г.Москва |
|
19 февраля 2013 г. |
Дело N А40-109350/12-119-1034 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: Яковлева Л.Г., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола помощником судьи Степкиным М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу
Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2012
по делу N А40-109350/12-119-1034, принятое судьей Быковой Ю.Л.,
по заявлению ООО "Юлизим" (ОГРН 1027700043139, 107113, Москва, ул.1-я Рыбинская, д.3, стр.1)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, Москва, ул.Бахрушина, д.20)
о признании недействительным решения от 25.06.2012 об отказе в оформлении в собственность земельного участка,
при участии:
от заявителя: Бондарь Ю.В. по доверенности от 07.11.2012; Пудов Д.Е. по доверенности от 27.07.2012;
от ответчика: Липский А.А. по доверенности от 24.12.2012, уд. 445;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Юлизим" (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее Департамент, ответчик) о признании незаконным решения от 25.06.2012 N 33-5-8064/12-(0)-1 об отказе в оформлении в собственность земельного с кадастровым номером 77:03:003001:20 площадью 9885 кв.м. с адресным ориентиром: г.Москва, ул.Рыбинская, вл.3 и обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка при условии оплаты выкупной цены земельного участка в размере 20 процентов от кадастровой стоимости участка.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
При этом суд пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
По мнению суда, заявитель представил в Департамент полный комплект документов, необходимых для разрешения вопроса о предоставлении в собственность земельного участка и подтверждающий исключительное право заявителя на его выкуп.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы- отказать.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела, Общество является собственником нежилых зданий, расположенных по адресу: г.Москва, ул. 1-ая Рыбинская, д.3, стр.1 и 2 площадью 10464,5 кв.м. и 294 кв.м. соответственно, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
Указанные здания расположены на земельном участке, имеющем адресные ориентиры: г.Москва, ул.1-ая Рыбинская, вл.3 (земельный участок), общей площадью 9885 кв.м, кадастровый номер 77:03:0003001:20.
24.05.2012 Общество обратилось в службу "Одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, приложив соответствующий пакет документов, подтверждающих наличие у Общества исключительного права на приватизацию (выкуп) земельного участка.
Письмом от 25.06.2012 N 33-5-8064/12-(0)-1 Департамент отказал в оформлении договора купли-продажи земельного участка по причине несоответствия разрешенного вида использования земельного участка и наличия пяти пристроек к строению 1, обладающих признаками самовольного строительства.
Иные основания для отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка в письме Департамента от 25.06.2012 N 33-5-8064/12-(0)-1 отсутствуют.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В силу ст.198 АПК РФ, ст.13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю, а также является уполномоченным органом по заключению договоров аренды и купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом граждане и юридические лица- собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул.1-ая Рыбинская, вл.3 (земельный участок), общей площадью 9885 кв.м, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 77:03:0003001:20.
На данном участке расположены принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимого имущества.
В силу ст.36 Земельного кодекса РФ Обществу предоставлено исключительное право на приватизацию (выкуп) земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003001:20, как собственнику расположенных на нем зданий.
Согласно п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок собственники зданий, строений, сооружений обращаются с заявлением в соответствующий исполнительный орган государственной власти с приложением кадастровой карты (плана) земельного участка и иных необходимых документов.
Порядок обращения, а также перечень документов, прилагаемых к соответствующему заявлению, определены Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
В соответствии с п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из указанных норм права, несоответствие назначения объекта виду разрешенного использования земельного участка не предусмотрено в качестве оснований для отказа на приватизацию (выкуп) земельного участка собственнику объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке
Таким образом, довод ответчика о необходимости приведения в соответствие сведений о разрешенном использовании в представленном кадастровом паспорте земельного участка (административные цели) и назначения строения (производственные цели), нельзя признать обоснованным.
Как достоверно установленном судом первой инстанции, Департаменту были представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие у заявителя исключительного права на приватизацию (выкуп) земельного участка, в связи с чем, у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа.
Кроме того, согласно письму ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное ТБТИ" от 14.09.2012 г. N 15/12510 выявленные ответчиком пристройки являются холодными тамбурами к зданию, расположенному по адресу: г. Москва, ул. 1-я Рыбинская, д. 3, стр. 1 и не подлежат учету в общей площади здания, сведения о самовольно возведенных тамбурах и пристройках к зданию по состоянию на 15.08.2012 отсутствуют.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, ответчиком не доказано наличие на спорном земельном участке строений, обладающих признаками самовольных построек, наличие которых может являться препятствием для реализации права Общества на приобретение спорного земельного участка в собственность.
Учитывая, что спорный земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения или запреты приватизации земельного участка отсутствовали, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Департамента не имелось законных оснований для отказа в предоставлении в собственность заявителю земельного участка.
Ссылка в жалобе на несоответствие площади земельного участка испрашиваемого Обществом положениям ст.33 ЗК РФ, в данном случае, признается коллегией необоснованной.
Как следует из материалов дела, в том числе из плана земельного участка, на данном участке в разных его местах находится несколько зданий, принадлежащих Обществу, сам земельный участок огорожен забором от смежных землепользователей, что свидетельствует об обоснованности размера данного участка. Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, данный довод ответчиком в отказе не упоминался.
Доказательств обратного Департаментом в нарушение положений ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ не представлено.
Согласно ч.1 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
С учетом изложенного, право заявителя на приобретение земельного участка в собственность признается нарушенным.
Принимая во внимание сказанное, суд первой инстанции обоснованно указал в оспариваемом решении о наличии условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд также поддерживает определенный судом первой инстанции способ устранения нарушенных прав заявителя, поскольку он соответствует ч.5 ст.201 АПК РФ и п.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иным толкованием норм права и иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Срок, предусмотренный ч.4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на ответчика, который освобожден от их уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.11.2012 по делу N А40-109350/12-119-1034 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109350/2012
Истец: ООО "Юлизим"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы