Комментарий к приказу Минфина России от 02.08.2007 N 68н
"Об утверждении Порядка списания и восстановления в учете
задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом
(Российской Федерацией)"
1. Общие положения
Приказом Минфина России от 02.08.2007 N 68н был утвержден Порядок списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией) (далее - Порядок).
Данный приказ Минфина России был издан во исполнение ст. 71 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", согласно которой задолженность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией) подлежит списанию с учета в случае прекращения обязательства (или признания погашенным требования по обязательству) по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, или наличия вступившего в законную силу решения суда о признании обязательства недействительным либо исполненным.
Прежде всего отметим, что Порядок не распространяется на задолженность по уплате налогов и сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей, установленных налоговым и таможенным законодательством (абзац второй п. 2 Порядка).
Данный нормативный акт адресован субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам, имеющим задолженность перед Российской Федерацией, и регулирует порядок ее списания по денежным обязательствам, возникшим:
- из договоров и иных сделок;
- из судебного решения;
- вследствие причинения вреда;
- вследствие неосновательного обогащения;
- по иным обстоятельствам, порождающим гражданские права и обязанности в соответствии с законодательством.
Пункт 3 Порядка содержит закрытый перечень случаев, когда задолженность списывается с учета.
2. Случаи списания задолженности в учете
Итак, задолженность подлежит списанию в случаях:
- если должник ликвидирован в установленном законом порядке (кроме случая, если законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного должника возложено на другое лицо);
- если обязательство (в том числе вытекающее из договора поручительства, государственной, муниципальной и банковской гарантии) прекращено по другим основаниям, установленным законом, иными правовыми актами или договором (за исключением случаев прекращения обязательства новацией, прощением долга, отступным, зачетом или исполнением);
- если требование считается погашенным в соответствии с законом;
- если обязательство (сделка) признано (признана) судом недействительным или исполненным (погашенным).
При этом данные обстоятельства подлежат обязательному документальному подтверждению (п. 5 Порядка). Это означает, что уполномоченный орган или организация, осуществляющие функции по учету и/или взысканию задолженности (далее - заявитель), при возникновении вышеперечисленных обстоятельств осуществляют сбор подтверждающих данные обстоятельства документов. Затем заявитель направляет в федеральный орган исполнительной власти, которому законом предоставлено право требования от имени Российской Федерации возврата задолженности (далее - полномочный орган), представление на списание задолженности с учета или на восстановление задолженности в учете с приложением подтверждающих документов.
В Порядке установлены требования к форме подтверждающих документов и к содержанию представления на списание задолженности, которые будут рассмотрены ниже.
По результатам рассмотрения поступивших документов полномочный орган в течение 30 рабочих дней с даты их получения принимает решение о списании задолженности с учета либо направляет заявителю уведомление об отказе в ее списании с указанием причин, по которым решение о списании не может быть принято.
Вышеприведенное решение оформляется в виде приказа полномочного органа.
Копия решения направляется федеральному органу исполнительной власти, на балансе которого учитывается задолженность, а также заявителю.
Федеральный орган исполнительной власти, на балансе которого учитывается задолженность, а также агент Правительства РФ или иная организация, осуществляющая функции по учету данного вида задолженности, отражают списание задолженности в учете на основании принятого полномочным органом решения в соответствии с требованиями, установленными для списания задолженности неплатежеспособных дебиторов.
3. Случаи восстановления задолженности в учете
Списанная задолженность подлежит восстановлению в случаях:
- если установлено, что решение о списании задолженности было принято с нарушением требований, установленных Порядком;
- если прекратились обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о списании задолженности;
- если после принятия решения о списании задолженности установлен факт незаконного получения третьими лицами имущества должника, требования к которому не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства;
- если установлены лица, на которые законом или иными правовыми актами возложено исполнение обязательства должника, задолженность по которому была списана с учета.
Задолженность подлежит восстановлению в учете путем внесения в решение о списании соответствующих изменений. Принятие и реализация решения о восстановлении задолженности осуществляются в порядке, аналогичном порядку принятия и реализации решения о списании задолженности.
Восстановление задолженности осуществляется в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем балансовый учет данного вида задолженности. При отсутствии правопреемника упраздненного (ликвидированного) федерального органа исполнительной власти, на балансе которого учитывалась подлежащая восстановлению задолженность, она подлежит постановке на учет в полномочном органе.
4. Содержание и форма документов, подтверждающих основания
списания/восстановления задолженности в учете
Порядок допускает представление оригиналов документов и копий, как заверенных в установленном порядке, так и незаверенных. Однако при этом налогоплательщикам следует учитывать, что п. 5 Порядка предусматривает, что в полномочный орган направляются подлинники подтверждающих документов или их нотариально заверенные копии, за исключением судебных актов.
Судебные акты направляются в копиях, заверенных гербовой печатью суда, принявшего судебный акт. К рассмотрению принимаются исключительно судебные акты, вступившие в законную силу.
При невозможности направления подлинника или нотариально заверенной копии Порядок допускает направление ксерокопии подтверждающего документа, заверенной органом (организацией), создавшим документ (его правопреемником или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия). Однако в этом случае придется указать причины невозможности представления подлинника или нотариально заверенной копии документа.
Если в создании документа принимали участие несколько органов (организаций), допускается его заверение одним из органов (организаций).
При невозможности направления подлинника или заверенной копии подтверждающего документа допускается представление его незаверенной копии с указанием источника ее происхождения (получения) и причин невозможности представления подлинника документа или его заверенной копии.
Направляемые в полномочный орган копии подтверждающих документов, заверенные не нотариально, должны быть (каждая копия в отдельности) прошиты, пронумерованы и скреплены на оборотной стороне их последнего листа заверительной надписью "копия верна" с указанием фамилии, инициалов и занимаемой должности составителя заверительной надписи, а также количества прошитых листов. Подпись лица, заверившего копию, должна быть скреплена печатью соответствующего органа (организации).
В соответствии с п. 6 Порядка в представлении на списание задолженности с учета указываются:
- информация об основании возникновения задолженности;
- сведения об основаниях для списания с учета задолженности;
- сведения о наличии/отсутствии информации о фактах незаконного получения имущества должника третьими лицами (при списании задолженности должника, требования к которому не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства);
- сведения о наличии/отсутствии информации о лицах, на которые законом или иными правовыми актами возложено исполнение обязательства ликвидированного должника;
- заключение о наличии или отсутствии возможностей и/или перспектив по принятию мер по взысканию (возврату) задолженности, в том числе направленных на прекращение обстоятельств, служащих основанием для списания задолженности с учета.
Подготовка и направление представления на списание задолженности с учета не служат основанием для прекращения принятия мер по взысканию (возврату) задолженности, в том числе направленных на прекращение обстоятельств, являющихся основанием для списания задолженности с учета.
Е.В. Гордукова,
юрисконсульт "ФБК-Право"
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1