то есть людьми. Они покупают и потребляют. Все остальные - посредники. Ведь если продавец установит максимально возможную цену, которую он надеется получить, а цена окажется запредельной, он просто не сможет продавать свои товары. В лучшем случае они превратятся в малоликвидные ценности, в худшем - потеряют качество. Поэтому продавец всегда пасует перед покупателем и вынужден "укорачивать" свои амбиции.
Поэтому бонусы - это вынужденные уступки продавцов своим покупателям, желание первых соблазнить последних и поставить в трудное положение конкурентов.
Отсюда три очень важных вывода.
1. Если покупатель платит досрочно, он получает возможность погасить свои обязательства в меньшем объеме, чем предполагалось. Но и для продавца бонус (1) прямая выгода: он раньше получает наличные средства и может их эффективно использовать в своем обороте.
2. Бонусы (2) и (3) позволяют стимулировать покупателя получить больше товаров.
3. Конечный покупатель, население, выигрывает больше всех, так как система бонусов создает условия для снижения цен.
Бонус: как это понимать
Бонус связан с неопределенностью.
С одной стороны, это - скидка, ибо покупатель не сразу, но спустя некоторое время, платит за товары меньше, чем предполагалось, и соответственно, себестоимость товарного запаса и реализованных ценностей будет ниже, а прибыль больше.
С другой стороны, товары оцениваются так, как это имеет место в жизни, то есть как указано в сопроводительных документах, а бонус следует понимать не как скидку с цены, а как премию, которую продавец предоставляет покупателю.
Эти разные трактовки существенно меняют концепцию бухгалтерских записей. В первом случае необходимо сторнировать ранее сделанные записи, уменьшая как оприходование товаров, так и их списание. Отсюда возникает необходимость выявления иной суммы прибыли и другой, более высокой, величины налогооблагаемой прибыли.
Теоретически этот вариант кажется безукоризненным, но практически он очень неудобен: между моментом регистрации возникающих фактов и образования прав на бонус проходит, как правило, достаточно много времени. Очень часто эти два события лежат в разных отчетных периодах, и корректировать старые записи и трудоемко и бессмысленно.
Во-первых, время уже прошло. Во-вторых, уменьшение оценки оборотов по счету "Товары" приведет к искажению обязательств материально ответственных лиц и, автоматически, расчетов по НДС.
И, в-третьих, выявление большей прибыли потребует пересчета налогооблагаемых сумм и средств, выплачиваемых на дивиденды.
В этом отношении второй вариант существенно лучше и проще, если не считать того, что он, конечно, искажает реальное отражение хозяйственных процессов, превращая скидку в премию и сдвигая финансовые результаты прошлых периодов в будущие.
На самом деле, фактическая себестоимость как поступивших, так и проданных товаров окажется выше реальной, а прибыль - приуменьшена. И все эти сознательные ошибки не только не будут исправляться, но, напротив, повлекут постоянное цепное искажение всей отчетности из квартала в квартал, из года в год.
Я.В. Соколов,
д.э.н., профессор, член Методологического
совета по бухгалтерскому учету при Минфине России
"БУХ.1С", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667