г. Саратов |
|
07 марта 2013 г. |
Дело N А06-7429/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" марта 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Пригаровой Н.Н., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (г. Астрахань, ОГРН: 1043000718200, ИНН: 3015067349)
на решение арбитражного суда Астраханской области от "26" декабря 2012 года по делу N А06-7429/2012 (судья Мирекина Е.И.)
по заявлению Администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области (Астраханская область, г. Нариманов, ОГРН: 1023000841940, ИНН: 3008004235)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (г. Астрахань, ОГРН: 1043000718200, ИНН: 3015067349)
заинтересованное лицо:
Администрация муниципального образования "Рассветский сельсовет" (Астраханская обл., Наримановский р-н, Рассвет с., ОГРН, 1023000836880, ИНН:3008005567)
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, обязании осуществить государственную регистрацию права
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области (далее заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее Управление, регистрационный орган) N 03/016/2012-570 от 17.09.2012 года об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.
Решением арбитражного суда Астраханской области от "26" декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены. Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области N 03/016/2012-570 от 17.09.2012 года об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости признано незаконным.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Наримановский район" на котельную блок-модуль, общей площадью 29,3 кв.м., литер А, расположенную по адресу: Астраханская область, Наримановский район, с. Рассвет, ул. Колхозная д.39а в установленный законом срок.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В материалах дела имеется отзыв на апелляционную жалобу, в котором Администрация муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 08 февраля 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия Администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Администрации муниципального образования "Рассветский сельсовет", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Поволжского третейского суда от 15.11.2011 г. по делу ПТС-15- 1/11 за Муниципальным образованием "Наримановский район" признано право собственности на котельную блок-модуль, общей площадью 29,3 кв.м., литер А, расположенную по адресу: Астраханская область, Наримановский район, с. Рассвет, ул. Колхозная, д. 39а.
Муниципальное образование "Наримановский район" обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения Поволжского третейского суда при Обществе с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Лига" от 15.11.2011 г. по третейскому делу N ПТС-15-11/11 о признании права собственности на объекты недвижимого имущества.
Определением арбитражного суда Астраханской области от 18.04.2012 г. по делу N А06-1241/2012 заявление удовлетворено, Муниципальному образованию "Наримановский район" выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения Поволжского Третейского суда Постоянно действующего третейского суда при Обществе с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Лига" от 15.11.2011 г. по делу NПТС-15-11/11 стороны третейского разбирательства: Муниципальное образование "Наримановский район" и Муниципальное образование "Рассветский сельсовет" Наримановского района Астраханской области, которым признано право собственности на котельную ТКУ 200, общей площадью 24,1 кв.м., литер строения А, расположенную по адресу: Астраханская область, Наримановский район, с. Рассвет, ул. Советская, д. 31 "а", и котельную блок-модуль, общей площадью 29,3 кв.м, литер строения А, расположенную по адресу: Астраханская область, Наримановский район, с. Рассвет, ул. Колхозная, д. 39 "а".
На основании решения третейского суда и исполнительного листа по делу N А06-1241/2012 от 18.04.2012 г. Администрация МО "Наримановский район" обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области Наримановский отдел с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеназванную котельную в установленном законом порядке.
Письмом N 03/016/2012-570 от 17.08.2012 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (Наримановский отдел) приостановило государственную регистрацию права собственности.
17.09.2012 уведомлением N 03/016/2012-570 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (Наримановский отдел) в государственной регистрации права собственности объекта недвижимости отказано.
Мотивом отказа послужило то обстоятельство, что заявителем не представлены правоустанавливающие документы на объект недвижимого имущества, решение Поволжского третейского суда от 15.11.2011 г. о признании права собственности не является основанием для государственной регистрации права собственности. Исполнительный лист арбитражного суда Астраханской области регистратором не принят во внимание.
Полагая, что указанное решение об отказе в государственной регистрации права собственности на котельную блок-модуль, общей площадью 29,3 кв.м., литер А, расположенную по адресу: Астраханская область, Наримановский район, с. Рассвет, ул. Колхозная, д. 39 а, противоречит ст. 131 ГК РФ, нарушает права заявителя как собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, Администрация муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области обратилась в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при наличии вступившего в законную силу судебного акта о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения Поволжского третейского суда от 15.11.2011 г. у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно п. 5 ст. 2, абзаца 2 п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Согласно части 1 статье 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственной регистрации прекращения прав и основания отказа в государственной регистрации урегулированы нормами Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним указаны в части 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В соответствии с п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. При этом они должны соответствовать требованиям действующего законодательства и отражать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
В силу пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации прав не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным статьей 18 названного Закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 28 Закона о государственной регистрации закрепляет обязанность регистрирующего органа совершить действия по государственной регистрации прав, установленных решением суда, арбитражного суда, третейского суда.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 10-П взаимосвязанные положения п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 1 Закона о третейских судах, ст. 28 Закона о регистрации, п. 1 ст. 33 и ст. 51 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в их конституционно-правовом смысле в системе действующего правового регулирования, допуская осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании решения как государственного, так и третейского суда, не отождествляют тем самым понятия "суд" и "третейский суд" в контексте функции отправления правосудия, присущей исключительно государственному суду, но лишь приравнивают - для целей государственной регистрации или обращения взыскания на имущество - последствия вынесения решения государственным судом и посредством третейского разбирательства, что согласуется как с конституционным требованием об осуществлении правосудия только судом, так и с природой третейского разбирательства как общепризнанной альтернативной формы защиты гражданских прав.
По смыслу абзаца шестого пункта 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты государственного суда.
Пунктом 1 статьи 45 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" предусмотрено: если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению, которое осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Отсутствие выданного государственным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда о признании права собственности на недвижимость является основанием для отказа в государственной регистрации такого права в соответствии с абзацем девятым пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации.
В соответствии со ст. 236 АПК РФ вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору, возникшему из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.
По результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда арбитражный суд выносит определение по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса для принятия решения (ст. 240 АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, стороны третейского спора не исполнив добровольно решение третейского суда, обратились в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения Поволжского третейского суда. Исполнительный лист на принудительное исполнение решения выдан 18.04.2012 г.
Обратившись в Управление Росреестра по АО с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - котельную блок-модуль, заявитель представил кадастровый паспорт N 3820 от 24.03.2012 г., решение третейского суда от 15.11.2011 г., исполнительный лист от 18.04.2012 г. N А06-1241/2012.
Таким образом, заявителем были представлены все документы необходимые для осуществления государственной регистрации.
Поэтому отказ регистрирующего органа в регистрации права собственности общества на объекты недвижимого имущества является неправомерным.
В нарушение требований статьи 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ регистрирующий орган не представил судам первой и апелляционной инстанций доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации.
Довод апелляционной жалобы о том, что третейское решение не является основанием для государственной регистрации права и не подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации в отличие от судебных актов судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, апелляционный суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Как было указано выше, статьей 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации, вступившие в законную силу судебные акты, являются одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно позиции, изложенной в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Закона о государственной регистрации", основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о регистрации являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 3004/11 по делу N А63-5034/2010, в действующем правовом регулировании необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяет специфику удостоверения прав на него, установленных третейским судом. Она заключается в обязательности прохождения правообладателем, права на недвижимое имущество которого установлены решением третейского суда, процедуры получения исполнительного листа на его принудительное исполнение. При государственной регистрации прав на недвижимость регистрирующий орган не должен оценивать допустимость передачи спора на разрешение третейского суда и законность вынесенного третейским судом решения, если на принудительное исполнение этого решения выдан исполнительный лист государственного суда.
Как следует из материалов дела, в резолютивной части решения третейского суда, представленного на государственную регистрацию, содержится вывод о признании за заявителем права собственности на спорные объекты недвижимости; в регистрирующий орган представлен выданный на основании решения третейского суда исполнительный лист арбитражного суда.
Учитывая изложенное, решение третейского суда и исполнительный лист арбитражного суда на его принудительное исполнение являлись основанием для государственной регистрации права собственности общества на объекты недвижимости.
Довод регистрирующего органа о том, что выданный арбитражным судом исполнительный лист не является для них обязательным, является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от "26" декабря 2012 года по делу N А06-7429/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Н.Н. Пригарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7429/2012
Истец: Администрация муниципального образования "Наримановский район"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Рассветский сельсовет", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области
Третье лицо: Администрация МО "Рассветский сельсовет"