Правомерно ли введение обязательной платы за оказание образовательных услуг в образовательных учреждениях дополнительного образования детей?
Судебными решениями данные действия признавались неправомерными. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" (п. 1 ст. 45) "Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать... платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами...". Однако "платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета" (п. 3 ст. 45). В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233, реализация дополнительных образовательных программ является основной образовательной деятельностью для данного типа учреждения. Согласно пункту 47 Положения "Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами", но это не может быть отнесено к реализации основных дополнительных образовательных программ данным типом учреждения. В Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных...", также указано, что "платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета". Более того, на основании пункта 19 Правил потребитель может затребовать составление сметы на оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором. В этом случае смета становится частью договора. Составление такой сметы по требованию потребителя обязательно.
В соответствии с разграничениями полномочий государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления (Федеральные законы от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 07.07.2003 N 95-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") в некоторых регионах России были необоснованно ликвидированы или реорганизованы отдельные учреждения дополнительного образования детей, что нарушает права ребенка, его родителей (замещающих лиц), педагогов. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъектов РФ, согласно п. 7 ст. 29 этого же Закона, отнесены к компетенции субъектов РФ. Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 30 Закона РФ "Об образовании" федеральные органы исполнительной власти вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные настоящим Законом к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и местных органов управления образованием, касающиеся обеспечения "защиты прав и свобод граждан".
В.Д. Соколова,
консультант Управления экономики и финансов
Федерального агентства по образованию,
консультант-эксперт ИД "Советник бухгалтера"
1 ноября 2007 г.
"Советник в сфере образования", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник в сфере образования"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24681 от 16 июня 2006 г.
Ранее издавался под названием: "Советник бухгалтера в сфере образования и науки"
Учредитель: ООО "Издательский Дом "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95