г. Томск |
|
28 февраля 2013 г. |
Дело N А27-13025/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Колупаевой Л. А., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А. С.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.12.2012
по делу N А27-13025/2012 (судья Фуртуна Н. К.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Плаза" (ИНН 4205201788, ОГРН 1104205010040), г. Кемерово,
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области
о признании незаконным решения от 31.05.2012 N 05204912РК0014348 в части наказания в виде штрафа в размере 9 850,45 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Плаза" (далее - ООО "Плаза", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) (далее - Управление, Пенсионный фонд, заинтересованное лицо) от 31.05.2012 N 05204912РК0014348 в части наказания в виде штрафа в размере 9 850,45 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.12.2012 заявленное требование удовлетворено - решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) от 31.05.2012 N 05204912РК0014348 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" признано недействительным в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 9 850,45 руб.
Не согласившись с данным решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд ссылается на следующие обстоятельства:
- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам ООО "Плаза" был представлен 27.02.2012, с нарушением срока на 12 дней, в связи с чем был взыскан штраф в сумме 9 850,45 руб.;
- 09.02.2012 ООО "Плаза" был представлен первоначальный отчет РСВ-1, который содержал ошибку в регистрационном номере, что влечет за собой невозможность правильно идентифицировать страхователя.
Таким образом, по мнению апеллянта, судом неправильно истолкованы нормы статей 39, 40, 44, 46 Закона N 212-ФЗ.
ООО "Плаза" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание, в том числе с применением систем видеоконференц-связи, организованном Арбитражным судом Кемеровской области по ходатайству Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного), не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. ООО "Плаза" представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 09.02.2012 ООО "Плаза" в электронной форме представило в Пенсионный фонд первоначальный расчет по форме РСВ-1 за 2011 год, который содержал ошибку в регистрационном номере.
Данный отчет Управлением не принят, о чем составлен протокол от 24.02.2012, в котором указано на необходимость исправления расхождений в формах документов.
15.02.2012 Управлением через сервер оператора ЗАО "ПФ "СКБ Контур" передан протокол контроля сведений, в том числе, РСВ-1, в котором указано, что пакет документов содержит в себе ошибки в неверном указании регистрационного номера ПФР и значение показателя начислено в АДВ-6-2 и РСВ-1.
Расчет с указанием верного регистрационного номера представлен обществом 27.02.2012.
20.04.2012 Управлением проведена камеральная проверка, по результатам которой Пенсионным фондом выявлен факт несвоевременного представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 год, о чем составлен акт камеральной проверки N 05204930014814.
31.05.2012 Пенсионным фондом в отношении ООО "Плаза" вынесено решение N 05204912РК0014348 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" на основании пункта 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ.
28.06.2012 в адрес ООО "Плаза" выставлено требование об уплате штрафа.
Не согласившись с решением от 31.05.2012, ООО "Плаза" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует положениям Закона N 212-ФЗ и нарушает права плательщика страховых взносов.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из данных норм, суд должен установить несоответствие или соответствие ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления закону или иному нормативному правовому акту и нарушение или отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фондом обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), регулирующий отношения, в том числе связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу пункта 1 статьи 3 указанного Закона органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В пункте 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с пунктом 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
1) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
2) не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ (непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного часть 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
К плательщикам страховых взносов, указанным в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, относится ООО "Плаза".
Из оспариваемого решения следует, что обществом расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) за 2011 год представлен 27.02.2012 года, с нарушением срока на 12 дней, что явилось основанием для привлечения страхователя к ответственности.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представлен ООО "Плаза" по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде 09.02.2012, то есть в установленный законом срок.
Данное обстоятельство подтверждается сведениями ЗАО "ПФ "СКБ Контур" от 28.04.2012 N 11275/ЦТПП, из которых следует, что страхователем ООО "Плаза" (регистрационный номер в пенсионном фонде 052-049-009387) через сервер оператора ЗАО "ПФ "СКБ Контур" передан и доставлен до приемного комплекса УПФР 052-049 пакет документов, в том числе, РСВ за период 01.01.2011 - 31.12.2011, дата отправки 09.02.2012. Квитанция о доставке пакета поступила на сервер оператора из УПФР в адрес страхователя 09.02.2012, протокол контроля 15.02.2012. Протокол подписан страхователем в системе Контур-Экстерн 27.03.2012.
Частью 10 статьи 15 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда России от 11.10.2007 N 190 (в редакции распоряжений от 10.06.2009 N 116-р, от 19.03.2010 N 75р) утверждена Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Технология обмена документами), в пункте 7 которой предусмотрен порядок информационного обмена.
Из пункта 7 Технологии обмена документами следует, что факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом Пенсионного фонда России - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность электронно-цифровой подписи на документе.
Именно на страхователе лежит обязанность по предоставлению данных, поэтому он несет риск не представления сведений, следовательно, с целью исключения данных рисков страхователь должен принимать необходимые меры для установления (подтверждения) данных органом Пенсионного фонда.
Управление в обоснование апелляционной жалобы ссылается на то обстоятельство, что представленный обществом отчет не принят, о чем составлен протокол от 24.02.2012, в котором указано на необходимость исправления расхождений в формах документов. 15.02.2012 Управлением через сервер оператора ЗАО "ПФ "СКБ Контур" передан протокол контроля сведений, в том числе, РСВ-1, в котором указано, что пакет документов содержит в себе ошибки в неверном указании регистрационного номера ПФР и значение показателя начислено в АДВ-6-2 и РСВ-1.
Из журнала форматно-логической проверки файла следует, что заявителем указан регистрационный номер в ПФР 052-049-008937, проверка отчета осуществлена 09.02.2012, обществу указано на ошибки в отчетах.
Однако на неверное указание регистрационного номера ссылки в данных документах не имеется.
Кроме того, само по себе неверное указание регистрационного номера страхователя не свидетельствует о нарушении срока представления расчета, поскольку между Пенсионным фондом и страхователем заключено соглашение об электронном документообороте ПФР.
По условиям раздела 3 Регламента регистрации и подключения юридических и физических лиц к системе электронного документооборота Пенсионного Фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 26.01.2001 N 15, при регистрации и подключении к системе электронного документооборота ПФР вместе с соглашением орган ПФР направляет в адрес страхователя номер ключевой серии, выделенный данному органу ПФР; номера ключей шифрования и электронной цифровой подписи из данной ключевой серии, выделенные органу ПФР, в подразделении по защите информации органа ПФР с администратором информационной безопасности проводится обмен открытыми ключами шифрования и электронной цифровой подписи, паролями для организации системы оповещения о компрометации ключей по телефонной сети общего пользования. Средства криптографической защиты информации передаются страхователю.
Следовательно, в системе электронного документооборота на основании указанных данных страхователь идентифицирован, что подтверждается сведениями оператора от 28.04.2012.
Материалами дела также подтверждается, что документы, переданные ООО "Плаза" в Пенсионный фонд, подписаны электронной цифровой подписью.
При проверке электронной цифровой подписи - процесс определения целостности, подлинности и авторства электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, заключающийся в проверке соотношения, связывающего хэш - функцию документа, подпись под этим документом и открытый ключ подписавшего документ абонента. Если проверяемое соотношение, полученное сертифицированными средствами криптографической защиты информации, оказывается выполненным, то подпись признается правильной, а сам документ - подлинным, в противном случае документ считается недействительным.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Плаза" своевременно представило в Пенсионный фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2011 год, следовательно, в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах доводы Пенсионного фонда о непредставлении обществом в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам следует отклонить.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, выражают лишь несогласие с ними, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.12.2012 по делу N А27-13025/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.В. Кривошеина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13025/2012
Истец: ООО "Плаза"
Ответчик: ГУ-УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области