Какими федеральными нормативными правовыми актами следует руководствоваться при предоставлении педагогическим работникам общеобразовательных учреждений льгот по коммунальным услугам в связи с разграничением полномочий органов власти?
По вопросам участия Российской Федерации и субъектов РФ в финансировании мер социальной поддержки педагогических работников в связи с реализацией права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) сообщаем следующее.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
Данная льгота, гарантированная государством, существующая в Законе с момента его принятия (1992 год), способствует закреплению молодых специалистов в данной местности.
В соответствии с п. 30 ст. 16 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ абзац третий п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" был дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".
Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Таким образом, Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.
В статье 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено участие органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения. "Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами".
Вместе с тем полномочия субъектов РФ по предметам совместного ведения, не предусмотренные п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. Финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Органы государственной власти субъекта РФ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ (п. 7 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ).
Пунктом 1 постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" установлена обязанность исполкомов сельских и поселковых советов предоставлять бесплатно педагогическим работникам начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности. Распоряжением Совета Министров СССР от 24.07.1949 N 11433-р действие постановления Совмина СССР от 10.02.1948 N 246 распространено на учителей, директоров и заведующих учебной частью средних школ в сельских местностях.
В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" вышеуказанные постановление и распоряжение являются действующими.
При определении понятия "бесплатная квартира" следует руководствоваться статьей 154 Жилищного кодекса РФ, в которой предусмотрена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных пп. 6 п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
По пункту 5 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ существует Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о признании его не соответствующим Конституции Российской Федерации". Данная норма направлена на упорядочение бюджетного процесса и должна истолковываться как обязывающая органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы при формировании и принятии бюджетов соответствующих уровней.
Право педагогических работников на своевременное получение предоставленных законодательством социальных льгот не может быть поставлено в зависимость от расчетов между бюджетами. Организации, несущие расходы, связанные с предоставлением льгот, не лишаются возможности предъявления в последующем требований о возмещении понесенных убытков.
В.Д. Соколова,
консультант Управления экономики и финансов
Федерального агентства по образованию,
консультант-эксперт ИД "Советник бухгалтера"
1 ноября 2007 г.
"Советник в сфере образования", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник в сфере образования"
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24681 от 16 июня 2006 г.
Ранее издавался под названием: "Советник бухгалтера в сфере образования и науки"
Учредитель: ООО "Издательский Дом "Советник бухгалтера"
Юридический и почтовый адрес редакции: 117997, Москва, Люсиновская ул., 51, оф. 584
Отдел подписки и распространения: (495) 258-00-27, (499) 236-33-89, 237-77-95