25 июля 2012 г. |
А11-13033/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Котенковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2012
по делу N А11-13033/2011,
принятое судьей Тимчуком Н.Г.
по заявлению индивидуального предпринимателя Алексаковой Любови Ивановны
о признании незаконными решений Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Владимирской области от 09.11.2011 N 33/601/11-59810, от 18.11.2011 N 33/601/11-61944, от 18.11.2011 N 33/601/11-61947,
при участии:
от филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области - Пеженковой А.Н. по доверенности от 30.01.2012 N 11,
и установил:
индивидуальный предприниматель Алексакова Любовь Ивановна (далее - Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными решений Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Владимирской области (далее - Учреждение) от 09.11.2011 N 33/601/11-59810, от 18.11.2011 N 33/601/11-61944, от 18.11.2011 N 33/601/11-61947, об обязании Учреждения восстановить сведения в государственном кадастре недвижимости о земельных участках со старыми кадастровыми номерами и определить сроки вышеуказанных действий.
Решением от 05.04.2012 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования Предпринимателя в полном объеме.
Учреждение не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Учреждение не согласно с выводом суда о непредставлении доказательств, подтверждающих правомерность совершенных им действий по снятию с кадастрового учета спорных земельных участков, полагая, что указанные действия соответствовали части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
По мнению заявителя апелляционной жалобы, продление на неопределенный срок пользования земельным участком по договору аренды, заключенному на срок менее года, не является основанием для утраты временного характера сведений о земельных участках, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Кроме того, Учреждение указало, что после аннулирования сведений о земельных участках необходимо вновь пройти процедуру постановки его на государственный кадастровый учет, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность восстановления исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия, в отзыве на апелляционную жалобу оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Учреждения, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю на праве собственности принадлежат здание КНС N 2, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Суловская; здание КНС N 3, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Полевая; здание КНС N 4, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, район очистных сооружений (свидетельства о государственной регистрации права от 13.07.2011 серии 33 АЛ NN 172468, 172469, 172465).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 33:25:000180:11, 33:25:000028:294, 33:25:000056:42, которые поставлены на кадастровый учет, о чем свидетельствуют имеющиеся в деле кадастровые паспорта от 02.08.2011 N N 33/203/11-97499, 33/203/11-97505, 33/203/11-97513 (решения от 23.10.2009 N 25/09-1642, от 27.10.2009 NN 25/09-1660, 25/09-1661).
19.08.2011 между администрацией муниципального образования г. Гусь-Хрустальный (арендодатель) и Предпринимателем (арендатор) заключены договоры аренды находящихся в государственной собственности земельных участков: N 43603 (земельный участок, расположенный по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Полевая), N 43604 (земельный участок, расположенный по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, очистные сооружения), N 43639 (земельный участок, расположенный по адресу: Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный, ул. Суловская). Земельные участки переданы Предпринимателю по актам приема-передачи.
В ответ на запросы Учреждения от 31.10.2011 N 1052, от 10.11.2011 N 1071, от 10.11.2011 N 1072 Гусь-Хрустальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области в уведомлениях от 08.11.2011, 17.11.2011 сообщило об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на указанные земельные участки.
На основании указанных уведомлений, установив истечение двухлетнего срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений и отсутствие государственной регистрации права в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 33:25:000180:11, 33:25:000028:294, 33:25:000056:42, Учреждение решениями от 09.11.2011 N 33/601/11-59810, от 18.11.2011 N 33/601/11-61944, от 18.11.2011 N 33/601/11-61947 аннулировало спорные земельные участки как объекты недвижимости на основании части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Посчитав указанные решения Учреждения не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из положений статьи 11.1, пункта 1 статьи 11.2, 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) следует, что земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены уполномоченными органами в аренду гражданам, юридическим лицам.
Согласно статье 70 Кодекса государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (статье 1).
Правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости.
Таким образом, учтенный в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ земельный участок является объектом гражданского оборота до момента снятия его с кадастрового учета и может быть обременен в установленном законом порядке правами и обязанностями заинтересованных лиц.
В силу статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно статье 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1).
К внесенным в ГКН сведениям при постановке на учет земельного участка, имеющим временный характер, в силу части 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Закона.
Часть 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений) указывает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
В рассматриваемом случае оспариваемые решения приняты Учреждением в пределах его полномочий, обоснованы истечением двух лет со дня постановки спорных земельных участков на учет и отсутствием государственной регистрации права.
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации отсутствие в ЕГРП сведений о правах на земельные участки не является свидетельством отсутствия законных прав заинтересованных лиц, в частности, Предпринимателя на данные объекты недвижимости.
Возникновение и прекращение права аренды на земельный участок производится при наличии предусмотренных законом правовых оснований (статьи 25, 46 Кодекса).
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, право аренды у Предпринимателя в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 33:25:000056:42, 33:25:000180:11, 33:25:000028:294 основано на соответствующих договорах аренды от 19.08.2011 N 43603, от 19.08.2011 N 43604, от 25.08.2011 N 43639.
Вышеупомянутые договоры заключены на неопределенный срок и являются действующими, поскольку гражданское и земельное законодательство не содержит какого-либо запрета на заключение договора аренды земельного участка без указания срока действия, поэтому не требуется государственная регистрация данных договоров в силу статей 131, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, учитывая, что в силу статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ снятие с кадастрового учета объекта недвижимости влечет прекращение его существования, следовательно, оспариваемые действия Учреждения привели к аннулированию предмета аренды при существующих договорах аренды земельных участков от 19.08.2011 N 43603, от 19.08.2011 N 43604, от 25.08.2011 N 43639.
Таким образом, у Учреждения отсутствовали основания для принятия решений об аннулировании спорных земельных участков.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые решения Учреждения не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Обязанности, возложенные судом первой инстанции на Учреждение, соотносимы с допущенным нарушением и направлены на восстановление положения, существовавшего до принятия оспариваемых решений.
Арбитражный суд Владимирской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Учреждения по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании норм права, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2012 по делу N А11-13033/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-13033/2011
Истец: ИП Алексакова Любовь Ивановна
Ответчик: ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Владимирской области, Филиал Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" по Владимирской области
Третье лицо: филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Владимирской области, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная Кадастровая палата" по Владимирской области