Как стать Дедом Морозом
В корпоративные традиции многих компаний вошел такой атрибут проведения праздничных (в том числе новогодних) мероприятий, как вручение подарков сотрудникам. Если раньше работодатели полагали, что для стимулирования работников достаточно материального вознаграждения, то современная конъюнктура рынка труда и рост уровня развития менеджмента самих компаний доказали, что не всегда лишь материальные стимулы побуждают человека трудиться усерднее. Системы мотивации эволюционировали от принципов оплаты за должность, за явку на работу к принципам материального и морального поощрения за конкретный вклад в достижение целей организации.
Овладев некоторыми приемами мотивации, руководитель в состоянии значительно расширить свои возможности в привлечении, удержании и развитии ценных кадров. Для этого не всегда требуется проводить масштабные командообразующие мероприятия, тренинги и семинары. Можно построить систему мотивации, если относиться к каждому сотруднику "по-человечески", и результатом этих действий станет положительный эффект от сплочения коллектива, создания духа единства людей. Но, заботясь о мотивации сотрудников, необходимо соблюдать рамки и не обидеть коллектив: чрезмерная "опека" не принесет нужных результатов, сотрудники могут воспринять социальную мотивацию в виде различного рода поощрений как должное.
Выбираем подарок детям сотрудников
Наверняка, у каждого из нас есть детские воспоминания о том, как под новогодние праздники родители приносили с работы разукрашенные коробки-подарки, наполненные шоколадными и карамельными конфетами. В настоящее время в организациях возрождаются подобные традиции. Сотрудникам для их детей вручают сладкие корпоративные подарки. Например, фабричные кондитерские изделия или корзину с фруктами.
Как правило, выбор подарков ложится на плечи отделов по работе с персоналом и начинается задолго до наступления Нового года. Правда, не все "готовят сани летом", некоторые вспоминают о необходимости приобретения подарков, когда до 31 декабря осталось несколько дней. В обстановке цейтнота, предпраздничной суеты и подведения итогов работы за год сложно вложить душу в выбор подарков.
Что же выбрать? Можно преподнести мягкие игрушки, наборы елочных украшений, канцелярские принадлежности (наборы фломастеров, карандашей), конструкторы. Не забывайте учитывать возраст детей при выборе подарков.
Новогодние презенты для клиентов и бизнес-партнеров
Каждый год у компаний возникают сложности с приобретением оригинальных бизнес-сувениров. Эти подарки принято рассматривать как знаки внимания компании к своим деловым партнерам по бизнесу, клиентам.
Обычно на покупку таких презентов в организации выделяется некая сумма. Иногда ее размер не позволяет выбрать дорогие и представительные подарки. В данном случае автор советует: не дарите партнерам дешевые рекламные сувениры типа "промо" (канцелярские принадлежности, кружки, пакеты с символикой компании). Хотя многие организации, не задумываясь о последствиях, именно так и поступают, считая за новогодний подарок болтающуюся на дне большого целлофанового фирменного пакета коробочку с пластмассовым брелоком. Лучше вообще ничего не дарить. Традиционно неудачным презентом считаются ежедневники или записные книжки с нанесенной на них символикой компании или без нее. Ведь зачастую такие подарки пылятся на полке у одаряемых.
Не самым лучшим выбором будут также специфические сувениры, изображение на которых грубо отождествляется с компанией-дарителем, но является абсолютно ненужным тому, кому делается подарок. Например, одна из компаний на новогодние праздники подарила своим партнерам флажки-вымпелы с нанесенным на них своим логотипом, а также металлические визитницы с нанесенным на них опять же своим логотипом. В данных ситуациях клиенты и партнеры по бизнесу могут сделать единственный вывод: подарок сделан с формальным отношением к ним и компания-даритель не дорожит контрагентами, если предполагает, что сотрудники другой организации будут использовать визитницу с чужим логотипом. Поэтому оставьте "сувенирку" с логотипом для промо-акций и выставок.
В качестве подарка партнерам, с которыми организация уже давно работает, можно преподнести оригинальные сувениры с элементами юмора (в меру!). Для солидных, серьезных партнеров, с которыми взаимоотношения компании находятся на официальном уровне, - стильные, элегантные подарки: настольные наборы из полудрагоценного камня, письменные принадлежности производителей с мировыми именами, хорошие коньяк, виски или вино; в качестве подарка могут выступать елочные украшения ручной эксклюзивной работы.
Клиентам компании, с которыми сложились деловые отношения, предпочтительнее дарить оригинальные запоминающиеся сувениры без символики с поздравительными открытками, которые, в свою очередь, обязательно отождествляются с компанией-дарителем. В этом случае необходимо заблаговременно разработать дизайн новогодней открытки, подобрать бумагу в цветах фирменного стиля компании, корректно и со вкусом оформить символику компании на открытке и написать неформальное, искреннее, адресное поздравление.
Новогодние сюрпризы персоналу
Перед Новым годом работодатели зачастую помимо материального стимулирования персонала (денежных премий по итогам окончания финансового года) дарят подарки. Важно проследить, чтобы ни один сотрудник не остался без сувенира. Также в конце года работодатели часто награждают и премируют наиболее эффективно работающих сотрудников. Им дарят более крупные подарки, чем всем остальным членам коллектива. Это могут быть техника, билет на театральную премьеру, путевка на отдых (возможно, вместе с семьей). Большой популярностью пользуются эксклюзивные шоколадные подарки.
Каким бы не был подарок, он должен быть не "проходным", а оригинальным. Отдел персонала компании, серьезно занимающийся системой мотивации сотрудников, бывает в курсе хобби и увлечений сотрудников. В таких организациях любителю фотографии не подарят футбольный мяч, а женщине, увлекающейся в свободное от работы время цветоводством,- альпинистское снаряжение.
Если организация хочет сделать сотрудникам практичные презенты, то можно вручить им подарочные сертификаты для приобретения товаров в сети каких-либо магазинов (парфюмерия, кожгалантерея) или посещения фитнес-клубов, spa-салонов. Можно сделать и подарок, полезный с профессиональной точки зрения, например, стажировку по специальности. Но в данном случае подарки такого типа носят больше характер профессионального развития сотрудников и затрагивают систему повышения квалификации в компании. Как правило, такого рода поощрения характерны в компаниях со сложившейся западной корпоративной культурой, в совместных предприятиях.
В качестве подарка не рекомендуется дарить деньги, хотя в некоторых компаниях подобная практика встречается довольно часто, что говорит об абсолютной неразвитости работы с персоналом. Не следует дарить сотрудникам безделушки - пластиковые фигурки символа наступающего года китайского производства, наборы мишуры, мягкие игрушки, то есть подарки, которые можно приобрести в городе на любом развале "все по 10 рублей". Полезность подарка может определяться не столько его стопроцентной функциональностью и возможностью использования в быту, сколько индивидуальностью подбора, приятным дизайном, эстетичностью вида.
Кроме того, в некоторых организациях проводят корпоративные праздники. Это способствует единству и сплочению коллектива. Существуют различные форматы корпоративных мероприятий - проведение праздника в боулинг-клубе, ресторане, загородном пансионате с катанием на снегоходах и санях. Некоторые компании всем коллективом отправляются прыгать с парашютами или в поход в горы. Все зависит от тех традиций, которые приняты в компании, и менталитета самих сотрудников. Компании, специализирующиеся на организации корпоративных вечеринок, разрабатывают индивидуальные сценарии таких мероприятий. Одним из главных условий организации хорошего праздника является начало подготовки к организации такого праздника заранее.
Кстати, попробуйте провести новогодние праздники в формате вручения подарков по номинациям. Например, "открытие года", "лидер года" и пр. С одной стороны, такой формат интересен для сотрудников с развлекательной точки зрения, с другой стороны - создается атмосфера здоровой конкуренции. Введите шуточные номинации, которыми можно наградить сотрудников, не проявивших особых трудовых заслуг. Например, "Опоздун года" - сотруднику, наиболее часто за год опаздывающему на работу, "Приходите завтра" - бухгалтеру-кассиру, "Зовите громче и дольше" - сотруднику IT-отдела. Главное, при назначении номинаций учесть, есть ли у номинанта чувство юмора и не будет ли ему обидна присвоенная номинация. Никто из сотрудников не должен уйти расстроенным с корпоративного праздника.
* * *
Помните, что любой личный или корпоративный подарок делается на память. Хороший подарок становится для человека приятным запоминающимся событием, которое найдет у него отклик благодарности. А чувство благодарности - надежный тест моральных качеств человека.
И.А. Самойлова,
заместитель руководителя отдела по связям
с общественностью ООО Страховая компания "Актив"
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Источник-книга".
Лицензия на издательскую деятельность код 221, серия ИД, N 03940 от 07.02.2001.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11758 от 08.02.2002
Адрес: 127254, г.Москва, а/я 57
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47, 507-46-04
E-mail: public@delo-press.ru
www.delo-press.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 81259, 81388, 81941;
- по каталогу "Почта России" - 24176;
- по каталогу "Пресса России" - 39488, 39491, 15592.