г. Москва |
|
04 марта 2013 г. |
Дело N А41-29455/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в судебном заседании участвуют:
от заявителя - Барабанова Е.В. по доверенности от 28.12.2012 N 1303;
от заинтересованного лица - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Чеховского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2012 года по делу N А41-29455/12, принятое судьей А.В. Гриневой, по заявлению ЗАО "Активы (Чехов)" (ОГРН 1095048002389) к Администрации Чеховского муниципального района Московской области об обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Активы (Чехов)" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации Чеховского муниципального района Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, с требованиями:
- о признании незаконным бездействия Администрации Чеховского муниципального района Московской области, выразившегося в непринятии решения о предоставлении ЗАО "Активы (Чехов)" в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:31:0050211:1, площадью 150090,0 мI, почтовый адрес ориентира: Московская область, Чеховский район, СП Стремиловское, в районе Дубненского СТО, не направлении проекта договора купли-продажи земельного участка;
- об обязании Администрации Чеховского муниципального района принять решение о предоставлении ЗАО "Активы (Чехов)" в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:31:0050211:1, площадью 150090,0 мI, почтовый адрес ориентира: Московская область, Чеховский район, СП Стремиловское, в районе Дубненского СТО, кадастровая стоимость 28 449 259,00 руб., путем выкупа земельного участка по цене 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка;
- об обязании Администрации Чеховского муниципального района заключить с ЗАО "Активы (Чехов)" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:31:0050211:1, площадью 150090,0 мI, почтовый адрес ориентира: Московская область, Чеховский район, СП Стремиловское, в районе Дубненского СТО, кадастровая стоимость 28 449 259,00 руб., путем выкупа земельного участка по цене 2,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2012 года по делу N А41-29455/12 заявленные ЗАО "Активы (Чехов)" требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Администрации Чеховского муниципального района Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что заявителем не обоснован размер испрашиваемого земельного участка с учетом размера находящихся в его собственности объектов недвижимости.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Материалами дела установлено: ЗАО "Активы (Чехов)" является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Стремиловское, в районе Дубненского СТО: спальный корпус, кадастровый номер 50:31:03:01067:001; кружок выжигания, кадастровый номер 50:31:03:01058:001; спальный корпус, кадастровый номер 50:31:03:01066:001; кружок рисования, кадастровый номер 50:31:03:01062:001; прачечная-котельная, кадастровый номер 50:31:03:01057:001; спальный корпус, кадастровый номер 50:31:03:01060:001; столовая, кадастровый номер 50:31:03:01065:001; клуб, кадастровый номер 50:31:03:01063:001; медицинский изолятор, кадастровый номер 50:31:03:01061:001; дом начальника, кадастровый номер 50:31:03:01064:001.
Указанные объекты приобретены заявителем по договорам купли-продажи недвижимого имущества от 31.12.2009. В отношении объектов заявителем в мае-июне 2010 года получены свидетельства о государственной регистрации права собственности.
ЗАО "Активы (Чехов)" 02 мая 2012 года обратилось в Администрацию Чеховского района с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого им земельного участка, поскольку на нем расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества.
В связи с отсутствием ответа Администрации Чеховского муниципального районам Московской области, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган государственной власти или местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из смысла названных норм следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.
Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.
Апелляционным судом установлено, что спорный земельный участок не является ограниченным в обороте или изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Для реализации права на приобретение в собственность земельного участка заявитель должен подтвердить только право собственности на объекты недвижимости.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 8, статьи 219 ГК РФ).
Согласно статьям 2, 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник задания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 ЗК РФ, орган местного самоуправления обязан в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении в собственность земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность, и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить проект договора купли-продажи направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Следовательно, общество правомерно обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370). Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно статьям 28, 29 ЗК РФ, решение о предоставлении земельного участка принимается на основании заявления, поданного в письменном виде в орган местного самоуправления.
В силу статьи 29 ЗК РФ в совокупности с положениями статьи 11 этого же Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления земельных участков собственникам объектов недвижимости предусмотрен статьей 36 ЗК РФ.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Под бездействием, обжалуемым в порядке статьи 198 АПК РФ следует понимать неисполнение органом власти, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В данном случае, подача заявления о заключении договора купли-продажи порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть вопрос о принятии решения о предоставлении участка в собственность заявителю и о составлении проекта договора и направлении его заявителю.
Исходя из положений действующего законодательства, администрация Чеховского района, которой подана заявка, обязана была рассмотреть заявление общества и дать по нему мотивированный ответ (статья 36 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (подпункт 4 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Согласно статье 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Формальные требования закона о рассмотрении заявки и даче письменного ответа администрацией не были соблюдены, в силу чего усматривается нарушение прав заявителя, выразившееся в не рассмотрении заявки заявителя, соответственно, не принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность либо об отказе в предоставлении земельного участка.
Ответа, содержащего мотивированный отказ, либо запрос дополнительных документов, либо согласие на предоставление земельного участка, по истечении установленного срока обществу не направлено. Доказательств наличия такого ответа администрация не представила.
Судом установлено, что заявитель является собственником объектов недвижимого имущества - складов, телефонных канализаций, цехов и т.д. Указанные здания, строения, сооружения, приобретены заявителем по договору купли-продажи у Чеховского завода энергетического машиностроения, право которого возникло на основании Плана приватизации.
Испрашиваемый заявителем земельный участок общей площадью 150 090 мI состоит на кадастровом учете с 20 ноября 2003 года, установлен вид разрешенного использования "под территорию базы отдыха "Сказка", с адресом: Московская область, г. Чеховский район, СП Стремиловское, в районе Дубненского СТО.
Согласно заключению ООО "Мелиор Бизнес Консалтинг" от 12.10.2012 площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации и использования объектов недвижимости заявителя, должна составлять 151 400 мI.
Администрацией не представлены суду надлежащие (достаточные, относимые и допустимые) доказательства, подтверждающие законность бездействия по не предоставлению в собственность заявителя спорного земельного участка.
Документы, свидетельствующие о правомерности формирования спорного земельного участка под эксплуатацию находящихся на нем объектов недвижимости, в материалах дела имеются.
Кадастровый учет земельного участка проведен в соответствии с земельным законодательством, нарушений в его осуществлении не установлено. При данных обстоятельствах, заявитель имеет законное право на приобретение в собственность земельного участка площадью 151 400 мI, занятого принадлежащими заявителю на праве собственности зданиями, строениями и сооружениями.
Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной стоимости на территории Московской области, регулируется статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и статьей 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", согласно которым до 01.01.2010 собственники зданий, строений, сооружений приобретают земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по цене установленной субъектами Российской Федерации, а именно в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога на единицу площади земельного участка (подпункт 3 пункта 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ), что соответствует испрашиваемой обществом цене земельного участка.
Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится, законом или судом не установлено.
Ссылку в апелляционной жалобе на то, что заявителем не обоснован размер испрашиваемого земельного участка, апелляционный суд находит несостоятельной, поскольку согласно заключению ООО "Мелиор Бизнес Консалтинг" от 12.10.2012 площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации и использования объектов недвижимости заявителя, должна составлять 151 400 мI.
Доказательств, подтверждающих, что площадь испрашиваемого земельного участка не соответствует площади земельного участка, необходимой для использования принадлежащих обществу объектов недвижимого имущества, заинтересованным лицом не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованном взыскании с администрации расходов по уплате государственной пошлины, в связи с тем, что орган местного самоуправления не является плательщиком государственной пошлины в силу статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, апелляционный суд находит несостоятельным.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ и пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007 судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Возврат государственной пошлины из бюджета, в который производилась его уплата, в случае, если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, статьей 333.40 НК РФ, устанавливающей основания и порядок возврата государственной пошлины, не предусмотрен.
Изменения, внесенные статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 1 статьи 333.37 НК РФ об освобождении государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины, на распределение судебных расходов не распространяются.
Взыскание с администрации уплаченной заявителем в бюджет государственной пошлины возлагает на заинтересованное лицо обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебных расходам.
Освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов законодательством не предусмотрено.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2012 года по делу N А41-29455/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Чеховского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29455/2012
Истец: ЗАО "Активы (Чехов)"
Ответчик: Администрация Чеховского муниципального района, Администрация Чеховского муниципального района Московской области