г. Самара |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А55-24976/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Маркет" - Абакаров Ш.М-о., по доверенности от 01 марта 2013 года.,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился,
от Пузина Антона Юрьевича - извещен, не явился,
от общества с ограниченной ответственностью "Мира" - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 марта 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Маркет", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2012 года по делу N А55-24976/2012, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маркет", г. Самара, (1116316005057),
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Пузина Антона Юрьевича,
общества с ограниченной ответственностью "Мира", г. Самара,
о признании незаконными отказов, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Маркет" г. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа от 14 июня 2012 года N 12-1/3448/11-а, обязании предоставить в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, в районе дома N 219, площадью 120, 00 кв.м., под установку временного павильона "Продукты и промтовары" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией, признании незаконным отказа о предоставлении в собственность земельного участка от 09 июля 2012 года N 12-1/0139/12, обязании предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 63:01:0715004:7773, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, в районе дома N 224, площадью 99, 00 кв.м., под установку временного магазина товаров первой необходимости без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Решением суда первой инстанции от 29 декабря 2012 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Маркет" просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Отмечает, что в решении суд первой инстанции установил, что на испрашиваемых ООО "Маркет" земельных участках располагаются металлические павильоны принадлежащие Пузину А.Ю. и обществу с ограниченной ответственностью "МИРА".
Исходя из данного обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о применении статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а так же Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 года N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Поскольку, при подаче заявлений ООО "Маркет" не представило документов, в соответствии с Приказом Минэкономразвития N 475, суд пришел к выводу о законности применения Министерством пункта 2. 4 "Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством", утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74.
Указывает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослался на положения, закрепленные в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не применимы в рамках рассматриваемого дела, поскольку указанная статья регулирует приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Считает, что вывод суда о том, что ООО "Маркет" не представлен полный пакет документов при подаче заявления, а так же об обоснованности применением Министерством имущественных отношений Самарской области пункта 2.4 Порядка нельзя признать правильным.
Ввиду того, что Министерством не представлены доказательства наличия заявлений от иных лиц, претендующих на спорные земельные участки и в силу положений закрепленных в пункте 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ и части 2 пункта 2.10 Порядка, в редакции, действовавшей на момент вынесения отказов, податель жалобы считает, что требования ООО "Маркет" в части обязания Министерства предоставить земельные участки являются законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Ответчик считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 29.01.2013 г. N 12/946. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Ответчик и третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
24 ноября 2011 года поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Маркет" в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, в районе дома N 219, площадью 120, 0 кв.м., кадастровый номер 63:01:0715001:976, под установку временного павильона "Продукты и промтовары" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Министерство имущественных отношений Самарской области 14 июня 2012 года отказало в предоставлении земельного участка в аренду заявителю, мотивировав отказ отсутствием документов о правах на расположенные на спорном земельном участке строения.
ООО "Маркет" 18 января 2012 г. обратилось с заявлением в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, пр. Кирова, в районе дома N 224, площадью 99, 00 кв.м., кадастровый номер 63:01:0715004:773, под установку временного магазина без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Министерство имущественных отношений Самарской области 09 июля 2012 года отказало в предоставлении земельного участка в собственность заявителю, мотивировав отказ отсутствием документов о правах на расположенные на спорном земельном участке строения.
ООО "Маркет", не согласившись с отказами, посчитав, что нарушаются его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием о признании незаконным отказа от 14.06.2012 г. N 12-1/3448/11-а, обязании предоставить в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Вокзальная, в районе дома N 219, площадью 120, 00 кв.м., под установку временного павильона "Продукты и промтовары" без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией, признании незаконным отказа о предоставлении в собственность земельного участка от 09.07.2012 г. N 12-1/0139/12, обязании предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 63:01:0715004:7773, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, в районе дома N 224, площадью 99, 00 кв.м., под установку временного магазина товаров первой необходимости без устройства фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
29 декабря 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, арбитражный суд правомерно руководствовался и исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
По поручению Министерства имущественных отношений Самарской области комиссией по проведению осмотра земельных участков государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости" был произведен осмотр земельного участка, в ходе которого было установлено, что на земельном участке расположены металлические строения, рекламный щит, фундамент, что подтверждено Актом осмотра земельного участка от 14 мая 2012 года (том 1 л.д. 40-41).
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", документы, подтверждающие (устанавливающие) право собственности на здание, строение, сооружение, расположенные на спорном земельном участке, подлежат обязательному приложению к заявлению о предоставлении земельного участка, занятого такими объектами недвижимости.
Пунктом 4 Приложения N 2 к Порядку установлено, что в случае если на земельном участке располагаются объекты недвижимости, заявители представляют заверенные в установленном порядке копии свидетельств о государственной регистрации прав на данные объекты, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке, выданную не ранее, чем за 30 дней до даты подачи заявления, а также иные документы, подтверждающие возникновение прав заявителя на эти объекты в соответствии с действующим законодательством.
При отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на объекты недвижимости, могут быть представлены заверенные в установленном порядке документы, подтверждающие возникновение прав на них в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их приобретения.
В данном случае дополнительно должны быть представлены сведения из органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимости, подтверждающие их принадлежность заявителю, а также выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют соответствующее разрешение уполномоченного органа местного самоуправления на установку объекта на указанном земельном участке, либо акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный в установленном порядке, а также заверенные в установленном порядке копии договоров, на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке.
При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Как следует из материалов дела, заявителем указанные выше необходимые документы в Министерство имущественных отношений Самарской области представлены не были.
Пункт 2.4 Порядка определяет специальный вид решения министерства, которое может быть вынесено по итогам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка и прилагаемых к нему документов в форме отказа в предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Основанием для принятия такого вида решения министерства в соответствии с названной нормой Порядка является выявление препятствий для предоставления земельного участка заявителю.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что поскольку представленные документы не соответствовали установленным требованиям, предписанным в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", ответчиком правомерно был применен пункт 2.4 Порядка.
Таким образом, отказ министерства в предоставлении земельного участка в аренду соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Кроме указанного, на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, в связи с этим, у заявителя отсутствует исключительное право на приобретение земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В абзаце 6 пункта 3.1 Порядка, действующего в редакции Постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 г. N 198, указано, что положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Указанная норма земельного законодательства устанавливает основания для предоставления без торгов земельных участков, занятых временными объектами в аренду ввиду наличия у владельца временного объекта, расположенного на испрашиваемом земельном участке преимущественного перед другими лицами права на заключение договора (при наличии акта уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в аренду при отсутствии заключенного договора аренды).
В материалах дела отсутствует акт уполномоченного органа власти о предоставлении земельного участка в аренду, изданный до 01.07.2006 г.
Из положений пункта 3.1 Порядка следует, что для предоставления земельных участков, на которых располагаются временные объекты, без проведения торгов необходимо предоставить документы, перечисленные в данном пункте, подтверждающие законность установки временных объектов на испрашиваемом земельном участке.
Как усматривается из статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", указанными нормами предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, свободных земельных участков.
Исходя из того, что на спорном земельном участке расположены временные объекты, принадлежащие Пузину А.Ю., что подтверждено Договором аренды от 21.07.2011 г., требование заявителя об обязании министерства предоставить ему в аренду спорный земельный участок является необоснованным.
По поручению Министерства имущественных отношений Самарской области комиссией по проведению осмотра земельных участков государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости" был произведен осмотр испрашиваемого заявителем земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, пр. Кирова, в районе дома N 224, которым установлено, что на земельном участке расположены металлические павильоны, о чем свидетельствует Акт осмотра земельного участка от 03 мая 2012 года.
При этом документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", пунктом 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74, заявителем в министерство не представлены.
Поскольку представленные документы не соответствовали установленным требованиям, предписанным в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" министерство правомерно применило пункт 2.4 Порядка.
Поскольку на данном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, следовательно, у заявителя отсутствует исключительное право на приобретение земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положения пункта 8 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат применению в данном случае, поскольку заявитель не является арендатором земельного участка.
Действующая редакция абзаца 6 пункта 3.1 Порядка содержит указание на возможность без торгов приобрести земельный участок в аренду.
С учетом изложенного, действующим законодательством не предусмотрено оснований для предоставления в собственность земельного участка, на котором отсутствуют здания, строения, сооружения, принадлежащие заявителю на праве собственности, без проведения торгов.
На земельном участке расположены временные объекты, принадлежащие обществу с ограниченной ответственностью "Мира", что подтверждено Договором аренды от 11 июля 2011 года.
Таким образом, отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка в собственность заявителю соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2012 года по делу N А55-24976/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24976/2012
Истец: ООО "Маркет"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: ООО " Мира", Пузин Антон Юрьевич, ФГБУ ФКП " Федеральной службы регистрации, кадастра и каротграфии по Самарской области " в лице Самарского филиала