г. Москва |
|
27 февраля 2013 г. |
Дело N А40-87599/12-108-118 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.02.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей Е.А. Солоповой, П.А. Порывкина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 28 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2012
по делу N А40-87599/12-108-118, принятое судьей О.Ю. Суставовой
по заявлению ГУП ДЕЗ "Академического района" (ОГРН 1027739906039, 117292,
г. Москва, ул. Кржижановского, д. 8, 2) к ИФНС России N 28 по г. Москве
о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате НДС;
обязании возвратить НДС,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - Мурашева М.Ю.
по дов. N 06-03/032235 от 20.11.2012,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2012 удовлетворено заявление ГУП ДЕЗ "Академического района" (далее - заявитель, предприятие, налогоплательщик) о признании незаконным бездействия ИФНС России N 28 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган), выразившегося в невозврате налога на добавленную стоимость, исчисленного в уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2009 г.; об обязании инспекции возвратить предприятию исчисленный в уточненной налоговой декларации налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 г. в сумме 3 288 276 руб.
Инспекция не согласилась с принятым судом решением, обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе инспекция указывает, что уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2009 г. от предприятия в ее адрес не поступала, в связи с чем камеральная налоговая проверка указанной декларации не может быть проведена.
В судебное заседание представитель предприятия, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не явился. Отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителя налогового органа, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что 26.09.2011 в налоговый орган заявителем представлена уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2009 г., согласно которой сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета за данный налоговый период, составила 3 288 276 руб. Почтовое отправление с уточненной налоговой декларацией получено инспекцией 04.10.2011, что подтверждается отметкой на почтовом уведомлении.
26.09.2011 налогоплательщиком в налоговый орган направлено заявление о возмещении НДС на сумму 12 456 561 руб. (в том числе НДС в размере 3 288 276 руб. за 2 квартал 2009 г.) путем возврата на расчетный счет предприятия (т. 1 л.д. 22).
П. 1 ст. 81 НК РФ налогоплательщику предоставлено право в случае обнаружения в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
П. 7 ст. 101 НК РФ установлено, что по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует, что представление налогоплательщиком налоговой декларации влечет возникновение у налогового органа обязанности провести камеральную налоговую проверку представленной декларации. Обязанность налогового органа по проведению камеральной налоговой проверки налоговой декларации установлена НК РФ и налоговый орган не наделен правом не проводить камеральную налоговую проверку при каких-либо условиях в случаях представления налогоплательщиком налоговой декларации.
П. 2 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Президиум ВАС РФ в постановлении по делу от 17.11.2009 N 10349/09 указал, что в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок налоговый орган обязан осуществлять проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации, в которой заявлена к возмещению сумма налога на добавленную стоимость. Налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности применения заявленных в декларации налоговых вычетов, если в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не обращается к нему с требованием представить документы, подтверждающие их обоснованность.
В течение установленного срока для проведения налоговой проверки представленной заявителем уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2009 г. налоговым органом в адрес заявителя не выставлялось требований о предоставлении документов, не составлялся акт налоговой проверки, не выносилось решений об отказе в возмещении налога или решения о возмещении, иного инспекцией не доказано.
Ст. 176 НК РФ установлено, что после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, предусмотренном ст. 88 НК РФ.
П. 2 ст. 176 НК РФ предусматривает, что налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм НДС в течение семи дней по окончании проверки, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
П. 6 ст. 176 НК РФ предусмотрено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Решение о зачете (возврате) суммы налога в соответствии с п. 7 ст. 176 НК РФ принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога.
Однако на дату рассмотрения спора требования ст.ст. 88, 176 НК РФ налоговым органом не исполнены, акта, решения по итогам камеральной налоговой проверки не вынесено, сумма НДС за 2 квартал 2009 г. заявителю не возмещена.
В апелляционной жалобе инспекция ссылается на ошибку в номере корректировки в уточненной налоговой декларации за 2009 г. (вместо 3/4 указано 3/1).
Данный довод налогового органа судом первой инстанции правомерно отклонен.
Налогоплательщиком при подаче уточненной налоговой декларации за 2009 г. в графе "вид документа" указал номер корректировки 1 вместо 4. Однако ошибочное указание в декларации номера корректировки не является основанием для непроведения камеральной проверки и в связи с этим - основанием для отказа в возмещении НДС.
Заявитель посредством почтового отправления представил в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2009 г., что подтверждается уведомлением о вручении от 04.10.2011 и информацией с сайта Почты России.
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учету налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 81 НК РФ уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
Налогоплательщиком представлены уточненные налоговые декларации по форме КНД 1151001.
Данные декларации подписаны лично руководителем заявителя, действовавшим в период составления уточненной декларации и заверены печатью предприятия.
Согласно п.п. 128, 129 и 132 приказа Минфина России от 18.01.2008 N 9, зарегистрированного в Минюсте России 14.04.2008 за N 11521 "Об утверждении административного регламента Федеральной налоговой службы", налоговая декларация (расчет) может быть представлена в ИФНС России, исполняющую государственную функцию, на бумажном носителе налогоплательщиком (его представителем) лично или в виде почтового отправления с описью вложения, заверенной должностным лицом отделения связи.
Прием налоговых деклараций (расчетов) осуществляют должностные лица структурного подразделения инспекции ФНС России, ответственного за исполнение государственной функции, в обязанности которых входит прием налоговых деклараций (расчетов).
При наличии оснований, предусмотренных п. 133 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением заказным письмом.
Пункты 133 и 134 Административного регламента содержат закрытый перечень оснований отказа в принятии налоговой декларации.
В указанных пунктах в качестве основания к непринятию декларации отсутствует такое основание, как ошибка в номере уточнения или иные ошибки при заполнении декларации.
Положения ст.ст. 80 и 81 НК РФ также указывают на обязанность принятия налоговой декларации и проведения соответствующей камеральной проверки.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в определении от 12.07.2006 N 267-О указал, что при осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.
Налоговый орган не направлял предприятию каких-либо писем или требований с указанием на допущенную налогоплательщиком ошибку.
Сама по себе ошибка в периоде корректировки в соответствии с Административным регламентом и положениями НК РФ не является основанием к возврату декларации.
Довод инспекции в апелляционной жалобе о том, что уточненная налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2009 г. в налоговый орган не поступала, водитель-экспедитор Ивашкин В.В., штамп которого стоит на почтовом уведомлении, отрицает получение данной уточненной декларации, судом первой инстанции также правомерно отклонен.
Представленные налоговым органом показания бывшего сотрудника инспекции Ивашкина В.В., штамп которого стоит на почтовом уведомлении, согласно которым он отрицает получение 04.10.2011 получение почтовой корреспонденции от предприятия не являются надлежащими доказательствами, поскольку сотрудник опрашивался налоговым органом в ноябре 2012 г. об обстоятельствах, имевших место в октябре 2011 г. Кроме того, налогоплательщик не может нести ответственность за то, что сотрудник инспекции поставил на уведомлении о вручении только свой штамп без подписи.
В апелляционной жалобе инспекция приводит довод о том, что заявитель мог узнать о неполучении инспекцией уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2009 г. из акта выездной налоговой проверки заявителя, проведенной за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 и вынесенного на основании данного акта решения, так как в данных ненормативных актах отражены сведения из налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2009 г., представленной до подачи уточненной налоговой декларации по НДС и доначислен НДС, в том числе за 2 квартал 2009 г.
Указанный довод судом отклоняется.
Акт выездной налоговой проверки N 13-13/890 составлен 03.08.2012, решение N 13-13/119 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено 03.09.2012, при этом с заявлением в суд заявитель обратился 26.06.2012, то есть до вынесения налоговым органом указанных акта и решения.
Кроме того, заявителем в налоговый орган представлено заявление об ускорении решения вопроса о направлении требований по уточненным налоговым декларациям за 1-4 кварталы 2009 г. от 14.12.2011 (т.1 л.д.32), которое получено налоговым органом 14.12.2011, о чем свидетельствует отметка налогового органа на заявлении. Однако налоговым органом данное заявление налогоплательщика оставлено без ответа.
Кроме того, налогоплательщиком в налоговый орган представлено заявление о возврате НДС, в том числе за 2 квартал 2009 г. (т.1 л.д.20-21), которое также оставлено налоговым органом без рассмотрения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что со стороны налогового органа имеет место незаконное бездействие, выразившееся в невозврате НДС, исчисленного в уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2009 г.
Суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства по делу и дал им надлежащую правовую оценку. Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266-269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2012 по делу N А40-87599/12-108-118 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Сафронова |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87599/2012
Истец: ГУП ДЕЗ "Академического района"
Ответчик: ИФНС России N 28 по г. Москва, ИФНС РФ N 28 г. Москвы
Третье лицо: ИФНС N28 по г. Москве