Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2013 г. N 13АП-1403/13
г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2013 г. |
Дело N А26-7411/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Федуловой М.К.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Ислянтьева Е.Б. - доверенность от 20.11.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1403/2013) автономной некоммерческой организации дополнительного образования "Центр развития" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.11.2012 по делу N А26-7411/2012 (судья Л.А. Васильева), принятое
по заявлению автономной некоммерческой организации дополнительного образования "Центр развития"
к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
о признании незаконным бездействия, выраженного в непредоставлении денежных средств на возмещение расходов, произведенных в связи с выплатой страхового обеспечения
установил:
Автономная некоммерческая организация дополнительного образования "Центр развития" (ОГРН 1111000000374, ИНН 1014012015) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд социального страхования) о признании недействительным решения N 8660 от 19.09.2012 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 190 178,71 руб. и в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 69027,19 руб.
Решением суда от 23.11.2012 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель направил жалобу в суд апелляционной инстанции. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что оспариваемое решение было вынесено Фондом социального страхования с нарушением срока установленного частью 3 статьи 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", что является самостоятельным основанием для признания решения N8660 от 19.09.2012 недействительным.
Заявитель в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть жалобы в отсутствие представителя АНО "Центр развития".
В судебном заседании представитель Фонда социального страхования просил отказать в удовлетворении жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Автономная некоммерческая организация дополнительного образования "Центр развития" зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1111000000374, а также в качестве страхователя в отделении Фонда за номером 1000800902.
Согласно протоколу от 25.01.2011 конференции Местной общественной организации Карельской республиканской организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Олонецкое районное общество инвалидов) была создана Автономная некоммерческая организация дополнительного образования "Центр развития", директором которой избрана Перцева Екатерина Андреевна.
21.03.2011 между Местной общественной организацией Карельской республиканской организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Олонецкое районное общество инвалидов и Перцевой Екатериной Андреевной заключен трудовой договор (контракт) на срок три года. Пунктом 10 названного договора определено, что за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором (контрактом) и в целях стимулирования деятельности директору выплачивается ежемесячно должностной оклад в размере 18000 руб., ежемесячно доплаты в размере 50 процентов за сложность, напряженность и специальный режим работы, а также районный коэффициент и северная надбавка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16 июля 2012 года Организация в соответствии с положениями части 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ представила в Фонд письменное заявление о выделении средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, сложившихся на 01.07.2012, в сумме 212165,76 руб., в том числе пособие по беременности и родам - 120578,76 руб., ежемесячное пособие по уходу за ребенком в сумме 91586,24 руб.
Согласно представленному с заявлением расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме-4 ФСС за полугодие 2012 года задолженность за территориальным органом Фонда на конец отчетного (расчетного) периода с учетом ранее непринятой суммы 120 578,76 руб. (решение Фонда N 69 от 25.08.2011, которым Организации частично выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 24 511,94 руб. и отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 120 578,76 руб.) составляет 91014,24 руб.
Фондом проведена камеральная проверка правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату указанных пособий, по результатам которой составлен акт N 4777 от 07.08.2012 и принято решение от 19.09.2012 N 8660, которым выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 21987,05 руб. за период с 11.10.2011 по 30.06.2012, рассчитанного из минимального размера, установленного законодательством по уходу за первым ребенком (до 01.01.2012 в сумме 2523,48 руб. за полный месяц, с 01.01.2012 - в сумме 2674,90 руб. за полный месяц); отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 190 178,71 руб. и не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 69027,19 руб.
Полагая, что решение Фонда социального страхования в части отказа в возмещении средств в сумме 190 178,71 руб. и непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 69 027,19 руб. не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, АНО "Центр развития" обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения в оспариваемой части недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Условия и порядок выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей в связи с их рождением, установлены Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, являются одними из видов страхового обеспечения, которые выплачиваются застрахованному лицу страхователем за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страховых случаев.
При этом возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В соответствии с частью 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае осуществления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами; произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, производивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 11.10.2011 директору Центра Перцевой Е.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой ежемесячного пособия. Расчет ежемесячного пособия произведен страхователем исходя из среднедневного заработка в размере 870,30 руб. и определен в размере 10 583,00 руб. При этом при расчете пособия Организация исходила из среднего заработка застрахованного лица в размере 31 050 руб. в месяц.
Фонд на основании положений пункта 5.1 статьи 14, пункта 1 статьи 11.2, пункта 5.2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ указал, что с учетом предписаний закона размер пособия должен составлять 10 582,85 руб., а не 10 583,00 руб., как считает заявитель. Вместе с тем, Фонд социального страхования пришел к выводу о небоснованности произведенного Организацией расчета пособия, поскольку в соответствии с ранее принятым Фондом решением от 25.08.2011 N 69 заявителю было отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 120 578,76 руб.
Судом первой инстанции установлено, что Автономная некоммерческая организация дополнительного образования "Центр развития" в рамках дела А26-6993/2011 оспаривала решение Фонда от 25.08.2011 N 69 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 120 578,76 руб.
В рамках указанного дела заявителю было отказано в удовлетворении требований со ссылкой на то, что АНО "Центр развития" создана искусственная ситуация с целью неправомерного возмещения денежных средств из средств Фонда социального страхования РФ.
Судом установлено, что регистрация Организации в качестве юридического лица имела место 29.03.2011, то есть за два месяца до начала осуществления спорных выплат.
21.03.2011 заявитель в лице учредителя заключен трудовой договор с Перцевой Е.А., в соответствии с которым оклад по должности директора установлен в размере 18 000 рублей, предусмотрена ежемесячная доплата в размере 50 процентов за сложность, напряженность и специальный режим работы, районный коэффициент в размере 15%.
В соответствии с данными трудовой книжки Перцева Е.А. до принятия на работу в Организацию в течение 8 месяцев являлась безработной, с последнего места работы уволена 21.07.2010.
С 24.05.2011 Перцева Е.А. выходит в отпуск по беременности и родам, в связи с чем начисляется пособие по беременности и родам в сумме 144 900 рублей, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности - 504,70 рублей, которые на момент проверки (29.06.2011) не выплачены.
В штатном расписании Организации числится 20 единиц, в том числе директор (1), координатор (1), преподаватели (10), тренер для работы с людьми с ограниченными возможностями (2), психолог (1), волонтеры по вспомогательной направленности (5). Оплата труда установлена только директору, остальные работники осуществляют исполнение трудовых обязанностей на благотворительной основе.
Фактически только на должность директора принят работник Перцева Е.А., остальные вакансии свободны.
С момента ухода Перцевой Е.А. в отпуск по беременности и родам Перцевой Е.А. работник на должность директора не принят.
Согласно распоряжению учредителя от 24.05.2011 с момента ухода Перцевой Е.А. в отпуск по беременности и родам за ней сохранены права и обязанности директора Организации на благотворительной основе, то есть без выплаты заработной платы.
Следовательно, заработная плата, установленная штатным расписанием и выплаченная Перцевой Е.А. была обусловлена ее работой только на период до выхода в отпуск по беременности и родам, в период с 01.04.2011 по 24.05.2011.
За проверенный Фондом период в кассу организации поступали добровольные пожертвования: 31.05.2011 - 5000 рублей, 30.05.2011 - 27065 рублей. Поступившие денежные средства в сумме 27065 рублей направлены организацией на выплату заработной платы Перцевой Е.А. за апрель 2011 года. На момент проверки (29.06.2011) заработная плата за май 2011 года и пособие не выплачены.
Основным видом деятельности организации является реализация дополнительных программ по различным направлениям дополнительного образования детей и взрослых.
С момента регистрации Организации в качестве юридического лица страхователь какой-либо деятельности не осуществлял.
Согласно письму Министерства образования Республики Карелия от 25.10.2011 Организация с заявлением о предоставлении лицензии на право ведения образовательной деятельности не обращалась, информации в реестре лицензий не имеется.
На момент установления Перцевой Е.А. заработной платы Организация не имела источников финансирования указанных выплат, что в том числе подтверждается фактом сохранения за директором обязанностей по руководству Организацией, но на благотворительной основе, без выплаты заработной платы.
Экономическая необходимость и деловая обоснованность установления директору Организации должностного оклада в размере 18000 руб. с ежемесячной надбавкой в размере 50% оклада с самого начала деятельности Организации, а впоследствии с момента ухода Перцевой Е.А. в отпуск по беременности и родам возложение на нее трудовых обязанностей на благотворительной основе (без выплаты заработной платы) суду не доказана страхователем.
Заявителем также не представлено достаточных доказательств наличия собственных денежных средств для установления директору оклада в размере 18000 руб. и 50 процентной надбавки.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд установил то обстоятельство, что установление директору Общества должностного оклада в размере 30 000 руб. за 3 месяца до выдачи больничного листа (из которых 1 месяц директор находился в административном отпуске) не было обусловлено производственной необходимостью и финансовой возможностью Общества.
Таким образом, судом, установлено несоответствие названных обстоятельств целям обязательного социального страхования при рассмотрении вопроса о правомерности возмещения заявленных расходов на обязательное социальное страхование, а также учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу о создании Организацией искусственной ситуации для получения средств из Фонда социального страхования Российской Федерации ввиду отсутствия экономической обоснованности установления Перцевой Е.А. на период 2 месяца перед наступлением страхового случая заработной платы не обусловленной экономическим и деловым смыслом.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом изложенного, решение Фонда в оспариваемой части является правильным.
Так же апелляционная инстанция отклоняет довод заявителя о том, что оспариваемое решение было вынесено Фондом социального страхования с нарушением срока установленного частью 3 статьи 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" страховщик имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
Положениями частей 1 и 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Как предусмотрено статьей 34 Закона N 212-ФЗ, камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частью 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 5 этой же статьи лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (части 1, 2, 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела, камеральная проверка представленного Центром расчета (16 июля 2012 года) проведена в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, решение от 19.09.2012 принято уполномоченным лицом в установленный законом срок.
Довод подателя жалобы о нарушении срока, установленного для принятия решения Фондом социального страхования, основан на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит.
При принятии апелляционной жалобы АНО "Центр развития" к производству апелляционным судом в порядке определенном статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины. В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежит взысканию с подателя жалобы в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.11.2012 по делу N А26-7411/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Автономной некоммерческой организации дополнительного образования "Центр развития" (ОГРН 1111000000374, ИНН 1014012015) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1 000 руб.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.