Поколение кока-колы сегодня пытается одевать маску поколения яппи
Архитектурная функция
Сегодня понятия "руководитель" и "лидер" пока, к сожалению, размыты. Когда я консультирую руководителей подразделений различных компаний, все чаще убеждаюсь, что руководитель наделен лишь формальной властью, но, к сожалению, не является лидером для своих подчиненных.
В представлении об идеальном руководителе мы стремимся к тому, чтобы он (руководитель) сочетал в себе менеджерские качества: выполнял "архитектурную" функцию и при этом обладал лидерскими навыками. Большинство руководителей сегодня отлично выполняют архитектурную функцию: осуществляют стратегическое планирование, оптимизируют бизнес-процессы, разрабатывают бизнес-планы... А все, что связано с лидерскими качествами, не считают необходимым не только развивать, но зачастую даже знать об этом.
На какие виды обучения сегодня западные и российские компании выделяют бюджеты? Западные, американские компании 80% бюджетов инвестируют на обучение лидерству. У нас это 3%, и то зачастую как бонус. "Ну чему тебя можно еще научить? Проект ты знаешь. Управление рисками - знаешь. Ну пойди, поучись лидерству". Этакий Бонус, который сам сотрудник порой брать не хочет.
Контекст
Лидерство - это качество, которое человек не может реализовать (раскрыть) без общества, людей, которые его окружают. Это контекст, в который попадает человек. Согласно данным, представленным Harvard Business School, 30% - это качества человека, а 70% - контекст. Часто бывает, что человек в рамках какой-то компании классно осуществил проект, поднял компанию "с коленей". Другая компания, которая пытается выйти из кризисной ситуации, ищет на рынке Его, этого Лидера, который придет и поможет выжить. Находят этого Лидера, но... месяц, второй, третий, а у него не получается. Вот это называется "контекст". Человек может раскрыть свои способности, задатки, если он попал в свой контекст. Можно ли представить Жанну Д'Арк сегодня в роли Лидера - полководца, который только на мистической вере смог поднять целые полчища мужчин за Францию? Сегодня - нереально. Контекст не тот.
Возникает другой вопрос: какие же качества позволяют вести за собой людей и делать так, чтобы тебе верили? В понимании профессоров Moscow Busines School, это позитивная скромность и высокая эмпатия, т.е. умение прочувствовать состояние другого человека как свое собственное. Когда ты чувствуешь "дыхание" людей, которые тебя окружают, можешь так преподнести общую цель, чтобы каждый увидел в ней свое собственное маленькое личное человеческое счастье. Люди никогда не пойдут за чужой целью, пойдут только за той, в которой они видят свою собственную реализацию. Лидер - человек, который знает своих последователей, общается с ними, не боится признавать свои ошибки и в трудную минуту не боится взять ответственность за этих людей. Похоже, ответственность - это ключевая компетенция Лидера. К сожалению, современные руководители оторваны от своих подчиненных. А быть внимательным к другим можно, только если ты открыт для самого себя, умеешь, в первую очередь, признавать свои ошибки. Если ты не принимаешь себя настоящего - ты закрыт для других людей, никогда не сможешь чувствовать их. Навык, который мы пытаемся развивать в менеджерах, - возможность знать себя и управлять своими эмоциями, а отсюда - управлять эмоциями других людей. Ведь это так просто и так интересно.
К большому сожалению, в российской практике не принято развивать лидеров, принято развивать менеджеров.
Уважаемый, авторитетный руководитель - всегда лидер.
Позитивная скромность
Лидер - это человек, который умеет проявлять чувства к другим. Это важно. Хорошие отношения строятся, когда есть доверие. Задача лидера - сформировать доверие. Люди в бизнесе и в политике похожи тем, что они внимательно относятся к чувствам других людей. Я не говорю сейчас об имиджах, которые создают некоторым политикам.
Позитивная скромность - это также то, что объединяет лидеров в этих сферах.
А различий я не вижу. Что такое политическое лидерство? Это умение возглавить, вдохновить, взять ответственность за других людей. Если ты не чувствуешь других людей, не чувствуешь эпоху (контекст) - ты не сможешь зажечь сердца последователей.
Глобальное лидерство
Появилось понятие глобального лидерства. Это связано с развитием бизнеса и появлением транснациональных компаний. Зачастую лидерам приходится понимать и чувствовать не только людей своей национальности, вероисповедания. В компаниях работают люди всех национальностей, религий.
Иду по приборам
Чтобы верно осуществлять деятельность, руководитель должен начать с себя. Даже если он классный лидер или считает себя таковым, никогда не вредно взглянуть на свою жизненную позицию со стороны, откорректировать ее, задать правильный курс. Пилот самолета не ориентируется по континентам и странам, над которыми пролетает. Ориентир - это прибор Управления. Поэтому бывает не вредно взглянуть на приборы управления еще и еще раз, чтобы сверить курс, узнать, в правильном ли направлении движется самолет. Часто на тренингах личностного роста и коуч-сессиях случается, что руководители, которых я прошу назвать три самые главные свои жизненные ценности, попадают в крайне затруднительное положение. При этом в жизни они пытаются принимать решения не только за себя, но и за своих последователей.
Мало определить свои ценности, свой стержень, важно помочь другим людям определиться и с их ценностями тоже.
Иногда слушатели, которые приходят на курсы по лидерству, просят пропустить первый блок "Личностные навыки", который дает возможность заглянуть в себя и определиться со своим курсом. Все хотят сразу начать с изучения навыков, как "зажигать" других. В таких случаях приходится объяснять, что это невозможно без предварительной ревизии себя самого.
Поколение "яппи"
Вопрос о лидерах нового поколения - это очень больной вопрос. Потому, что сейчас на тренинги приходит поколение, с которым необычайно интересно, но крайне непросто работать. Приходится менять программы, вкраплять в эти программы работу с пониманием личностных ценностей. Желания зачастую необоснованные, слишком амбициозные. Поколение кока-колы сегодня пытается одевать маску поколения яппи. Но это грустно. Какое яппи, пытаюсь им объяснить, детство в сандаликах за рубль тридцать, двухкомнатная хрущевка, школьный обед из перловки и жареной "Докторской"... А простые жизненные ценности, такие как семья, уважение к старшим, самореализация, порой на тренингах вызывают сопротивление. Им хочется все и сразу. У молодого поколения завышенный стандарт Лидера, который, по их представлениям, должен быть успешным, волевым, обаятельным, жестким, при этом глубоко чувствующим и весьма разносторонним. Думаю, как наш президент, В.В. Путин.
MBS
Компания - это своего рода тоже образ Лидера для сотрудников. И если она умеет заботиться о них, нести ответственность в трудные минуты, - люди выкладываются. От всей души. Особенно это касается людей творческих профессий.
Качественные учебные программы, востребованные рынком, - для нас это тема номер один. Но, чтобы проводить обучение по имеющимся программам, нужны классные профессора. Мы понимаем, что это ключевые бизнес-единицы нашей компании. И мы постоянно работаем над этим вопросом. Условия для комфортной работы в компании созданы на "пять с плюсом", сама корпоративная культура поддерживает творческий дух, любую инициативу. В компании создана очень демократическая атмосфера, коммуникации просты, решения принимаются динамично. Возможность обучения как в России, так и за рубежом не только поощряется, но и инициируется руководством. Менеджмент компании достаточно молод и талантлив. При этом уважительно и бережно относится к профессуре - опытным солидным практикам. Наша задача - пополнять и сохранять пул преподавателей, которые занимаются не столько озвучиванием программ, сколько их разработкой, адаптацией, исследованиями.
Мы стремимся к прогрессу, изучаем лучшие практики и совершенствуем их. И это нам помогает лидировать в конкурентной среде.
В. Друтько,
директор департамента программ
"Лидерство и личная эффективность",
Moscow Business School
"Управление персоналом", N 1, январь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.