г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2013 г. |
Дело N А26-8243/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): представителя Жоржиковой Н.М. по доверенности от 19.02.2013 N 1946
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2448/2013) ОАО "Карельский окатыш" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.12.2012 по делу N А26-8243/2012 (судья Цыба И.С.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Карельский окатыш"
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия
о признании недействительным (в части) решения
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (далее - ответчик, Фонд) о признании недействительным решения N 15 от 07.08.2012 в части доначисления страховых взносов в сумме 939 751 руб. 17 коп., в том числе на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 666 168 руб. 36 коп., на накопительную часть пенсии в сумме 119 475 руб. 71 коп., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 93 672 руб. 94 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 60 434 руб. 16 коп., а также соответствующих пеней и штрафов.
Решением суда от 10.12.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, просит отменить решение и удовлетворить заявленное требование. По мнению подателя жалобы выплаты работникам-донорам, работникам, осуществляющим уход за детьми и работникам, исполнявшим гособязанности или проходившим военные сборы нельзя признавать объектом обложения страховыми взносами как выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заявитель, надлежащим образом в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021000879316 и является страхователем в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Фондом проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В ходе проверки установлено, что Обществом не включены в базу для начисления страховых взносов следующие суммы:
- за 2010 год: 1 100 800 руб. 13 коп. - суммы начисленной и выплаченной работникам оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно при проведении отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, от пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации;
- за 2010 год: 110 000 руб. - сумма единовременного выходного пособия в связи с выходом на пенсию;
- за 2011 год: 489 599 руб. 42 коп. - сумма выходного пособия при увольнении по соглашению сторон;
- за 2011 год: 1 567 158 руб. 06 коп. - сумма среднего заработка, выплаченного работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха;
- за 2011 год: 10 449 руб. 60 коп. - сумма среднего заработка, выплаченного работникам в период прохождения ими военных сборов;
- за 2011 год: 334 341 руб. 31 коп. - сумма среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами;
- за 2011 год: 1 109 759 руб. - сумма среднего заработка, выплаченного работникам за время исполнения ими государственных или общественных обязанностей;
- за 2010 год: 370 583 руб. - выплаты работникам, произведенные в связи с праздничными и юбилейными датами.
По итогам проверки Фондом составлен акт N 35 от 27.06.2012 (л.д.13-22), который вручен лично представителю Общества Сахнову В.Н.
Общество 18.07.2012 представило в Фонд возражения на акт выездной проверки (л.д.23-26).
Фондом 07.08.2012 принято решение N 15 (л.д.27-31), которым Обществу доначислены страховые взносы в сумме 1 457 316 руб. 10 коп., в том числе на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 1 055 079 руб. 57 коп., на накопительную часть пенсии в сумме 174 136 руб. 98 коп., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 126 245 руб. 74 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 101 853 руб. 81 коп., начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 215 225 руб. 45 коп., в том числе на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 156 318 руб. 90 коп., на накопительную часть пенсии в сумме 25 774 руб. 12 коп., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 17 675 руб. 24 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 15 457 руб. 19 коп., Общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 291 463 руб. 22 коп.
Полагая, что решение Фонда в части доначисления страховых взносов за 2011 год на суммы среднего заработка, выплаченного работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха; суммы среднего заработка, выплаченного работникам в период прохождения ими военных сборов; суммы среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, а также соответствующих пеней и штрафа не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Фонда в указанной части.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, посчитал, что заявленное требование является необоснованным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, считает, что решение суда подлежит изменению.
Правоотношения в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулируются Федеральным законом N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). В силу п.1 ст.20.1 Закона N 125-ФЗ - объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (п.2 ст.20.1 Закона).
Статья 20.2 Закона N 125-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Как следует из материалов дела, спор возник в связи с обложением страховыми взносами сумм среднего заработка, выплачиваемого работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (ст.186 НК РФ) и в период прохождения работниками военных сборов (п.2 ст.6 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно ст.186 ТК РФ работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Согласно п.2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 - финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение): за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы - среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Таким образом, в период прохождения военных сборов и в дни сдачи крови работники не исполняют свои обязанности на предприятии, но трудовые отношения с ними не прекращаются; за работниками сохраняется и им выплачивается заработная плата в размере среднего заработка. При этом от размера выплат (среднего месячного заработка), с которых исчисляются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зависит и размер пособия, подлежащего выплате в результате наступления страхового случая (пункт 2 статьи 12 Закона N 125-ФЗ).
Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, и в дни сдачи крови, в перечне выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами (ст.20.2 Закона N 125-ФЗ), не поименован.
Учитывая, что спорные выплаты производятся страхователями в пользу застрахованных лиц (работников предприятия) в рамках трудовых отношений, следовательно, они подлежат включению в облагаемую базу начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Аналогичная правовая позиция высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 13.09.2011 г. N 4922/11.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Из приведенных положений Закона следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом Российской Федерации. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Расходы по уплате госпошлины распределены в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.12.2012 по делу N А26-8243/2012 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Заявление удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия от 07.08.2012 N 15 недействительным в части доначисления страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа на сумму среднего заработка работников за дополнительные выходные, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами за 2011 год в размере 334 341 руб. 31 коп.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (ОГРН 1021000880230, адрес: 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Калевала, д.17) в пользу Открытого акционерного общества "Карельский окатыш" (ОГРН 1021000879316, адрес: 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Звездная, д.52) расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях в размере 3 000 руб.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Карельский окатыш" излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы госпошлину в размере 1 000 руб., перечисленную платежным поручением N 22565 от 21.12.2012.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8243/2012
Истец: ОАО "Карельский окатыш"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия