г. Москва |
|
04 марта 2013 г. |
Дело N А40-101255/12-130-1012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Марковой Т.Т., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Шимкус М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.12.2012 г. по делу N А40-101255/12-130-1012, принятое судьей Андрияновой С.М.,
по заявлению ЗАО "Московское научно-производственное объединение "Спектр" (ОГРН 1027739029350, 119048, г. Москва, ул. Усачева, д.35, стр. 1)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, г.Москва, ул.Бахрушина, д. 20)
о признании недействительным отказа в передаче в собственность земельного участка
при участии:
от заявителя: |
Беломестнова Н.А. - по доверенности N 19-5/1326 от 10.11.2012; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ЗАО МНПО "Спектр" с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы от 25.06.2012 N 33-5-92-37/12-(0)-1 в передаче в собственность ЗАО МНПО "Спектр" (приватизации) земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, вл. 37, стр. 2 с кадастровым номером 77:01:0005008:37, обязании принять решение о предоставлении в собственность ЗАО МНПО "Спектр" земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, вл. 37, стр. 2 с кадастровым номером 77:01:0005008:37, а также об обязании ответчика подготовить и направить в адрес ЗАО МНПО "Спектр" проект договора купли- продажи данного земельного участка..
Решением суда от 13.12.2012 г. признан недействительным отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы в передаче в собственность ЗАО МНПО "Спектр" (приватизации) земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, вл. 37, стр. 2 с кадастровым номером 77:01:0005008:37, оформленный письмом от 25.06.2012 N 33-5-9237/12-(0)-1.
Суд обязал ответчика в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу принять распорядительный акт о передаче в собственность ЗАО МНПО "Спектр" (приватизации) земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, вл. 37, стр. 2 с кадастровым номером 77:01:0005008:37 и представить проект купли-продажи земельного участка. При это суд исходил из того, что отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы от 25.06.2012 в оформлении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, вл. 37, стр. 2 с кадастровым номером 77:01:0005008:37 не соответствующим действующему законодательству РФ и нарушающим права и законные интересы заявителя.
С решением суда не согласился ответчик - Департамент земельных ресурсов города Москвы и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что размеры спорного земельного участка меньше размеров необходимых для эксплуатации здания, и его предоставление приведет к нарушению прав заявителя, т.к. делает невозможным эксплуатацию расположенного на нем объекта недвижимости, а также на то, что заявителем не представлен межевой план спорного земельного участка, а кадастровый план земельного участка, межевание которого не осуществлялось, не является документом, индивидуализирующим участок для совершения сделок с ним.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. В отзыве на апелляционную жалобу указывает, что решение суда первой инстанции принято в полном соответствии с нормами материального права, выводы суда первой инстанции основаны на полном, всестороннем выяснении обстоятельств дела, в связи с чем решение суда является законным и не подлежит отмене.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО МНПО "Спектр" обратилось в службу "одного окна" Департамента земельных ресурсов г.Москвы с заявлением N 33-5-9237/12(0)-0 о необходимости оформления договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, вл. 37, стр. 2 с кадастровым номером 77:01:0005008:37.
Письмом Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 25.06.2012 N 33-5-9237/12-(0)-1 заявителю было отказано в удовлетворении указанного заявления со ссылкой на тот факт, что согласно договору аренды от 11.12.2002 N М-01-022521 общество обязано выполнить специальные геодезические работы по выносу границ земельного участка на местности и предоставить отчет по выполнению указанных работ в ДЗР г. Москвы дня внесения изменений в договор в связи, с чем, оформить договор купли-продажи указанного земельного участка в настоящее время не представляется возможным.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 12.04.2009 N 77 НН 008249 заявитель владеет на праве собственности зданием, расположенным на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Усачева, вл. 37, стр. 2.
В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления такого заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду, осуществляет подготовку проекта соответствующего договора и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, в соответствии с п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляет г. Москва. Положением о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденным постановлением правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, предусмотрено, что ДЗР является исполнительным органом города Москвы, обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории г. Москвы (п. 1.1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Таким образом, перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленный пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации является исчерпывающим.
Доказательств наличия вышеуказанных оснований ответчиком не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Довод ответчика о том, что заявителем не представлен межевой план спорного земельного участка, а кадастровый план земельного участка, межевание которого не осуществлялось, не является документом, индивидуализирующим участок для совершения сделок с ним, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку суд первой инстанции сделан правильный вывод о том, что земельный участок по указанному адресу прошел кадастровый учет, в кадастровом паспорте определен и указан размер земельного участка, следовательно указанный земельный участок мог быть введен в гражданский оборот, являться объектом гражданских правоотношений и быть предметом договора купли-продажи.
В силу пункта 3 ст. 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ присвоение объекту недвижимости кадастрового номера является завершением проведения его кадастрового учета.
Принимая во внимание, что земельный участок был предоставлен заявителю в аренду на основании договора аренды (т.1, л.д. 15-24), заявитель использует земельный участок для осуществления хозяйственной деятельности, своевременно вносит арендную плату, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что неопределенности относительно имущества, переданного в качестве аренды по договору аренды от 11.12.2002 N М-01-022521, у заявителя и ответчика не имелось.
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы от 25.06.2012 в оформлении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, вл. 37, стр. 2 с кадастровым номером 77:01:0005008:37 не соответствует действующему законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целях устранения допущенных Департаментом земельных ресурсов г. Москвы нарушений законных прав и интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно в соответствии с п.3 ч.5 ст. 201 АПК РФ обязал ответчика в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу принять распорядительный акт о передаче в собственность ЗАО МНПО "Спектр" (приватизации) земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Усачева, вл. 37, стр. 2 с кадастровым номером 77:01:0005008:37 и представить проект купли-продажи земельного участка.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.12.2012 г. по делу N А40-101255/12-130-1012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101255/2012
Истец: ЗАО "Московское научно-производственное объединение "Спектр", ЗАО МНПО СПЕКТР
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы