Налог на прибыль организаций в 2008 г.
В 2007 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал ряд федеральных законов, вносящих важные изменения в главу 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Данные изменения направлены, в частности, на совершенствование порядка налогообложения дивидендов, стимулирование инновационной деятельности, урегулирование порядка исчисления налоговой базы при приобретении предприятия как имущественного комплекса и при получении ТСЖ средств от своих членов. Существенным образом изменяются также правила налогообложения отдельных операций.
Федеральный закон от 16.05.07 г. N 76-ФЗ
Федеральным законом от 16.05.07 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2008 г., изменен порядок налогообложения дивидендов, включая порядок расчета суммы дивидендов, налог с которых подлежит удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, и ставки налога.
Закон N 76-ФЗ направлен на повышение стабильности инвестиций в экономику Российской Федерации и укрепление международной конкурентоспособности налоговой системы Российской Федерации в части стимулирования размещения холдинговых компаний в Российской Федерации, а также снижение мотивации использования трансфертного ценообразования с целью минимизации налогов внутри Российской Федерации.
Законом N 76-ФЗ устанавливается пониженная ставка в размере 15% по налогу на доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций. В 2007 г. соответствующие доходы облагались по ставке 30%.
Доходы в виде дивидендов, полученные российскими организациями от иностранных организаций, в 2008 г. будут облагаться налогом по ставке 9% (вместо 15%), за исключением организаций, которые вправе уплачивать налог по ставке 0%.
Закон N 76-ФЗ установил для соответствующей категории налогоплательщиков исключение из общего режима налогообложения дивидендов. Предусмотрено, в частности, введение ставки налога на прибыль организаций в размере 0% в отношении дивидендов, получаемых российскими организациями от стратегического участия в деятельности своих дочерних обществ.
Устанавливаются также соответствующий механизм реализации указанного положения законодательства и меры противодействия использованию этого механизма недобросовестными налогоплательщиками в целях минимизации либо избежания налогообложения. В этих целях вводятся критерии минимального размера участия в деятельности выплачивающей дивиденды организации, что позволяет определить преобладающий характер такого участия и тем самым ограничить круг налогоплательщиков реально интегрированными организациями.
Право на применение ставки налога на прибыль организаций в размере 0% получают лишь те организации, которые на день принятия решения о выплате дивидендов в течение не менее 365 дней непрерывно владеют на праве собственности не менее чем 50%-ным вкладом (долей) участия в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы дивидендов. При этом стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, должна превышать 500 млн руб.
В случае если выплачивающей дивиденды организацией является иностранная организация, помимо критериев, позволяющих выявить преобладающий характер участия, установлены ограничения исходя из критериев соотношения ставки налогообложения доходов в соответствующем иностранном государстве и ставки налога на прибыль организаций в Российской Федерации, что позволяет исключить возможность использования для данных целей оффшорных компаний. Так, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, то налоговая ставка 0% применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны).
Для подтверждения права на применение налоговой ставки в размере 0% налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов, а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующего права. Примерный перечень таких документов представлен в п. 3 ст. 1 Закона N 76-ФЗ: в частности, договоры купли-продажи (мены), решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения, решения о реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования, ликвидационные (разделительные) балансы, передаточные акты, свидетельства о государственной регистрации организации, планы приватизации, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты эмиссии, судебные решения, уставы, учредительные договоры (решения об учреждении) или их аналоги, выписки из лицевого счета (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников), выписки по счету (счетам) "депо" и иные документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов, а также сведения о стоимости приобретения (получения) соответствующих прав. Указанные документы или их копии, если они составлены на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.
Закон N 76-ФЗ изменил порядок расчета суммы налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика -получателя дивидендов. Согласно п. 2 ст. 1 Закона N 76-ФЗ если источником дохода налогоплательщика является российская организация, то указанная организация признается налоговым агентом.
Сумма налога, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, исчисляется налоговым агентом по следующей формуле:
Н= К х Сн х (д - Д),
где Н - сумма налога, подлежащего удержанию;
К - отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика - получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению налоговым агентом;
Сн - ответствующая налоговая ставка, установленная п.п. 1 и 2 п. 3 ст. 284 или п. 4 ст. 224 НК РФ;
д - общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех налогоплательщиков - получателей дивидендов;
Д - общая сумма дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде (за исключением дивидендов, указанных в п.п. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) к моменту распределения дивидендов в пользу налогоплательщиков - получателей дивидендов, при условии, если данные суммы дивидендов ранее не учитывались при определении налоговой базы, определяемой в отношении доходов, полученных налоговым агентом в виде дивидендов.
Законом N 76-ФЗ установлено, что, в случае если значение Н составляет отрицательную величину, обязанности по уплате налога не возникает и возмещение из бюджета не производится.
Федеральный закон от 19.07.07 г. N 195-ФЗ
Федеральный закон от 19.07.07 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" внес изменения в ряд глав НК РФ.
С точки зрения направленности стимулирующих воздействий на инновационную деятельность внесенные в законодательство изменения можно разделить на следующие направления:
снижение налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта;
создание стимулов для расширения спроса на научные исследования;
создание стимулов для инвестирования в науку и инновационную сферу;
стимулирование малых инновационных и научных организаций.
В целях стимулирования инновационной деятельности Законом N 195-ФЗ внесены изменения в главы 21 "Налог на добавленную стоимость", 25 "Налог на прибыль организаций" и 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.
Указанным Законом предусмотрены следующие меры, направленные на стимулирование инновационной деятельности:
1) увеличение в 3 раза (до 1,5%) норматива учитываемых при налогообложении прибыли расходов налогоплательщиков на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (в 2007 г. такой норматив составлял 0,5% доходов, что было явно недостаточно);
2) расширение перечня научных фондов, полученные из которых в рамках целевого финансирования средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций; при этом перечень таких фондов должен устанавливаться Правительством Российской Федерации;
3) расширение перечня расходов, которые налогоплательщики, осуществляющие инновационную деятельность и применяющие упрощенную систему налогообложения, могут принимать в уменьшение доходов, имея в виду расходы на патентование и расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
4) применение в отношении основных средств организаций, используемых для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации специального коэффициента не выше 3;
5) введение льготы по НДС в виде освобождения от обложения налогом услуг по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, а также расширение существующей льготы по освобождению от данного налога выполнения организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых видов продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.
Рассмотренные положения Закона N 195-ФЗ вступают в силу с 1 января 2008 г.
Федеральный закон от 24.07.07 г. N 216-ФЗ
Федеральный закон от 24.07.07 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (с изм. от 29.11.07 г.) урегулировал порядок формирования налоговой базы при получении товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ) средств от своих членов, порядок признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса, уточнил порядок признания расходов по договорам на страхование жизни, заключаемых организациями в пользу своих работников, а также внес уточняющие изменения в ряд статей главы 25 НК РФ.
Так, в соответствии с п.п. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (в ред., действовавшей в 2007 г.) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывались доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации. В отношении пеней и штрафов указанное положение НК РФ вступило в силу с 1 января 2007 г. и распространялось на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. (ст. 2 Закона от 27.07.06 г. N 144-ФЗ). Однако норма п.п. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространялась на доходы в виде списанной задолженности по пеням и штрафам перед внебюджетными фондами. Такие доходы учитывались в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.
Законом N 216-ФЗ п.п. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой действие указанного подпункта распространено и на доходы в виде списанной задолженности по пеням и штрафам перед государственными внебюджетными фондами.
Установлено также, что действие новой нормы НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Сказанное означает, что при составлении в 2008 г. налоговой декларации за 2007 г. организация вправе не учитывать данные доходы. После 1 января 2008 г. организация сможет подать уточненные декларации за 2005 и 2006 гг., исключив в них из состава внереализационных доходов списанную задолженность перед внебюджетными фондами.
Закон N 216-ФЗ урегулировал порядок формирования налоговой базы при получении ТСЖ средств от своих членов. В частности, ранее законодательно в налоговом аспекте не была решена проблема с возможностью создания ТСЖ резерва на проведение текущего и капитального ремонта, поскольку ТСЖ не является собственником жилого дома, а всего лишь управляет им.
Для решения этой проблемы в соответствии с п.п. "б" п. 25 ст. 1 Закона N 216-ФЗ п.п. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами. Внесение данных изменений в ст. 251 НК РФ позволит решить проблему налогообложения средств, аккумулируемых ТСЖ, не только в отношении ТСЖ, применяющих общий режим налогообложения, но и ТСЖ, применяющих упрощенную систему налогообложения, поскольку в целях единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходы формируются с учетом положений ст. 251 НК РФ. Рассматриваемые положения НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. При этом налогоплательщики имеют право учесть их уже при составлении годовой налоговой декларации за 2007 г.
Что касается других обязательных платежей, получаемых ТСЖ от своих членов (кроме вступительных и членских взносов), в соответствии с общеустановленным порядком они включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом такие, например, платежи, как плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п., одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ принимаются к вычету в составе расходов, поскольку должны быть перечислены соответствующим организациям, оказывающим данные услуги, и тем самым под налогообложение не подпадают.
В соответствии с Законом N 216-ФЗ п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен новым п.п. 3.1, в соответствии с которым в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих налоговому вычету у принимающей организации в соответствии с главой 21 НК РФ при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов. Введенная норма применяется в корреляции с положениями ст. 170, 171 и 277 НК РФ. Так, согласно п. 3 ст. 170 НК РФ при передаче имущества (нематериальных активов, имущественных прав) в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ (а также в качестве паевых взносов в паевые фонды кооперативов) передающая сторона обязана восстановить суммы "входного" НДС по данному имуществу. Учредитель или пайщик (передающая сторона) не вправе учесть восстановленный НДС в расходах, поскольку ст. 170 НК РФ это не предусмотрено. При этом принимающая сторона, как это сказано в п. 11 ст. 171 НК РФ, вправе принять данные суммы налога к вычету. Таким образом, по мнению многих экспертов, у получателя имущественного вклада, принимающего восстановленный НДС к вычету, появляется экономическая выгода, которая в соответствии с внесенными поправками в целях налогообложения прибыли не учитывается.
Новая норма НК РФ применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2008 г.
Закон N 216-ФЗ внес изменения в п. 16 ст. 255 НК РФ, которые направлены на расширение перечня расходов работодателей на страхование работников за счет более полного учета в налоговых правоотношениях различных видов договоров страхования и их условий, увеличения лимитов совокупной суммы страховых платежей работодателей по договорам страхования в пользу работников, принимаемых в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В частности, установлено, что при отнесении в состав расходов сумм платежей работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим выплаты в случае смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, не учитывается фактор наступления указанных страховых случаев только в связи с исполнением работником трудовых обязанностей, как это было установлено в 2007 г. Такие расходы будут учитываться в размере, не превышающем 15 000 руб. в год. При этом данный показатель рассчитывается как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных лиц.
В 2007 г. указанные расходы учитывались в целях налогообложения прибыли при условии, что страховые случаи наступили в связи с исполнением застрахованными лицами трудовых обязанностей, а размер принимаемых расходов не мог превышать 10 000 руб. в год на одного застрахованного работника.
Рассмотренная поправка применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2007 г., и, следовательно, налогоплательщик имеет право учесть их уже при составлении годовой налоговой декларации за 2007 г.
Законом N 216-ФЗ предусмотрено установление стоимостной границы объектов, относимых к амортизируемому имуществу в целях налогообложения прибыли, в размере более 20 000 руб., что будет соответствовать величине, применяемой в целях бухгалтерского учета. Для этого поправки внесены в ст. 256 и 257 НК РФ. Следовательно, имущество стоимостью 20 000 руб. и менее не будет считаться амортизируемым в целях налогообложения, а затраты на его приобретение налогоплательщик сможет единовременно признать как материальные расходы на основании п.п. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Данные изменения касаются только основных средств, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2008 г. По амортизируемому имуществу, стоимость которого составляет менее 20 000 руб. и которое эксплуатировалось до указанной даты, следует продолжать начисление амортизации до полного погашения первоначальной стоимости.
С 1 января 2008 г. первоначальная стоимость легковых автомобилей, в отношении которых при начислении налоговой амортизации используется понижающий коэффициент, увеличена с 300 000 руб. до 600 000 руб., а пассажирских микроавтобусов - с 400 000 руб. до 800 000 руб. Такие изменения внесены в п. 9 ст. 259 НК РФ. Новые правила применяются к транспортным средствам, введенным в эксплуатацию после 1 января 2008 г.
С 2008 г. затраты на капитальные вложения, единовременно включаемые в состав расходов согласно п. 1.1 ст. 259 НК РФ (так называемая амортизационная премия), признаются косвенными расходами. Соответствующие поправки внесены в п. 3 ст. 272 НК РФ.
Техническая поправка внесена Законом N 216-ФЗ в п.п. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ.
В 2007 г. в соответствии с указанным подпунктом в состав внереализационных расходов налогоплательщика, учитываемых в целях налогообложения прибыли, включались, в частности, обоснованные затраты в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.
До внесения изменений расходом признавалась только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц), и первоначальной доходности, установленной эмитентом (ссудодателем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической. Вместе с тем в соответствии с ГК РФ договор ссуды, одной из сторон которого является ссудодатель, является договором безвозмездного пользования, при котором проценты за пользование ссудой не выплачиваются. Право на получение процентов предусмотрено по договору займа.
Принимая во внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, Законом N 216-ФЗ внесено уточняющее изменение в ст. 265 НК РФ, связанное с приведением терминологии НК РФ в соответствие с терминологией ГК РФ и предусматривающее замену слова "ссудодателем" на слово "заимодавцем".
Закон N 216-ФЗ дополнил главу 25 НК РФ новой ст. 268.1, регулирующей порядок признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса. Предусмотрено, в частности, что в целях налогообложения прибыли разница между ценой приобретения предприятия как имущественного комплекса и стоимостью чистых активов предприятия как имущественного комплекса (активы за вычетом обязательств) признается расходом (доходом) налогоплательщика в особом, установленном ст. 268.1 НК РФ, порядке.
Величину превышения цены покупки предприятия как имущественного комплекса над стоимостью его чистых активов следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод.
Величину превышения стоимости чистых активов предприятия как имущественного комплекса над ценой его покупки следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и др.
Сумма уплачиваемой надбавки (получаемой скидки) при приобретении предприятия как имущественного комплекса определяется как разница между ценой покупки и стоимостью чистых активов предприятия как имущественного комплекса, определяемой по передаточному акту.
При приобретении предприятия как имущественного комплекса в порядке приватизации на аукционе или по конкурсу величина уплачиваемой покупателем надбавки (получаемой скидки) определяется как разница между ценой покупки и оценочной (начальной) стоимостью предприятия как имущественного комплекса.
Сумма уплачиваемой покупателем надбавки (получаемой скидки) учитывается в целях налогообложения в следующем порядке:
надбавка, уплачиваемая покупателем предприятия как имущественного комплекса, признается расходом равномерно в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие как имущественный комплекс;
скидка, получаемая покупателем предприятия как имущественного комплекса, признается доходом в том месяце, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс.
Убыток, полученный продавцом от реализации предприятия как имущественного комплекса, признается расходом, учитываемым в целях налогообложения в порядке, установленном ст. 283 НК РФ.
В целях главы 25 НК РФ расходами покупателя на приобретение в составе предприятия как имущественного комплекса активов и имущественных прав признается их стоимость, определяемая по передаточному акту.
Данные положения НК РФ вступили в силу с 1 января 2008 г.
Законом N 216-ФЗ п. 2 ст. 292 НК РФ дополнен новыми положениями, корректирующими правила формирования резервов банков в налоговом учете. В частности, указано, что данный резерв должен использоваться банком при списании с баланса безнадежной задолженности по ссудам.
В новой редакции п. 4 ст. 324.1 НК РФ подробно прописан порядок уточнения резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работников. В налоговом учете размер резерва уточняется исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и отчислений ЕСН. Если по итогам инвентаризации уточненная сумма резерва на конец года превысит фактический остаток неиспользованного резерва, то сумма превышения будет включаться в состав расходов на оплату труда. Если на последнее число налогового периода уточненный резерв меньше фактического остатка резерва, то отрицательная разница учитывается в составе внереализационных доходов.
Налогоплательщик, имеющий несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе выбрать одно обособленное подразделение, через которое он будет уплачивать налог на прибыль в бюджет данного субъекта Российской Федерации. В прежней редакции в п. 2 ст. 288 НК РФ, устанавливающей такие правила, не был оговорен срок для подачи налогоплательщиком уведомлений о выборе ответственного обособленного подразделения. С 2008 г. указанное уведомление следует подавать в налоговые органы до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Если организация решила перейти на новый порядок уплаты налога с 2008 г., то об этом было целесообразно до 31 декабря 2007 г. сообщить в налоговые органы.
С 1 января 2008 г. ст. 311 НК РФ дополнена п. 4. Указанная статья касается российских организаций, извлекающих доходы от источников в иностранных государствах. С 2008 г. авансовые платежи и налог на прибыль с таких доходов российских организаций уплачиваются по месту нахождения головной организации. В тот же налоговый орган представляются расчеты по налогу на прибыль и налоговые декларации.
Законом N 216-ФЗ (в ред. от 29.11.07 г.) внесены изменения в ст. 2.1 Федерального закона от 6.08.01 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Установлено, в частности, что с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2015 г. под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ.
Таким образом, с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2015 г. в целях налога на прибыль организаций сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ими продукции.
Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Уточняющие поправки внесены также и в некоторые другие статьи главы 25 НК РФ.
Л. Полежарова,
заместитель начальника Отдела налогообложения
прибыли (дохода) организаций Минфина России, к.э.н.
"Финансовая газета", N 3, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71