город Омск |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А46-26923/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11259/2012) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Омской области от 09.11.2012 по делу N А46-26923/2012 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" (ОГРН 1045504011134, ИНН 5503080185) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, при участии в деле в качестве третьих лиц: открытого акционерного общества "МТС-Банк" (ОГРН 1027739053704, ИНН 7702045051), Министерства имущественных отношений Омской, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области - Стрельцов Максим Эдуардович по доверенности N 55/2012-10 от 03.10.2012 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
от общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания" - Клюге Наталья Николаевна по доверенности б/н от 06.08.2012 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от открытого акционерного общества "МТС-Банк" представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Омской - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Южно - Сибирская лизинговая компания" (далее по тексту - истец, общество, ООО "ЮСЛК") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, ответчик,) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 02:133 площадью 39 957 кв.м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешённое использование - производственные нужды, местоположение которого установлено: Омская область, Калачинский район, в пределах территории Ивановского сельского поселения, 240 м на восток относительно пересечения дорог М-51 Байкал и Ивановка-Ковалево, равной его рыночной стоимости в размере 5 460 000 руб.; а также об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 02:133 площадью 39 957 кв.м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешённое использование - производственные нужды, местоположение которого установлено: Омская область, Калачинский район, в пределах территории Ивановского сельского поселения, 240 м на восток относительно пересечения дорог М-51 Байкал и Ивановка-Ковалево, в размере 5 460 000 руб. с момента вступления в силу вынесенного судебного решения.
По ходатайству истца суд в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлёк к участию в деле в качестве соответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.11.1012 по делу N А46-26923/2012 требования истца удовлетворены в полном объеме.
С решением суда первой инстанции ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ООО "ЮСЛК" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:07:11 14 02:133 площадью 39 957 кв.м из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, разрешенное использование - производственные нужды, местоположение которого установлено: Омская область, Калачинский район, в пределах территории Ивановского сельского поселения, 240 м на восток относительно пересечения дорог М-51 Байкал и Ивановка-Ковалево (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 896700 от 14.05.2009).
Согласно результатам государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель промышленности и иного специального назначения Омской области, утверждённым Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 22.11.2011 N 42-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Омской области" утверждена кадастровая стоимость конкретных земельных участков по состоянию на 01.01.2008, в том числе и кадастровая стоимость указанного выше земельного участка в размере 27 739 747 руб. 68 коп. (строка 6645).
Полагая, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка превышает его рыночную стоимость, ООО "ЮСЛК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием
Суд первой инстанции, удовлетворяя требований истца, исходил из того, что действующим законодательством и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, данной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предусмотрена возможность установления рыночной стоимости земельного участка для целей кадастрового учета посредством предъявления иска в арбитражный суд. Судом принят во внимание отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка и признано, что указанный земельный участок имеет действительную рыночную стоимость в размере 5 460 000 руб.
Учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, суд удовлетворил иск ООО "ЮСЛК". При этом, в соответствии с постановлением ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области была возложена обязанность внести изменения в сведения о земельном участке относительно его стоимости с момента вступления в силу судебного акта по настоящему арбитражному делу.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области указывает, что судом первой инстанции необоснованно принято решение об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной с привлечением филиала в качестве ответчика. Полагает, что отсутствуют правовые основания для обязания ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области внести установленные судом сведения в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, поскольку считает, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Иные доводы и возражения, изложенные в письменном виде, от участвующих в деле лиц (в том числе третьих лиц: ОАО "МТС-Банк", Министерство имущественных отношений Омской области), в суд апелляционной инстанции не поступили.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя ФГБУ "ФКП Россрееста" по Омской области и представителя общества, соответственно поддержавших изложенные выше доводы и возражения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, на что правильно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении.
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности в РФ, введенной в действие Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Согласно части 3 статьи 16 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости, указано решение суда.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена не только посредством проведения государственной кадастровой оценки, но также и посредством судебного установления рыночной стоимости земельного участка.
Согласно позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела принято во внимание представление истцом отчёта N 235Э6/12 об определении рыночной стоимости земельного участка площадью 39 957 кв.м, кадастровый номер 55:07:11 14 02:0133, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 составляла 5 460 000 руб.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности истцом действительной рыночной стоимости земельного участка в размере 5 460 000 руб.
В суде апелляционной инстанции ни рыночная стоимость, установленная в отчете N 235Э6/12, ни выводы суда первой инстанции о том, что отчет N 235Э6/12 об определении рыночной стоимости земельного участка является надлежащим доказательством по делу, не оспариваются.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:07:11 14 02:0133, содержащаяся в государственном реестре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что противоречит положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы истца как собственника данного земельного участка, уплачивающего земельный налог, определяемый исходя из кадастровой стоимости земельного участка, суд первой инстанции почитал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что, удовлетворив исковые требования ООО "ЮСЛК", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Также суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно была возложена обязанность по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости на ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра", является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Участие органа в судебном споре является следствием реализации им предоставленных ему полномочий, на что прямо указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
С учетом изложенного, суд первой инстанции при вынесении решения верно определил, что требования истца об установлении кадастровой стоимости, о внесении рыночной стоимости земельного участка в размере 5 460 000 рубля в качестве кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости подлежат удовлетворению посредством возложения обязанности по осуществлению указанных действий на ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Омской области.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, подавших апелляционные жалобы. В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области освобождено от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 09.11.2012 по делу N А46-26923/2012 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-26923/2012
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская лизинговая компания"
Ответчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадстра и картографии по Омской области
Третье лицо: Открытое акционерное общество "МТС-Банк", Министерство имущественных отношений Омской области
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10922/13
12.03.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11259/12
16.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11259/12
14.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11259/12
09.11.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-26923/12