г. Москва |
|
25 февраля 2013 г. |
Дело N А40-105534/12-152-620 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
судей: |
Бекетовой И.В. |
|
Свиридова В.А. |
при ведении протокола помощником судьи Бахтиаровой Н.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2012
по делу N А40-105534/12-152-620, принятое судьей Семушкиной В.Н.,
по заявлению ФГУП "Почта России"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Ликурцев А.Н. по дов. от 22.01.2013
от ответчика: Поляков Д.А. по дов. от 09.01.2013
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2012 ФГУП "Почта России" (далее - Почта России) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области (далее - Управление Роскомнадзора) по делу об административном правонарушении от 20.07.2012 N 01-1-42-02-4-12-144.
Почта России не согласилась с решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу Управлением Роскомнадзора не представлен.
В судебном заседании представитель Почты России доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что вмененное заявителю правонарушение не подпадает под действие ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
Пояснил, что Почтой России не осуществлялись почтовые переводы денежных средств, подлежащие обязательному контролю.
Отметил, что максимальные размеры почтового перевода денежных средств не превышают 500 000 руб.; ни один из клиентов Почты России не проходил по перечню экстремистов и террористов.
Обращает внимание на то, что в Актах проверки, протоколах и постановлении отсутствуют сведения о том, что были выявлены какие-либо операции, подлежащие обязательному или внутреннему контролю, данные о которых не были представлены в уполномоченный орган.
Утверждает, что предусмотренные законодательством данные в полном объеме были указаны в формах 4-СПД, направленных филиалами в Росфинмониторинг.
Полагает не основанным на материалах дела и выходящим за пределы рассмотрения настоящего административного спора вывод суда о том, что Почтой России не был осуществлен достаточный внутренний контроль за действиями сотрудников.
Представитель Управления Роскомнадзора в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что в действиях заявителя содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
Пояснил, что направляемые в Росфинмониторинг сообщения не содержат необходимых сведений, предусмотренных в утвержденных формах.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании приказов руководителя Управления Роскомнадзора по Москве и Московской области от 25.04.2012 N 0551-нд "О проведении плановой выездной проверки ФГУП "Почта России" (филиал - Управление почтовой связи Московской области)", от 25.04.2012 N 0552-нд "О проведении плановой выездной проверки ФГУП "Почта России" (филиал - Управление Федеральной почтовой связи города Москвы)" и от 18.05.2012 N 0683-нд и N 0684-нд "О продлении срока проведения плановой выездной проверки" в период с 04.05.2012 по 29.06.2012 проведена плановая выездная проверка ФГУП "Почта России" по соблюдению порядка фиксирования и представления информации о денежных операциях, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации контролю, а также организацией ими внутреннего контроля, в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
По результатам плановой выездной проверки были составлены Акты от 29.06.2012 N А-77/02-4/0682, N А-77/02-4/0683 и N А-77/02-4/0684, согласно которым Почтой России были нарушены, в том числе, требования п/п 4 п.1 ст.7 Закона N 115-ФЗ, п.11 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245 (далее - Инструкция).
06.07.2012 Управлением Роскомнадзора по Москве и Московской области в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Почты России, был составлен протокол об административном правонарушении N 01-1-41-12-541, которым ФГУП "Почта России" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, выразившегося в действиях (бездействии), предусмотренных частью 1 ст.15.27 КоАП РФ, повлекших непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставлении сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Постановлением Управления Роскомнадзора по Москве и Московской области от 20.07.2012 по делу об административном правонарушении N 01-1-42-02-4-12-144, вынесенным с участием представителей Почты России по доверенностям, ФГУП "Почта России" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно; административным органом доказан состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
При этом, суд правомерно указал на то, что в соответствии со ст. 5 Закона N 115-ФЗ организации федеральной почтовой связи относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно п/п 4 п.1 ст.7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции перечисленные в данном подпункте сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Пунктом 11 Инструкции предусмотрено, что организация (лицо) при заполнении и формировании электронного формализованного сообщения (СЭД) с использованием автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации в Росфинмониторинг с применением средств криптографической защиты информации (далее - АРМ) или СПД руководствуется Рекомендациями по заполнению реквизитов СЭЛ и формы 4-СПД, приведенными в Приложении N 2 к Инструкции.
В соответствии с ч.2 ст.15.27 КоАП РФ действия (бездействие), повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Исследуя материалы дела, суд первой инстанции правильно установил, что формализованные сообщения формы 4-СПД, направляемые Почтой России в Росфинмониторинг, не содержат сведений о представителе плательщика (юридического лица) и представителе получателя по операциям с денежными средствами, которые подлежат обязательному контролю; в реквизите 228 указаны данные сотрудника предприятия, не являющегося специальным должностным лицом; в реквизитах 230-236 указан адрес места регистрации организации, представляющей сведения в Росфинмониторинг, который не соответствует действительному адресу регистрации; в реквизите 124 не отражается характер операции, особенности ее проведения, действия физических и юридических лиц с денежными средствами.
При этом, реквизиты 228, 230-236 являются обязательными для заполнения.
По-существу, Почтой России фактические обстоятельства, отраженные в актах проверки, не отрицаются, при том, что заявитель не согласен с оценкой этих фактов, как подтверждающих нарушение Почтой России законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Заявитель подчеркивает, что в силу того, что им не осуществлялись почтовые переводы денежных средств, подлежащие обязательному контролю, то он не может быть привлечен к ответственности за непредставление сведений либо за представление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю; а также за непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При этом, Почта России обращает внимание на то, что локальными нормативными актами ФГУП "Почта России" установлены максимальные размеры почтового перевода денежных средств от физического лица физическому лицу - 500 000 рублей; от юридического лица физическому лицу - 250 000 рублей, в то время как под действие Закона N 115-ФЗ подпадают операции, сумма которой (одна операция) равна или превышает 600 000 рублей.
В то же время, административным органом и судом первой инстанции правомерно указано на то, что при проведении контрольно-надзорных мероприятий в рассматриваемом случае государственными инспекторами Роскомнадзора проверялись и анализировались платежные документы, в которых одни и те же плательщики и одни и те же получатели в определенный период времени осуществляли посредством нескольких почтовых переводов денежные операции на общую сумму, превышающую 600 000 рублей, установленную ст.6 Закона N 115-ФЗ.
Таким образом, отсутствие в формализованных сообщениях формы 4-СПД обязательных для отражения сведений, а также внесение в эти сообщения недостоверных данных не позволяет Росфинмониторингу в установленном порядке получать необходимую информацию и осуществлять контроль за соблюдением ФГУП "Почта России" законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Оценивая субъективную сторону вмененного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно отметил, что ФГУП "Почта России" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а именно, не был осуществлен необходимый и достаточный внутренний контроль за действиями сотрудников; в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
С учетом того, что заявителем не представлялась в органы Росфинмониторинга достоверная и необходимая информация, не может быть признан обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что ни один из клиентов проверенных Роскомнадзором филиалов не проходил по перечню экстремистов и террористов.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2012 по делу N А40-105534/12-152-620 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-105534/2012
Истец: ФГУП "Почта России"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и Московской области