г. Москва |
|
28 февраля 2013 г. |
Дело N А41-46496/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дудникова А.Г., доверенность N 1 от 07.02.2013,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК. Стройбетон" на решение Арбитражного суда Московской области от 17.12.2012 по делу N А41-46496/11, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК. Стройбетон" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, с участием третьего лица - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" о признании санитарно-эпидемиологического заключения N50.99.04.000.Т.001089.09.11 от 12.09.2011 незаконным; об обязании выдать санитано-эпидемиологическое заключение о том, что проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для бетонно-растворного узла соответствует санитарным правилам; о признании, что установление санитарно-защитной зоны не требуется,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СК. Стройбетон" (далее - ООО "СК. Стройбетон", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - Управление Роспотребнадзора по МО, управление, заинтересованное лицо) при участии третьего лица - Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области") с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором просит:
- признать санитарно-эпидемиологическое заключение N 50.99.04.000.Т.001089.09.11 от 12.09.2011 незаконным полностью;
- обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, выдать санитано-эпидемиологическое заключение на проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для бетонно-растворного узла ООО "СК. Стройбетон" о том, что проект ориентировочного размера санитарно- защитной зоны для бетонно-растворного узла ООО "СК. Стройбетон" соответствует санитарным правилам;
- признать, что установление санитарно-защитной зоны ООО "СК. Стройбетон" не требуется.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного лица, третьего лица, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "СК. Стройбетон".
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "СК. Стройбетон" разработало проект санитарно-защитной зоны (далее- СЗЗ) и направило его на экспертизу во ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области".
По результатам экспертизы обществу выдано отрицательное экспертное заключение N 263-16 от 22.04.2011. (т.1 л.д. 7-13).
ООО "СК. Стройбетон" доработало проект СЗЗ и в связи с изменением законодательства, обратилось с заявлением о проведении экспертизы и выдаче заключения в Управление Роспотребнадзора по МО.
В ответ на свое обращение общество получило отрицательное Заключение N 50.99.04.000.Т.001089.09.11 от 12.09.2011, в котором указано, что проект обоснование размера санитарно-защитной зоны заводы по производству бетона ООО "СК. Стройбетон" по адресу :Московская область, г.Химки, Северно-западная промышленно-коммунальная зона, Вашутинское шоссе не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция". ГН 2.1.6.1338-03 "ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", ГН 2.1.6.1983-05 "ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" (дополнение к ГН 2.1.6.1338-03), СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (т.1 л.д. 5).
Полагая, что указанное заключение не соответствует действующему законодательству, ООО "СК. Стройбетон" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ от 30.03.1999) установлено, что санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных настоящим Федеральным законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств;
Как следует из материалов дела заявитель выпускает товарные бетонные и растворные смеси для промышленного и жилищного строительства и других различных объектов г. Москва и Московской области.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" по предпроектной или проектной документации N 263-6 от 22.04.2011 (т.1 л.д.7-12) на данный момент объем выпускаемой продукции составляет около 125 000 куб.м бетона в год (350 куб.м в сутки). Технологическая схема приготовления бетонных и растворных смесей включает в себя: 1. приемка, складирование, хранение сырьевых материалов с проведением входного контроля качества; 2. подача материалов в расходные емкости РБУ; 3. дозирование материалов, добавок и воды; 4. подача составляющих бетонной смеси в смеситель и перемешивание; 5. подача готовой смеси в транспортное средство перевозки;6. контроль качества готовой продукции на выходе из смесителя. Режим работы - круглосуточный.
В соответствии со статьей 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Закона N 52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздух в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 введена в действие новая редакция Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - Санитарные правила).
Из пункта 1.5 Санитарных правил следует, что они предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пунктом 2.1 Санитарных правил установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Пунктом 1.2 Санитарных правил установлено, что требования настоящих Санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Таким образом, на объект, являющийся источником воздействия на среду обитания, должен быть разработан проект обоснования размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
Как следует из материалов дела, 30.08.2011 заявитель представил в Управление Роспотребнадзора по МО проект санитарно-защитной зоны и отрицательное экспертное заключение по проектной документации, представленного ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" N 263-16 от 22.04.2011 по проекту обоснования размера санитарно-защитной зоны завода по производству бетона ООО "СК.Стройбетон" по адресу: Московская область, г. Химки, Северно-западная промышленно-коммунальная зона, Вашутинское шоссе (исх. ООО "СК.Стройбетон" N СБ исх- 11/132 от 17.08.2011).
В п. 1.1.4. пп. 15 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 производство бетона и бетонных изделий относится к 3 классу опасности без уточнения статуса объекта: завод по производству бетона или бетонно-растворный узел.
Проектными материалами "Проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны ООО "СК.Стройбетон" - завод по производству бетона, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, северо-западная промышленно-коммунальная зона, Ватутинское шоссе", выполненными ООО "Экотим", обосновывалось, что рассматриваемый объект по совокупности факторов воздействия на атмосферный воздух не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, и размер расчетной санитарно-защитной зоны может быть принят по границе промплощадки ООО "СК.Стройбетон".
В субъектах Российской Федерации выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию осуществляют руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач и его заместители и руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации и их заместители.
Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию составляет - срок действия проектной документации.
Выданные санитарно-эпидемиологические заключения вносятся в реестр. Реестр ведется в целях информирования потребителей, производителей и поставщиков продукции, работ, услуг населения о продукции, работах, услугах, проектной документации, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах и учреждениях, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Реестр ведется в форме электронной базы данных, защищенной от повреждения и несанкционированного доступа, а также ежегодного издания на бумажных и магнитных носителях. Сведения Реестра являются общедоступными и размещаются на еженедельно обновляемом специализированном поисковом сервере в сети Интернет (Приложение N 3 к Приказу N 224).
Оспариваемое санитарно-эпидемиологического заключение N 50.99.04.000.Т.001089.09.11 от 12.09.2011 вынесено заинтересованным лицом на основании экспертного заключения ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" N 263-16 от 22.04.2011, в котором указано, что проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны ООО "СК. Стройбетон" завод по производству бетона, расположенного по адресу: Московская область, г.Химки, Северно-западная промышленно-коммунальная зона, Вашутинское шоссе не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция". (в ред. Изменения N1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 г N25, Изменения N2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 N61, Изменений и дополнений N3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N122), ГН 2.1.6.1338-03 "ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", ГН 2.1.6.1983-05 "ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" (дополнение N 2 к ГН 2.1.6.1338-03), ГН 2.1.6.2309-07 "Ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", СаиПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
В соответствии с действующей классификацией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", рассматриваемый объект относится к III классу опасности (п.п.15 "Промышленный объект по производству бетона и бетонных изделий" Класс III п. 7.1.4 "Строительная промышленность") с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 300-м.
Проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны разрабатывается для объектов 1-3 классов опасности согласно п. 2.1. Изменения N 2 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", вступившим в силу с 01.12.2009.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ. Таким образом, размер расчетной санитарно-защитной зоны может быть принят по границе промплощадки при условии, что максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ на границе промплощадки не будут превышать 0,1 ПДК.
В проектных материалах расчетов рассеивания максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ на границе расчетной санитарно-защитной зоны составили: диоксид азота -0.623 ПДК, пыль неорганическая сод. 5Ю2<20%-0,532ПДК. серы диоксид -0.063ПДК, углерода оксид - 0,83 ПДК. сажа -0.156 ПДК. группа суммации 6204-0.419 ПДК. группа суммации 6046- 0,824 ПДК. Расчетами обосновано, что объект является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека и на него распространяются требования п. 1.2 СанПиН СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Таким образом, размер расчетной санитарно-защитной зоны по границе промплощадки показал, что максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ на границе промплощадки превышают 0,1 ПДК. Следовательно, проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны завода по производству бетона ООО "СК.Стройбетон", расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Северо-западная промышленно-коммунальная зона. Вашутинское шоссе в представленном виде с условием установления санитарно-защитной зоны установления санитарно-защитной зоны по границе территории предприятия по всем направлениям не соответствует требованиям п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" N 263-16 от 22.04.2011 выдано ООО "СК.Стройбетон" экспертное заключение о несоответствии проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны завода по производству бетона СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция".
Ссылки заявителя в апелляционной жалобе на обязанность Роспотребнадзора МО провести экспертизу отклоняются, поскольку Приказ Роспотребнадзора N 775 от 18.07.2012 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений", на который ссылается заявитель, был принят после вынесения оспариваемого заключения от 12.09.2011.
Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок осуществляется федеральными бюджетными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии и иными организациями, аккредитованными в установленном порядке.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" является самостоятельным юридическим лицом, имеет имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в То Федерального казначейства, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием, иные необходимые для его деятельности печати и штампы, бланки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усовершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" отнесено к федеральным бюджетным учреждениям здравоохранения.
Пунктом 4 "Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок", утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (далее - Приказ N 224) определен перечень оснований для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических, в который входит:
- предписания главных государственных санитарных врачей или. их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.
В рамках полномочий, установленных Уставом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области", Центр имеет право проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания, а также токсикологические, гигиенические и иные виды оценок и выдачу по их результатам экспертных заключений.
Доводы заявителя о фактическом влиянии заинтересованного лица на ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" не нашли своего документального подтверждения и не могут быть приняты во внимание.
Доводы, приведенные ООО "СК. Стройбетон" в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.12.2012 по делу N А41-46496/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46496/2011
Истец: ООО "СК. Стройбетон"
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Московской области
Третье лицо: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области", Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области", ТУ Роспотребнадзора по МО
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-46496/11