г. Киров |
|
28 февраля 2013 г. |
Дело N А29-7311/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельева А.Б.,
судей Малых Е.Г., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Шмыриной А.М.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2012 по делу
N А29-7311/2012, принятое судом в составе судьи Авфероновой О.В.,
по иску Министерства здравоохранения Республики Коми
(ИНН: 1101486491; ОГРН: 1061101037370)
к Администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
(ИНН: 1102024570; ОГРН: 1021100735810),
о взыскании денежных средств в сумме 2 724 360 рублей,
установил:
Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация, ответчик) с требованием о взыскании денежных средств в виде межбюджетных трансфертов в сумме 2 724 360 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с названным решением, Министерство обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2012 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель возражает несогласие с указанием суда на то, что общая площадь ремонтируемых помещений по проекту и фактически составила 583 кв.м; как указывает истец, указание в акте формы КС-11 площади отремонтированных помещений женской консультации ММУ "Городская поликлиника" г. Ухта- 583 кв.м. при фактической площади всех помещений - 940,9 кв.м., а также утвержденной приказом главного врача ММУ "Городская поликлиника" от 18.02.2011 N 122/1-974,5 кв. м., свидетельствует о нецелевом использовании ответчиком денежных средств, выделенных из соответствующего бюджета для проведения капитального ремонта женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2012 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. При этом правильность решения проверяется судом апелляционной инстанции только в обжалуемой части.
Как установлено материалами дела, 30.04.2011 было заключено соглашение между Министерством здравоохранения Республики Коми и Администрацией муниципального образования городского округа "Ухта" о реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Коми на 2011-2012 годы" (далее - Соглашение), предметом которого явились условия реализации программы модернизации и финансового обеспечения мероприятий по проведению капитальных ремонтов в учреждениях здравоохранения Муниципального образования (т.1, л.д. 10-15).
Муниципальное образование обеспечивает выполнение капитальных ремонтов в учреждениях здравоохранения муниципального образования в соответствии с Сетевыми графиками, являющимися неотъемлемой частью данного соглашения (пункт 2.2.10.); обеспечивает целевое использование средств межбюджетных трансфертов, полученных от Министерства на проведение капитальных ремонтов в учреждениях здравоохранения Муниципального образования (пункт 2.2.11.); по факту выполнения капитальных ремонтов в течение 10 рабочих дней обеспечивает предоставление в Министерство заверенных копий документов, подтверждающих их выполнение (акты выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), заключенные муниципальные контракты (договоры), реестр платежных, заверенный финансовым органом муниципального образования и др.) (пункт 2.2.12.); обеспечивает в установленном законом порядке возврат в доход республиканского бюджета Республики Коми неиспользованный остаток средств на проведение капитальных ремонтов (пункт 2.2.15. Соглашения).
В соответствии с пунктом 3.3. в случае установленного факта неисполнения или ненадлежащего исполнения Получателем обязательств по настоящему Соглашению Министерство вправе требовать возврата субсидий в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно приложению N 1 к данному соглашению объем иных межбюджетных трансфертов на проведение капитальных ремонтов учреждений здравоохранения Муниципального образования, предоставляемых местному бюджету на реализацию Программы модернизации здравоохранения в 2011 году составил 22 853,47 рублей (т.1, л.д.13).
Истцом в материалы дела представлены копии платежных поручений о перечислении на счет МУ "Управление капитального строительства" МОГО "Ухта" денежных средств в общей сумме 22 853 470 рублей от 22.07.2011 N 276275 на сумму 489 060 рублей, от 23.08.2011 N 315517 на сумму 2 375 620 рублей, от 16.09.2011 N 354464 на сумму 4 903 599 рублей, от 06.10.2011 N 383587 на сумму 6 034 076 рублей, от 14.11.2011 N 447993 на сумму 6 034 076 рублей, от 09.12.2011 N 491092 на сумму 3 017 039 рублей (т.1, л.д. 41-46), из которых 6 787 870 рублей должны были быть направлены на выполнение работ на объекте "Проведение капитального ремонта женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции".
В соответствии с актом осмотра помещений "женской консультации" ММУ "Городская поликлиника", составленного по итогам осмотра помещений в 2011 году, сформирован перечень строительно-монтажных и иных работ, необходимых в помещениях женской консультации (т.2, л.д. 74-82).
МУ "Управление капитального строительства" подготовило локальные сметы на общестроительные работы N 02-01 (т.3, л.д. 12-50) и на работы по ремонту приточно-вытяжной вентиляции N 02-02 (т.3, л.д. 51-59), которые были проверены ГУП РК "Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве", что подтверждается представленными ответчиком в материалы дела письмами данного предприятия от 08.07.2011 N 1-0854, от 24.11.2011 N 1-1683 (т.3, л.д. 10-11).
При этом, сметная стоимость работ по объекту "Проведение капитального ремонта женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции" была определена МУ "Управление капитального строительства" исходя из перечня необходимых работ, как строительно-монтажных, так и ремонтных работ, связанных с заменой оборудования, заменой дверных и оконных блоков, отделочных материалов в помещениях, и других работ, а также затрат, связанных с проведением таких работ.
На основании письма Министерства экономического развития Республики Коми от 22.09.2011 N 08-02/15537 между МУ "Управление капитального строительства" (заказчик) и ООО "Техстрой-к" (подрядчик) 03.10.2011 был заключен муниципальный контракт N 15-02/11 (далее - Контракт) на выполнение работ по объекту "Проведение капитального ремонта женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции" (с дополнительным соглашением от 01.12.2011 N 1).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта заказчик поручает, а подрядчик выполняет работы по объекту "Проведение капитального ремонта женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции) в соответствии со сметной документацией, проектно-сметной документацией (т.1, л.д. 68-74)
В соответствии с пунктом 2.1. Контракта цена Контракта с учетом НДС составляет 6 787 870 рублей.
Цена выполненных работ определяется на основании актов приемки выполненных работ (формы N КС- 2, N КС-3), подписанных заказчиком и подрядчиком (пункт 2.3. Контракта).
Источником финансирования работ являлся бюджет МО ГО "Ухта", в том числе средства иных межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми (средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования) (пункт 2.4. Контракта).
В подтверждение выполнения подрядчиком работ на объекте "Проведение капитального ремонта женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции" ответчик предоставил в материалы дела заверенные копии актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 14.10.2011 N 1 на сумму 267 614,93 рублей, от 31.10.2011 N 2 на сумму 216 447,14 рублей, от 15.11.2011 N 3 на сумму 527 024,08 рублей, от 30.11.2011 N 4 на сумму 622 921,44 рублей, от 15.12.2011 N 5 на сумму 1 196 429,77 рублей, от 20.12.2011 N 1 на сумму 622 284,80 рублей, от 20.12.2011 N 6 на сумму 2 286 770,54 рублей (т. 1, л.д. 84-154; т. 2, л.д. 1-27), всего на сумму 5 739 492,70 рублей (без НДС).
Стоимость выполненных подрядчиком работ и затрат, отраженная в справках формы КС-3, подписанных между МУ "Управление капитального строительства" и ООО "Техстрой-к" в рамках муниципального контракта 03.10.2011 N 15-02/11, составила 6 787 870 рублей (с НДС), в том числе 6 782 870 рублей - за счет средств республиканского бюджета, 5 000 рублей - за счет средств муниципального бюджета (т.2, л.д. 28-33).
МУ "Управление капитального строительства" оплатило выполненные ООО "Техстрой-к" работы на общую сумму 6 787 870 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 26.10.2011 N 101680 на сумму 315 643,52 рублей, от 26.10.2011 N 101681 на сумму 142,10 рублей, от 08.11.2011 N 105090 на сумму 255 292,69 рублей, от 08.11.2011 N 104931 на сумму 114,93 рублей, от 23.11.2011 N 111840 на сумму 617 145,44 рублей, от 23.11.2011 N 111841 на сумму 4 742,97 рублей, от 12.12.2011 N 119954 на сумму 735 047,30 рублей, от 22.12.2011 N 126513 на сумму 1 411 787,13 рублей, от 27.12.2011 N 129236 на сумму 3 447 953,92 рублей (т.1, л.д. 75-83).
В акте приемки законченного строительством объекта "Проведение капитального ремонта женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции" (форма КС-11) от декабря 2011 года N 12/1 (т. 1, л.д. 39-40, т.3, л.д. 60-62) указано, что работы были выполнены в период с октября по декабрь 2011 года подрядчиком ООО "Техстрой-к", общая площадь ремонтируемых помещений по проекту и фактически составила 583 кв.м, стоимость принимаемых основных фондов составила 6 787 870 рублей, в том числе строительно-монтажных работ на сумму 6 772 601,38 рублей, стоимость оборудования, инструмента и инвентаря - 15 268,62 рублей.
Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, пришел к выводу о правомерности решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца в силу следующего.
Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Из пункта 1 статьи 421 ГК РФ следует, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. По общему правилу условия договора определяются по усмотрению сторон (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Исходя из смысла статьи 289 БК РФ, по нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Постановлением Республики Коми от 28.03.2011 N 87 "О программе "Модернизация здравоохранения Республики Коми на 2011-2012 годы" утверждена программа, согласно которой на 2001 год выделено на проведение капитального ремонта помещений женской консультации и приточно-вытяжной вентиляции в помещении операционной женской консультации муниципальному медицинскому учреждению "Городска поликлиника г. Ухта" 6878,87 тыс. рублей.
При проведении проверки комиссией ФОМС (т.1, л.д. 16) был сделан вывод о превышении стоимости работ на сумму 2 724 360 рублей, в связи с разницей между площадью объекта по кадастровому паспорту (940 кв.м), площади, указанной в акте приемки от декабря 2011 N 12/1 (583 кв.м) и площади по приказу главного врача от 18.02.2011 (974,5 кв.м).
В связи с указанным результатом, истец обратился с иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что истцом не доказан факт нецелевого использования ответчиком средств межбюджетных трансфертов в заявленной сумме.
Оснований для переоценки указанного вывода материалы дела не содержат. Результат работ, предусмотренный проектной документацией, техническим заданием заказчика по контракту, как следует из акта приемки работ (т. 1, л.д. 39-40, т.3, л.д. 60-62), достигнут.
Обоснованность примененной истцом и комиссией пропорции при расчете превышении стоимости работ не подтверждена доказательствами.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которым не давалась оценка при рассмотрении дела судом первой инстанции.
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.
Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом. Этим доказательствам дана надлежащая правовая оценка с позиции их относительности, допустимости и достоверности. Выводы о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2012 по делу N А29-7311/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.Б. Савельев |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7311/2012
Истец: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр правового обеспечения", Министерство здравоохранения Республики Коми
Ответчик: Администрация муниципального образования городского округа "Ухта"