Трехстороннее взаимодействие и сотрудничество.
ТК РФ и основные принципы социального партнерства
При достаточно внимательном анализе так называемых основных принципов социального партнерства возникает несколько вопросов. Во-первых, правильно ли они признаны основополагающими категориями трудового права? Во-вторых, можно ли вообще считать их в качестве принципов? В-третьих, являются ли они именно основными, а не просто принципами социального партнерства? Автор предпринял попытку последовательно ответить на поставленные вопросы.
В части второй, раздела 11 Трудового кодекса Российской Федерации впервые в истории права России закреплено социальное партнерство в сфере труда в качестве самостоятельного института трудового права, имеющее важное социально-экономическое, политическое и правовое значение. Несомненно, это позитивное явление требует глубокого и всестороннего анализа и, прежде всего, его общих положений, предусмотренных в главе 3 ТК РФ.
В соответствии со статьей 23 Кодекса социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90 обоснованно была признана утратившей силу часть вторая указанной статьи ТК РФ о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, ибо в этом случае название статьи 23 Кодекса "Понятие социального партнерства" и ее содержание, не соответствовали друг другу.
Вместе с тем легальное определение понятия социального партнерства в сфере труда все же не совсем совершенно, так как в нем, очевидно, поставлен знак равенства между:
1. Работниками и их представителями;
2. Работодателями и их представителями.
В статье 25 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. В качестве образца правильного регулирования можно привести также статью 40 Кодекса, в соответствии с которой коллективный договор - правовой акт, "заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей". Это научно обоснованные положения следовало бы взять за основу в теории трудового права, на практике, в том числе теми, кто призван заниматься нормотворческой деятельностью.
В статье 24 Трудового кодекса РФ сформулированы основные принципы социального партнерства в сфере труда, а именно:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
При достаточно внимательном анализе так называемых основных принципов социального партнерства возникает несколько вопросов.
Во-первых, правильно ли они признаны основополагающими категориями трудового права?
Во-вторых, можно ли вообще считать их в качестве принципов?
В-третьих, являются ли они именно основными, а не просто принципами социального партнерства?
Предпримем попытку последовательно ответить на поставленные вопросы. Исходя из идеи и "духа" социального партнерства в сфере труда представляется в известной мере надуманным либо искусственным закрепление в Трудовом кодексе РФ таких основных принципов как равноправие сторон, свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств и реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами. По поводу всех указанных четырех основных принципов социального партнерства нельзя не отметить, а можно ли представить сотрудничество работников и работодателей без свободного обсуждения социально-трудовых вопросов добровольности принятия обязательств и их реальности? Очевидно, нет. Это само собой разумеющиеся и присущие институту социального партнерства признаки.
Другой основной принцип - заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях не соответствует современным реалиям. Практика свидетельствует о том, что большинство работодателей особенно в сфере предпринимательской и коммерческой деятельности не заинтересованы в заключении коллективных договоров. Еще более рельефно и заметно это явление, когда субъектом коллективно-договорного процесса является индивидуальный предприниматель (см. статью 40 ТК РФ в ред. ФЗ от 30 июня 2006 г.).
Следующий основной принцип - обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. А что может быть другой вариант? Зачем же тогда заключать социально-партнерские нормативные соглашения, если их не выполнять?!
А основной принцип социального партнерства в сфере труда - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений представляется в большей степени искусственной конструкцией, так как юридическая ответственность - это основополагающая категория права и фундаментальное начало любой правовой системы. Очевидно, не случайно, что в статье 2 Трудового кодекса РФ не предусмотрена в качестве основного принципа трудового права ответственность субъектов этой важнейшей отрасли российского права.
Без сомнения следовало бы исключить из статьи 24 Кодекса положение о соблюдении сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ибо это не основной принцип института социального партнерства, а общеправовой принцип законности, справедливо закрепленный в статье 15 Конституции Российской Федерации.
В связи с этим возникает еще один не менее актуальный вопрос, а почему последние две общеправовые категории не получили свое закрепление, например, в центральном институте трудового права - трудовом договоре или в других институтах (заработная плата, охрана труда и т.д.). Видимо потому, что они надуманные, не несущие нужной и оправданной смысловой нагрузки (за исключением декларативной, пропагандисткой).
В статье 26 Трудового кодекса РФ предусмотрены уровни социального партнерства. В частности, социальное партнерство осуществляется на:
- федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
- региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
- отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.
Полагаю вполне логичной постановку вопроса об исключении из содержания статьи 26 ТК РФ термина "уровень" во всех шести случаях (от федерального до локального). Наряду с этим полагаю, что было уместным уточнить категорию "в муниципальном образовании" ибо она не основана на положениях главы 8 Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении.
Вместе с тем важно отметить, что Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90 обоснованно изменил название статьи 26 Трудового кодекса РФ, то есть вместо названия "Система социального партнерства" закрепил "Уровни социального партнерства". До нововведения возникал вопрос: а может ли правовая или иная вообще система включать в себя "уровни", а не элементы либо составные части? Представляется, что нет.
Заслуживает пристального внимания статья 27 Кодекса о формах социального партнерства в сфере труда. Впервые в истории российского трудового права закреплено, что социальное партнерство осуществляется в формах:
- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Однако последний абзац не учитывает изменение, внесенное в раздел XIII и главы 60-61 ТК РФ (в ред. ФЗ от 30 июня N 90), предусматривающей положение о рассмотрении и разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.
В связи с важностью и практической значимостью участия представителей работников и работодателей в рассмотрении трудовых споров, а не только в их разрешении, есть смысл уточнить в этой части статью 27, а также статью 1 Трудового кодекса РФ (до настоящего времени закрепляющей положение о правовом регулировании отношений по разрешению трудовых споров).
Другой составной частью института социального партнерства в сфере труда является представительство работников и работодателей. В главе 4 Трудового кодекса РФ предусмотрены нормы о представителях работников и работодателей в социальном партнерстве (в ред. ФЗ от 30 июня 2006 г).
Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяют более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном Трудовым кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (статьи 29-31 Кодекса).
Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляет руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
При общей положительной оценке концепции представительства работников и работодателей в социальном партнерстве в сфере труда следует подчеркнуть, что статья 31 Трудового кодекса РФ все же устанавливает определенный приоритет первичных профсоюзных организаций перед иными представителями работников. Обоснованно ли это? Полагаю, что вряд ли. Статистические данные свидетельствуют о том, что большинство коммерческих организаций и, как правило, работники работодателя-индивидуального предпринимателя не охвачены профсоюзами. Кто же тогда будет у них представителем? Конечно иной представитель. Так может быть в современный период иной представитель более значимый субъект, чем первичная профсоюзная организация?! В любом случае логично было бы в статье 31 ТК РФ закрепить более демократичное положение: "интересы работников организации, работодателя-индивидуального предпринимателя представляют первичная профсоюзная организация или Совет работников (производственный Совет либо иной представитель).
Главная идея в рассматриваемом аспекте - это кардинальное расширение представительства работников в социальном партнерстве в сфере труда с целью эффективной защиты их прав, свобод и законных интересов.
Далее, не совсем объяснимо выделение в Трудовом кодексе статьи 34. Иные представители работодателей. Очевидно, здесь не учтено в должной мере то, что в бюджетной сфере трудятся примерно 12 миллионов работников (а по некоторым статистическим данным - 15), то есть более четверти всех работников. Таким образом, содержание статьи 34 целесообразно было бы включить в статью 33 Кодекса "Представители работодателей" в качестве третьей части.
Необходимо исключить из главы 4 ТК РФ непоследовательность и неточность некоторых положений, касающихся рассмотрения и разрешения трудовых споров. Так, в части второй статьи 29 Кодекса закреплено "рассмотрение трудовых споров", в части третьей этой же статьи "разрешение коллективных трудовых споров". В части первой статьи 33 Кодекса - "рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров", в части второй этой же статьи и в статье 34 - "разрешение коллективных трудовых споров".
Следующий элемент института современного российского трудового права - органы социального партнерства, содержащийся в главе 5 Трудового кодекса РФ. Согласно статье 35 Кодекса, для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Позитивным явлением следует признать внесение Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90 в Трудовой кодекс РФ статьи 35-1.01 "Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда".
В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, - соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.
Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Нетрудно заметить, что глава 5 Трудового кодекса РФ (ныне состоящая из двух статей 35-35-1) содержит нормы, имеющие общее значение для института социального партнерства в сфере труда. Закономерен вопрос: почему данные нормы не закреплены в главе 3 Кодекса. "Общие положения"? Считаю, что надлежащее их место в главе 3, наряду с нормами о понятии, основных принципах, сторонах, уровнях и формах социального партнерства.
Еще один вопрос, который нуждается в своевременном решении. Так, на федеральном и локальном уровнях образуются органы социального партнерства, и на межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом), территориальном уровнях могут образовываться органы социального партнерства. Следовательно, на четырех уровнях (из шести) может и не быть соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Обоснованно ли это?! Представляется, что нет.
Кроме того, последовательность закрепления уровней, где создаются или могут образовываться комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 35 ТК РФ) не совсем логична и ее необходимо привести в соответствие со статьей 26 Кодекса.
Следующий элемент института социального партнерства в сфере труда - группа норм, устанавливающих порядок ведения коллективных переговоров (глава 6 Трудового кодекса РФ). В соответствии со статьей 36 Кодекса представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями и органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом.
Представляется несколько необъяснимой часть 1 статьи 36 ТК РФ о закреплении первоначально нормы об участии в коллективных переговорах, а затем о праве на инициативу о проведении таких переговоров. Логичнее было бы изложить наоборот.
Часть 2 статьи 36 Кодекса в большей мере относится к порядку ведения коллективных переговоров. Однако он специально закреплен в статье 37 ТК РФ.
Вместе с тем статья 37 Кодекса содержит ряд норм, не относящихся к порядку ведения коллективных переговоров, а именно:
- представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, ибо это положение уже обоснованно закреплено в статье 24. Основные принципы социального партнерства;
- две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган;
- если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями;
- право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Определенно можно констатировать, что последние три абзаца- классический пример норм о представителях работников и работодателей в социальном партнерстве, и без сомнения их следовало бы исключить из статьи 37 ТК РФ и закрепить в главе 4.
В связи с этим вызывает недоумение то, что статья 37 Трудового кодекса РФ называется "Порядок ведения коллективных переговоров", а в ее содержании большинство норм, регулирующих иные отношения социального партнерства. Налицо явное несоответствие. И завершается эта статья парадоксально: "Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров".
Небесспорно включение статьи 38 "Урегулирование разногласий" в главу 6 Кодекса. В ней предусмотрено, что если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном Трудовым кодексом (ср. с главой 61 "Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров"). Итак, можно утверждать, что данная статья в большей мере относится к институту трудовых споров.
В статье 39 ТК РФ закреплены гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. Однако система российского трудового права включает в себя самостоятельный институт гарантий и компенсаций и, разумеется, надлежащее место этой статьи в разделе VII Кодекса.
Следующая группа норм о коллективных договорах и соглашениях представляет собой важнейший элемент института социального партнерства в сфере труда.
Вместе с тем и здесь правовая регламентация далеко не идеальна. Так, статья 40 "Коллективный договор" называется чрезмерно широко. А почему бы не назвать данную статью так: "Понятие коллективного договора"?
После определения понятия коллективного договора части 2-3 статьи 40 ТК РФ предусматривают: при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами.
Представляется более правильным, что указанные положения следовало бы закрепить после норм об изменении и дополнении коллективного договора (статья 44 Кодекса). А в лучшем случае часть 3 статьи 40 Кодекса все же целесообразнее отнести к институту трудовые споры.
Требуют существенного улучшения нормы статьи 41 ТК РФ о содержании и структуре коллективного договора, ибо в ней игнорируется научно обоснованная система трудового права и заметна определенная непоследовательность. Так, в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
- формы, системы и размеры оплаты труда;
- выплата пособий, компенсаций;
- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
- соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением и т.д.
Оптимально было бы выделить первоначально положения трудового права, а затем права социального обеспечения и других отраслей права. Но главное исключить разброс норм и придать им системность. Например,
- занятость, профессиональное обучение (переобучение), условия высвобождения работников;
- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
- формы, системы и размеры оплаты труда;
- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции и пр.;
- выплата пособий, компенсаций;
- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин, лиц с семейными обязанностями и в возрасте до восемнадцати лет;
- экологическая безопасность на производстве и т.д.
Статья 45 Трудового кодекса РФ определяет понятие соглашения и виды соглашений, а ее название несколько шире - "Соглашение. Виды соглашений".
Содержание и структура соглашения определяется по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе вопросов для обсуждения и включения в соглашение.
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
- оплата труда;
- условия и охрана труда;
- режимы труда и отдыха;
- развитие социального партнерства;
- иные вопросы, определенные сторонами (статья 46 ТК РФ).
С учетом системы трудового права предполагаемая редакция данной статьи следующая:
- развитие социального партнерства;
- рабочее время и время отдыха;
- оплата труда;
- условия и охрана труда;
- иные вопросы, определенные сторонами.
В статье 48 Трудового кодекса РФ. "Действие соглашения" предусмотрены отдельные положения, которые не могут быть отнесены к указанному явлению. В частности,
- соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением;
- порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Другим составным элементом института социального партнерства в сфере труда является участие работников в управлении организацией (глава 8 Кодекса).
В соответствии со статьей 52 ТК РФ право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. В данном случае допущена методологическая неточность, право не регулируется, оно может быть закреплено либо предусмотрено. Общеизвестно, что регулируются общественные отношения.
Для практики представляется актуальной статья 53 Кодекса. "Основные формы участия работников в управлении организацией".
Такими формами являются:
- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором;
- проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
- обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
- участие в разработке и принятии коллективных договоров;
- иные формы, определенные Трудовым кодексом, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.
В рассматриваемом контексте возникает вопрос: уместно ли включать в число основных форм участия работников в управлении организацией "иные формы"?
И последний элемент института - ответственность сторон социального партнерства (глава 9 ТК РФ).
В статье 54 Кодекса предусмотрена ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. В статье 55 - ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.
Лица, виновные в этом, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
Думается, что в перспективе главу 9 Трудового кодекса РФ необходимо исключить из института социального партнерства в сфере труда. В части пятой, разделе XIII и главе 62 Кодекса предусмотрена "Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права" и в ней следовало бы закрепить положения об ответственности сторон социального партнерства.
При этом нужно привести их в соответствие с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, ибо он предусматривает административную ответственность только работодателя или лица, его представляющего в случаях:
- уклонения от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (статья 5.28);
- непредоставления информации, необходимой для проведения коллективного договора, соглашения (статья 5.29);
- необоснованного отказа от заключения коллективного договора, соглашения (статья 5.30);
- нарушения или невыполнения обязательств по коллективному договору, соглашению (статья 5.31).
А. Петров,
д.ю.н., профессор, Государственный университет -
Высшая школа экономики
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107